Что такое апартеид определение в истории. Реальный апартеид

Апартеи́д, апа́ртхейд (африк. apartheid - «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.
Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на территории, составлявшей около 30 % площади расселения банту на территории ЮАР до прихода европейцев. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания).\ Здесь Википедия умалчивает,а на forumе указывается,что белым для посещения «черных» районов»,тоже нужен был такой пропуск-Авт.\
Утверждается, что политика апартеида была продолжением и расширением той сегрегации, которую практиковали белые правительства в Южной Африке. Среди примеров этой политики можно назвать Земельный акт 1912 года и ограничения на наём чернокожих африканцев на работу, появление которых было связано с договорённостями, достигнутыми бурскими республиками (Трансваалем иОранжевым свободным государством) с Британской империей после англо-бурской войны. С другой стороны, существует мнение, будто вначале идея апартеида подразумевала лишь политическое разделение («большой апартеид»), но не бытовую сегрегацию («мелкий апартеид»). Например, во время Второй мировой войныправительство Объединённой партии Смэтса не слишком строго следило за соблюдением сегрегационистских законов.
.
Главными «законами апартеида» были следующие:
Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
Поправка к Закону о безнравственности (1950)
Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
Закон о регистрации населения (1950)
Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или банту (правительство Национальной партии исключило из официальных документов употребление слово «туземец», обычно использовавшееся до этого для обозначения представителей коренного населения, и заменило его словом «банту»).
Акт о групповых областях (27 апреля 1950)
По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
Закон о самоуправлении банту (1951)
Этот закон создал для чернокожих африканцев отдельные «правительственные» структуры.
Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чернокожие африканцы.
Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительство жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
Закон об образовании банту (1953)
Этот закон полностью передал государству контроль над школьным образованием среди чернокожих африканцев, прекратив существование миссионерских школ. /по этому же закону в школах,бывших ранее миссионерскими,вводилось образование на языке банту,кроме того предусматривалось строительство новых школ,а также колледжей и университетов для банту.Упоминается,что в бантустанах количество врачей было на душу населения ВЫШЕ,чем в «белых» районах,а качество обслуживания-ниже.Объясняют более низкой квалификацией «черных» медиков-Авт.\.

Закон о городских областях банту (1954)
Этот закон ограничил миграцию чернокожих африканцев в города.
Закон о шахтах и работе (1956)
Этот закон делал официальной расовую дискриминацию при приёме на работу.
Закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев (1958)
Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у чернокожих африканцев было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.\независимость этих государств не признавалась ни одной третьей страной,поэтому их граждане не могли выехать за границу по своему паспорту-Авт.\
Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.\в частности,выкупались фермы и передавались банту,строились предприятия-Авт./
Закон о расширении университетского образования (1959)
Этот закон ввёл отдельные университеты для чернокожих, цветных и индийцев./их пришлось строить-Авт./
Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чернокожих африканцев в бантустаны, где им было легче найти работу./расширение закона от 1959 года – теперь прямо запрещалось строительство новых предприятий,а поощрялся их перевод в бантустаны-Авт.\
Закон о гражданстве бантустанов (1970)
Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.
Указ о преподавании на африкаанс (1974)
Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском, наполовину на африкаанс.
В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией: они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост чернокожих в XX веке был значителен.

Так. «Мелкий апартеид»,на бытовом уровне,доходящий до маразма,вызывает у нас понятное чувство неприятия и отторжения.Это расизм. Вот фото.

Недавно в Уфе прошёл саммит БРИКС (сообщество России, Индии, Китая, Бразилии и Южной Африки). Было сказано много красивых слови о перспективах этого сообщества, как грядущего локомотива мирового экономического развития. Однако в системе БРИКС имеется страна, чья перспектива выглядит, мягко говоря, не очень. Мало того, её в ближайшем будущем может постигнуть очень серьёзный кризис, который наверняка отбросит это государство в разряд самых неблагополучных государств мира.

Речь идёт о Южно-Африканской республике...

«Самая скверная экономика»

По результатам 2014 года Южная Африка находится на третьем месте среди стран с самой скверной экономикой, и, как следствие, среди стран, в которых жить и работать особенно тяжело. По данным на 2013 год прирост ВВП на душу населения составлял 1,9%, в 2012 году он составлял 2,5 %, а в 2011 – 3,6 %. Велика вероятность того, что в 2015 году ВВП составит всего лишь 1%. Индекс подсчитан путём сложения инфляции и уровня безработицы в стране — оба критерия зашкаливают. В подобном экономическом провале ЮАР опережают лишь две страны в Латинской Америке — Венесуэла и Аргентина...

В целом экономика ЮАР стала приходить в упадок примерно с 2009 года, после начала мировой рецессии. Прежде всего, она страдает из-за проблем в системе коммуникаций — таких, как частое отключение электричества, лесные пожары, плюс проблемы в разного рода техническом обслуживании. Всё названное привело к резкому спаду в промышленном производстве. Проблем добавляют и постоянные забастовки шахтёров...

Есть ещё один негативный фактор, который существенно влияет на национальную экономику — спад цен на золото на мировом рынке. Статистика Южной Африки (Statistics South Africa) утверждает, что слабый прирост доходов и безработица в частном секторе (в частности, в горнодобывающей промышленности) привели к повышению уровня безработицы — профсоюзы говорят о целых 40%! Для сравнения – безработица в США во время Великой Депрессии достигла лишь 25%...

Как сообщает Reuters, индекс делового доверия ЮАР снизился до десятилетнего минимума по причине слабой промышленной активности. Иностранные капиталовложения, которые обычно помогают правительству восполнить текущий дефицит, также снизили свой темп...

Так что же случилось с экономикой ЮАР с тех пор, как пал режим апартеида? Почему при этом белом апартеиде она буквально процветала, а при чёрной демократии резко скатилась вниз? Получается, что Нельсон Мандела не понимал, к чему приведет его «борьба за права чернокожих»? Видимо, так оно и есть — расовый вопрос сильно подкосил хозяйство ЮАР.

Нищета «по-белому»

Наверное, чёрных Южной Африки сначала следовало бы подготовить к демократии, прежде чем передать управление страной в их руки. Но получилось так, что вожжи правления отдали чуть ли не «политическому младенцу», который всё благополучно разрушил. А те, кто когда-то превратил ЮАР в самое процветающее государство на африканском континенте, сегодня фактически не имеют никаких прав — ни в политике, ни в экономике...

Сегодня в ЮАР за чертой не просто бедности, а нищеты, находится более 40% населения! И среди них не только чернокожие, как принято думать. 1 млн белых южноафриканцев из оставшихся трёх вынуждены сводить концы с концами в лагерях для бедных. Какой бы ни была политика апартеида, в то время сложно было представить, чтобы белый человек, обладающий квалификацией и опытом, может скатиться до такого же уровня жизни, что и его чернокожий собрат, ни дня не проучившийся в школе. Сегодня же это – реальная жизнь.

Ситуация усугубляется тем, что в государственные организации белым дорога напрочь закрыта, за исключением, может быть, очень востребованных специалистов, например, инженеров, электриков и медиков. То есть, налицо самая настоящая расовая дискриминация! Статус дискриминируемых по цвету кожи белые получили постепенно, с отменой апартеида и проведением политики «экономической реабилитации» чернокожего населения — она заключается в намеренном увеличении доли чернокожего населения в любой сфере занятости и в сокращении сотрудников с белым цветом кожи. Это – закреплённая законом практика.

Что происходит с человеком, которого вдруг сокращают по причине цвета кожи? Либо он основывает собственный бизнес и быстренько выкручивается из положения — именно эти белые живут в домах с бассейнами и прочими удобствами, которые мы нередко можем лицезреть по телепередачах про ЮАР. Но если человек не может перестроиться, то тогда теряет всё! Ибо здесь нужно платить за само право жить — за еду, воду, электричество, бензин для машины, школу для детей, медицинскую страховку для всей семьи, откладывать деньги на будущую пенсию (государственная пенсия в пересчёте на наши деньги составляет не более 6000 рублей), на высшее образование для детей (бесплатного образования в ЮАР нет)…

Но откуда взять это средства, если нет работы? Именно так белые люди и оказываются в настоящих гетто, лагерях для бедных (squatter camps). На сегодняшний день самый населённый лагерь для белых – это Coronation Park в местечке Крюгерсдорп, недалеко от Йоханнесбурга. Во времена англо-бурских войн место использовалось британцами в качестве концентрационного лагеря. Сейчас лагерь является домом примерно для 400 африканеров, живущих в прицепах, палатках и даже домах на деревьях. Естественно, без всяких удобств. Еду здесь готовят на костре, воду разогревают таким же способом.

На данный момент около 430.000 африканеров проживают в такого рода лагерях-гетто. Только вокруг Претории располагаются более 80-ти таких «поселений». Всего же в стране лагерей для нищих (независимо от расы) насчитывают около 2000...

Если поговорить с их обитателями, то у всех похожие истории, хотя других здесь и не может быть — в основном всем пришлось продавать дома ввиду утери кормильца или потери работы после установления в стране практики по ликвидации «расовой дискриминации». Белые по этому поводу горько шутят, что настало время апартеида наоборот.

Опасность подобного положения для африканеров состоит в том, что с верой в предопределённость, о которой говорит кальвинизм (а многие африканеры исповедуют именно этот вариант протестантизма) у людей пропадает желание что-то изменить в жизни — к положению бедного привыкаешь, вырабатывается отношение к себе как к жертве, во всём видится воля Бога. И человек опускается на самое дно, зачастую превращаясь из хорошо образованного классного специалиста в бесполезное для общество существо.

В 2009 году президент ЮАР Джейкоб Зума посетил Коронейшн Парк и, говорят, был сильно удивлён. Ему приписывают следующие слова: «Поголовная нищета, которая царит среди чернокожего населения страны, не означает, что мы должны игнорировать нищету среди белых людей, о которой даже стыдно теперь говорить».

У меня есть сомнения, что чёрный расист Зума, который всячески способствовал политике апартеида против белых, действительно так сказал...

Но ЮАР сегодня не просто убивает своих белых детей. Республика ещё буквально рубит тот экономический сук, на котором сидит! Ибо огромное значение для экономики ЮАР имеет фермерство, которым занимались и занимаются главным образом именно белые люди. Республика является десятым в мире производителем подсолнечных семечек, на тринадцатом месте — по производству сахара. 50% всего производства сахара экспортируется в страны, граничащие с ЮАР, остальное идёт на экспорт в другие страны Африки, Северную Америку, Средний Восток и страны Азии.

Кроме того, ЮАР является девятым самым крупным производителем вина в мире. Более 110 000 га земли используется для выращивания винограда. Около 4000 виноделов создают рабочие места примерно для 60 000 людей. ЮАР занимает 4-е место в мире по производству цикория, 4-е – по выращиванию грейпфрутов, 7-е – кукурузы, 9-е – по производству груш. Так же страна в огромном количестве производит различного рода крупы, ананасы, авокадо и другие продукты.

Животноводство – самый крупный сектор в фермерском хозяйстве ЮАР. Производство молочных продуктов и мяса предполагает занятость более 60 000 человек...

То есть, фермерство создаёт рабочие места и кормит страну! Но именно фермеры в настоящее время подвергаются наиболее частым грабежам и физическому насилию вплоть до убийства. Причина – «промывание мозгов» правительством. Большинство чернокожих считает, что белые украли у них землю, и теперь настало время им заплатить за это.

Если фермеры будут продолжать оставаться мишенью для чернокожих бандитов, то экономика ЮАР однажды придёт в полнейший упадок.

Петля Зимбабве

Подобное уже произошло в соседнем государстве Зимбабве, на сегодняшний день одной из самых бедных стран мира. До обретения независимости страна именовалась Родезией, по имени известного британского колонизатора Сесила Родса, захватившего в XIX веке эту территорию. К началу обретения независимости в 1980 году в Южной Родезии проживало 28.000 белых и примерно миллион коренных африканцев. Это значит, что 3% населения контролировали примерно 75% пригодной для фермерства земли.

Конечно же, это было несправедливо. Однако пришедшие к власти чернокожие, которые, собственно, и переименовали Родезию в Зимбабве, поступили ничуть не лучше былых колонизаторов.

Поначалу, чтобы вытеснить белых, президент Роберт Мугабе и его люди стали вынуждать фермеров «продавать» свои участки по смехотворным расценкам. Тех, кто не соглашался, просто выбрасывали из своих домов, а то и просто убивали. Поэтому люди были вынуждены бросать буквально всё своё имущество и с пустыми карманами уезжать из страны. А к тем белым, кто всё же решил остаться, стали применять более изощрённую тактику.

Им начали «подселять» чёрных крестьян — белые фермеры были поставлены перед фактом сосуществования на одном клочке земли с вновь прибывшими. Вскоре подобная практика переросла в систему по всей стране. «Подселившиеся» к тому же были защищены специальным законом, и вскоре последовало поголовное разделение существующих ферм на более мелкие, а их белым владельцам приказали покинуть свои участки в течение короткого времени. И снова строптивых стали без пощады убивать — причём, вырезали целые семьи!

Сегодня фермерство, как высокоразвитая культура земледелия, которая когда-то составляло гордость этой страны, фактически полностью уничтожено!

Вопрос — какой был смысл лишать белых людей земельных ресурсов только на основе их расовой принадлежности и только лишь для того, чтобы «восстановить справедливость и равенство»? Ведь земля в итоге была отдана тем, кто никогда не занимался фермерством, кто не знает, что делать с землёй и понятия не имеет, как хотя бы не разрушить то, что было уже построено.

Переселяя своих чернокожих соплеменников на фермы, правительство страны даже не позаботилось о том, чтобы снабдить их всем необходимым – зерном, удобрениями, оборудованием и другими важными составляющими фермерства. В итоге – полный крах экономики, плюс страшная бедность населения. Чёрные зимбабвийцы ныне оказались даже в ещё худшем положении, чем во времена колониализма — крика о справедливости было много, а результат получился катастрофический. Не зря знаменитый архиепископ Дезмонд Туту назвал деятельность президента Мугабе «карикатурным изображением всего, что, как полагают люди, делают чернокожие африканские лидеры»...

Таким образом, Зимбабве – наглядный пример неудачной земельной реформы для ЮАР, которая планирует провернуть подобное безрассудство в ближайшем будущем. И если это всё же случится... Думаю, негативные последствия, с учётом южноафриканской специфики, будут куда как ужаснее, чем даже в этой соседней стране.

Валерия Вестэйзен, специально для «Посольского приказа»

Первоначально территория Южной Африки заселялась голландскими колонистами, которые и составляли большинство белых поселенцев в регионе. Однако на рубеже XVIII-XIX веков англичане захватили колонию и формально она стала английской. Англичане стимулировали переселение своих подданных на африканский континент, из-за чего у них стали возникать стычки с уже жившим там на протяжении нескольких поколений местным населением из числа голландских колонистов, получивших название "буры". В конце концов под административным натиском англичан буры стали продвигаться в глубь континента, создав свои независимые государственные образования.

В конце XIX века в Южной Африке нашли богатые месторождения золота и алмазов, что вызвало две англо-бурских войны. К первой англичане оказались плохо готовы и проиграли, но во второй взяли реванш. В результате все южноафриканские колонии и бурское государство были объединены в единый Южноафриканский союз, ставший доминионом Британской империи.

Это объединение привело к появлению двух влиятельных партий: Южноафриканской, которая в основном состояла из английских переселенцев и ориентировалась на Британию, и Национальной партии, которая исповедовала доктрину африканерского национализма.

Африканеры традиционно противопоставляли себя английским колонистам, поскольку вели происхождение от самых первых белых поселенцев в Африке. Отличались они как по языку (африкаанс ближе к голландскому), так и этнически (африканеры происходили от голландских и французских протестантов). Кроме того, среди белого населения африканеры были большинством.

Становление апартеида

В мае 1948 года к власти в Южной Африке пришла Национальная партия, ориентировавшаяся на африканерское большинство. С этого момента влияние англичан стало падать, и противоречия между доминионом и метрополией дошли до такой степени, что в начале 60-х годов Южная Африка провозгласила независимость и вышла из состава Британского содружества.

Среди лидеров Национальной партии было немало активистов Брудербонда (Братства африканеров) - тайной (поначалу) организации, стоявшей на позициях радикального африканерского национализма и выступавшей за независимость Южной Африки от Британии. В годы Второй мировой войны Брудербонд симпатизировал нацистской Германии и государствам Оси, рассматривая их как самых могущественных противников Британии. Практически все южноафриканские лидеры начиная с 1948 года были активными членами Брудербонда.

С конца 1940-х годов южноафриканское правительство принимает целую серию сегрегационных законов, которые и стали основой политики апартеида. Первым делом было проведено расовое размежевание населения. Раса в обязательном порядке указывалась в документах, и принадлежность к той или иной расовой группе существенно облегчала или, наоборот, усложняла жизнь.

Расовых групп оказалось три: белые, чёрные и цветные. Любопытно, что в США, где в то же время ещё существовала сегрегационная система, никаких различий между оттенками кожи не делалось и цветными именовались все темнокожие американцы. Но в ЮАР цветных, или, как их ещё называли, коричневых, африканцев чётко отличали от банту (так именовали темнокожее население). Цветными считались мулаты, происходившие от браков первых голландских колонистов с африканцами. Они, как правило, говорили на африкаансе, в полной мере усваивали культуру европейских переселенцев, были грамотны и придерживались протестантизма.

Цветные подвергались меньшей дискриминации, чем банту, но не имели всех прав белых граждан.

Смыслом апартеида было не преследование чернокожего населения, а тотальное изолирование друг от друга расовых групп. Белые жили только вместе с белыми, цветные - с цветными, банту - с банту. Весь госаппарат работал на то, чтобы расовые группы не пересекались друг с другом.

Запрещались межрасовые браки и даже межрасовые сексуальные контакты. Вся страна делилась на области, каждая из которых отводилась определённой расовой группе и остальные не должны были там находиться, кроме как по работе или делам чрезвычайной важности.

Для белых и чёрных были раздельные пляжи, отдельные автобусы, разные больницы, школы и университеты, кладбища, парки и различные места досуга. Белых лечили, учили и обслуживали только белые, чёрных - только чёрные, цветных - цветные.

Если белый предприниматель нанимал на работу чернокожих, он обязан был оплачивать строительство жилья для них. Закон о строительстве жилья для рабочих имел две стороны медали. С одной стороны, он гарантировал жильё бедным рабочим из числа банту, с другой стороны, это были дополнительные издержки для нанимателей, которые не каждый из них был согласен нести, в результате чего нанимать работников из числа банту было не очень выгодно.

Международное давление

По мере принятия всё новых дискриминационных законов африканское правительство вызывало всё большее недовольство остальных мировых держав. По всему миру происходили процессы деколонизации и расширения прав национальных меньшинств, а ЮАР двигалась в противоположном направлении.

В периоды разрядки, когда США и СССР приходили к компромиссу, главным мировым злодеем становилась ЮАР, которую одинаково бичевали как коммунисты ("за фашизм и реакционность"), так и капиталисты ("за нарушение прав человека и расовую дискриминацию").

Африканеры оправдывались тем, что не преследуют никого по расовому признаку. Они указывали на то, что сегрегация только лишь разделяет расы ради сохранения их традиций, а не дискриминирует, поскольку разрешения и запреты в равной степени касаются всех. Они утверждали, что чернокожее население имеет своё самоуправление, что больницы, школы и университеты для них финансируются из бюджета, что белые платят даже большие налоги, чем банту.

Однако это мало убеждало мировое сообщество, и ЮАР превратилась в страну-изгоя. По линии ООН было наложено эмбарго на любые поставки оружия в республику.

ЮАР была полностью изолирована на международном уровне. Начиная с 1960 года ни один иностранный лидер государства не посетил страну, а южноафриканских лидеров приняли лишь в трёх странах. Из числа более-менее развитых государств отношения с ЮАР поддерживали только Израиль, Тайвань, Чили и Южная Корея.

Хотя торговые контакты ЮАР с европейскими странами и Америкой практически не прерывались до 80-х годов, спортивное, военное, культурное и образовательное сотрудничество было практически полностью прекращено. Во второй половине 80-х стали сворачиваться и торговые отношения, США и Великобритания фактически объявили ЮАР эмбарго, сократив контакты местного бизнеса с республикой.

Изоляция не устраивала власти ЮАР, и они пошли на весьма хитрый ход, чтобы избавиться от подозрений в расизме.

Бантустаны

Создание бантустанов теоретически могло позволить ЮАР избежать обвинений в расизме и апартеиде.

Это были полностью самоуправляемые регионы компактного проживания народа банту. С целью ограничения переселения чернокожего населения в города для белых власти ЮАР приняли специальный закон о перемещении предприятий в приграничные с бантустанами области, что позволяло нанимать на работу жителей резерваций, но при этом закрывало им доступ в города.

В перспективе многие бантустаны превратились из автономных регионов в независимые государства. ЮАР официально признала их в качестве независимых стран, установила дипломатические отношения. Смысл этой хитрой акции заключался в следующем: все чернокожие жители бантустанов лишались гражданства ЮАР и получали гражданство своего бантустана.

В них существовало самоуправление, проводились свои выборы, и всё это формально позволяло ЮАР считать чернокожих иностранными рабочими и, соответственно, регулировать их миграцию системой квот и ограничений. Поскольку ограничения на иностранную рабочую силу не осуждаются мировым сообществом, власти ЮАР рассчитывали подобным образом избавиться от обвинений в расизме.

Первый получивший независимость бантустан - Транскей возглавил племянник Нельсона Манделы, который к тому времени уже считался в мире символом борьбы с апартеидом. Более того, Транскей первым делом разорвал дипломатические отношения с ЮАР, продемонстрировав, что он - серьёзное независимое государство, а не фикция.

Но мировые лидеры в это не поверили. Независимость ни одного бантустана не была признана ни одним мировым государством. При этом некоторые бантустаны оказались весьма богатыми государствами и в дальнейшем наотрез отказывались возвращаться в ЮАР при Манделе.

Однако большинство бантустанов оказались неблагоприятными местами с низким уровнем жизни. Этому способствовала и коррупция местных чернокожих элит, и их невысокая управленческая квалификация, и отсутствие развитых производств во многих бантустанах, где могло бы работать местное население.

Конец апартеида

Система апартеида в результате упёрлась в тупик. С одной стороны, после падения СССР ЮАР оказалась главным злодеем на международной арене. С другой стороны, население бантустанов стремительно радикализировалось.

В бантустанах был переизбыток неквалифицированной рабочей силы. В их среде стали появляться радикальные лидеры, которые выступали уже не за борьбу за равноправие, а с позиций чёрного расизма, призывая убивать белых угнетателей.

Всё это привело к тому, что в начале 90-х начался демонтаж системы апартеида по согласию белой элиты ЮАР. С 1994 года власть принадлежит Африканскому национальному конгрессу. Демонтаж апартеида сопровождался всплеском насилия - как криминального, так и совершённого по мотивам расовой ненависти. Тем не менее гражданской войны удалось избежать.

Большинство бантустанов согласились добровольно вступить в состав ЮАР, хотя некоторые богатейшие из них пришлось возвращать при помощи армии.

Спустя 23 года после окончательной отмены апартеида ЮАР является противоречивым государством. С одной стороны, она унаследовала весьма развитую экономику и до сих пор является самой развитой страной на континенте. С другой стороны, высококвалифицированные работники из числа белых покидают страну, за 30 лет их доля в населении страны сократилась более чем вдвое.

Южно‑Африканский Союз (ЮАС) был образован в 1910 г. как доминион Великобритании. У страны были большие перспективы экономического развития в связи с выгодным географическим положением и наличием запасов полезных ископаемых (в первую очередь алмазов и золота). Однако политическое развитие страны пошло совершенно особым путем.

Усиление в английских владениях после Второй мировой войны национально‑освободительного движения, страх перед перспективой утратить господствующее либо просто стабильное положение подтолкнули белую часть населения ЮАС к поддержке созданного правительствами Национальной партии (правившей с 1948 по 1994 г.) режима апартеида (в переводе с языка африкаанс – «раздельное проживание»), который надолго сделал страну международным изгоем.

Апартеид был введен в 1948 г. с целью недопущения влияния черного большинства населения на власть в государстве в любых формах. Практиковалась расовая сегрегация и дискриминация по расовому признаку. Серия законов, принятых в 1940– 1950‑е годы – «О запрещении смешанных браков», «О регистрации населения», «О расселении по расовым группам», «О труде банту», «Об образовании банту», «Об общественной безопасности», – практически лишила коренных африканцев всех социально‑экономических и политических прав. Закон «О примирении в промышленности» закрепил за белыми преимущественное право на квалифицированную работу и запретил создание смешанных профсоюзов. Закон «О борьбе с безнравственностью» запретил внебрачные межрасовые связи.

Все население страны было разделено на белых и цветных. Каждая из категорий должна была проживать на своей территории. Большое количество негров жили в «тауншипах» (гетто на городских окраинах) и в резерватах – бантустанах, охватывавших 12 % территории страны. В 1970‑е годы бантустаны были объявлены независимыми государствами, населенными черными гражданами ЮАР. Однако независимость этих образований на самом деле была полной фикцией. Выбирать органы власти могли только белые. Любые попытки сопротивления жестоко подавлялись. Нарушение законов апартеида каралось в уголовном порядке.

Борьбу против апартеида возглавил образованный еще в 1912 г. Африканский национальный конгресс (АНК). В 1961 г. АНК создал военную организацию «Умконто ве сизве» («копье нации»). Однако она была разгромлена, ее руководитель Нельсон Манд ела в 1962 г. был приговорен к пожизненному заключению.

Политика правительства ЮАР осуждалась фактически всеми странами земного шара, в том числе Великобританией. В результате в 1961 г. ЮАС вышел из Британского Содружества и провозгласил себя Южно‑Африканской Республикой (ЮАР). В следующем году Генеральная Ассамблея ООН осудила политику апартеида и рекомендовала всем членам ООН применить в отношении ЮАР дипломатические и экономические санкции. Руководство страны проводило антикоммунистическую политику и надеялось на этом фоне продолжить тесные контакты с развитыми странами Запада. В определенной степени это удавалось. ЮАР сотрудничала с ведущими западными фирмами, стала экономическим лидером региона.

Однако на политическом уровне даже антикоммунистические правительства открещивались от южноафриканцев. В 1963 г. решение о прекращении всяческих отношений с режимом апартеида приняла Организация африканского единства. Совет Безопасности ООН призвал все страны прекратить поставки оружия и боеприпасов в ЮАР. В 1973 г. ООН приняла «Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказаниях за него». С 1974 г. представители ЮАР не принимали участия в работе Ассамблеи ООН. В 1970 г. ЮАР была исключена из Международного олимпийского комитета.

В середине 1970‑х годов усилилось движение сопротивления, прошли забастовки и демонстрации. Правительство отвечало предельно жестко. В 1976 г. была проведена кровавая расправа над участниками 10‑тысячной демонстрации африканских учащихся в огромном тауншипе Соуэто (студенты бастовали против указа о переходе с английского языка обучения на язык белого меньшинства – африкаанс). В стране было введено чрезвычайное положение, однако «Умконто ве сизве» проводила широкомасштабные диверсии.

К середине 1980‑х годов уже значительная часть либерально настроенных белых выступала за ослабление режима. Начался диалог с руководством АНК. Кризис режима был связан и с его агрессивной экспансионистской политикой. В середине 1970‑х годов Претория организовала вооруженную интервенцию в Анголу, где поддержала правый блок УНИТА. Предоставленная республике по мандату Лиги Наций в 1921 г. Юго‑Западная Африка (Намибия) эксплуатировалась старыми колониальными методами. Здесь южноафриканским вооруженным силам также пришлось вести кровопролитную войну с бойцами сопротивления. В 1981 г. южноафриканская авиация совершила налеты на Мозамбик, где скрывались лидеры АНК. ЮАР неоднократно проводила диверсионные акции против Свазиленда и Лесото.

Под давлением международной общественности и внутреннего обострения правительство было вынуждено начать реформы. В 1986 г. были отменены некоторые законы апартеида: о пропусках, о лишении африканцев южноафриканского гражданства и др. Но тогда же экономические санкции против ЮАР ввели США и западноевропейские страны. Через два года из тюрем были выпущены многие деятели АНК. Были достигнуты договоренности о предоставлении независимости Намибии.

В 1989 г. лидером Национальной партии, а затем президентом страны стал 53‑летний юрист Фредерик де Клерк. Он взял курс на привлечение представителей черного населения к управлению страной. В 1990 г. из тюрьмы был освобожден Мандела (этому предшествовали беспрецедентные переговоры властей с заключенным), был легализован АНК. В 1991 г. были отменены дискриминационные законы о расселении по группам, регистрации населения и «общественной безопасности».

В феврале 1993 г. де Клерк и Мандела достигли соглашения о создании переходного правительства с участием Национальной партии и АНК. В 1992 г. президент уволил из армии офицеров, которые подозревались в провоцировании насилия в тауншипах. Де Клерк совершил серию визитов в страны Африки, Европы и Америки. Страна вышла из международной изоляции.

22/06/2018

Святослав Князев, Russia Today

70 лет назад в Южной Африке на государственном уровне начала проводиться политика апартеида. Миллионы людей были официально лишены элементарных прав человека и заперты в резервациях. И хотя в 1994 году власть в стране сменилась на демократическую и президентом ЮАР стал борец с апартеидом Нельсон Мандела, последствия событий XX века до сих пор значительно влияют на государство. Об истории преступного режима и сегрегации в современном мире - в материале RT.

Началом воплощения в жизнь политики апартеида на государственном уровне в Южно-Африканской Республике (на тот момент - Южно-Африканском Союзе) считаются парламентские выборы 26 мая 1948 года, на которых победила Национальная партия, сделавшая сегрегацию одним из ключевых моментов предвыборной кампании. На самом деле своими корнями апартеид уходит в далёкое прошлое.

Англичане и буры

В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название - Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные жители Южной Африки угоняли у них скот.

Из-за того, что климатические условия в регионе напоминали европейские, новая колония привлекла внимание выходцев не только из Голландии, но и из Германии, Австрии, Скандинавии и Франции (из последней в XVII веке массово бежали протестанты-гугеноты). Основой религиозного самосознания переселенцев стал кальвинизм (направление протестантизма). Белые поселенцы в Южной Африке сами себя начали называть бурами, что в переводе означает «крестьяне».

Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренное население, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики - Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.

Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.

В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и темнокожего населения было официально закреплено в их законодательстве.

Буры на фоне холма Спион-Коп, 1900 год © Wikipedia

Вскоре на территории молодых республик были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, что привело к очередному витку англо-бурского противостояния. Какое-то время южноафриканские государства отбивались от Великобритании при поддержке Германии, но в 1899 году началась Англо-бурская война, в ходе которой впервые в мире масштабно стали применяться пулемёты, бронепоезда, рассыпчатый строй, форма цвета хаки и концлагеря (в них англичане содержали семьи буров и нелояльное к Британии темнокожее население). В 1902 году война завершилась победой англичан. Под властью официального Лондона оказалась вся Южная Африка. В 1910 году все захваченные британцами колонии были объединены в доминион под названием Южно-Африканский Союз.

Путь к апартеиду

«Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации», - рассказала в интервью RT научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат исторических наук Александра Архангельская.

Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.

Южноафриканский политик Ян Смэтс (1870-1950) © Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images

В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).

Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.

Несмотря на то что между двумя мировыми войнами у власти в ЮАС находились политики, считавшиеся относительно умеренными, в 1920-е годы были официально запрещены «безнравственные» отношения между светлокожим и коренным африканским населением, а также свободное перемещение африканцев по «белым» районам.

В 1930-е годы умеренная Южноафриканская партия официально объединилась с Национальной. В руках единой политической силы оказалась вся полнота власти в ЮАС. Это не понравилось наиболее радикальным правым консерваторам во главе с экс-министром внутренних дел Даниэлем Маланом, официально заявившим об образовании отдельной «Воссозданной национальной партии».

Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.

ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.

В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.

26 мая 1948 года Национальная партия Малана победила на выборах и, образовав коалицию с Африканерской партией, сформировала правительство, установившее режим апартеида.

«На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», - пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.

Сегрегация и бантустаны

Для разработки теории и практики апартеида вскоре после выборов в ЮАС было создано специальное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.

По его инициативе парламент принял решение о полном запрете браков «белых» с «не белыми», предполагавшее не только отказ от межрасовых браков на территории ЮАС, но и признание недействительными таких браков, заключённых за границей.

К юридической ответственности по новым законам были привлечены тысячи людей.

Кроме того, был принят акт о «регистрации» жителей ЮАС, делящий людей на три категории: европейцы, темнокожие и цветные (жители Союза неевропейского происхождения, в то же время не являющиеся коренными африканцами). Расовая принадлежность фиксировалась в удостоверениях нового типа и заверялась несмываемой печатью.

«Права разных групп отличались друг от друга. Самой жестокой дискриминации подвергались темнокожие жители ЮАС. Права индийцев и выходцев из Юго-Восточной Азии были шире, но и против них действовал ряд ограничений», - подчеркнула Александра Архангельская.

Дети живут в трущобах, Южная Африка, 1952 © Afro American Newspapers/Gado/Getty Images

В начале 1950-х на территории страны был создан ряд резерваций, названных по имени группы народов банту - бантустанами. Хотя темнокожие составляли около 80% населения ЮАС, под их проживание было выделено всего 13% территории государства. Причём территории с самой неплодородной и наименее пригодной для проживания землёй.

Начался снос трущоб, построенных в период индустриализации для темнокожих работников.

Более 3 млн человек в рамках этой кампании подверглись насильственному переселению в гетто.

Образование белые и темнокожие дети получали отдельно. Причём всё, что противоречило националистическим взглядам, было исключено из программы. В учебниках пропагандировалась «иерархия рас», присутствовали оскорбительные утверждения в адрес целых народов, основанные на этнических стереотипах. Чиновники от образования прямо говорили о том, что их цель - вбить в голову маленьким африканцам, что равенство с белыми для них невозможно.

Раздельной была и медицина. Если для лечения жителей ЮАС европейского происхождения были созданы максимально комфортные условия, то в ряде гетто больниц не существовало в принципе.

© Bettmann / Getty Images

Была введена сегрегация на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, в религиозных сооружениях.

Коммунистическая партия после объявления режима апартеида оказалась под полным запретом. Во всех сферах жизни пропагандировался воинствующий антикоммунизм.

В 1961 году ЮАС вышел из Содружества наций и преобразовался в Южно-Африканскую Республику. Бантустаны лидеры ЮАР решили объявить формально независимыми. «Власти ЮАР стали создавать фиктивные власти в резервациях», - отметил Андрей Урнов. Сделано это было для того, чтобы окончательно лишить африканцев гражданских прав. Хотя мировое сообщество и не признало «независимость» бантустанов, в ЮАР с их жителями пытались обращаться формально как с иностранцами, закрывая им свободный доступ на «территории для белых».

«Происходящее при апартеиде стало мировым прецедентом из-за того, что расистские и сегрегационные проявления являлись официально провозглашённой политикой государства», - подчеркнула Александра Архангельская.

«Постепенно в стране начали возникать экономические проблемы. Сегрегация не могла привести к благосостоянию и процветанию», - отметила эксперт.

«ЮАР при апартеиде была частью западного мира. Против республики вводились какие-то санкции, но в то же время западные страны щадили её власти и не давали никому подорвать сам режим, опасаясь усиления Африканского национального конгресса (АНК) и южноафриканских коммунистов», - заявил Андрей Урнов.

По словам эксперта, африканцы долгое время пытались бороться за свои права мирным путём. Они находились под сильным влиянием идей Ганди и, выступая против любой дискриминации, требовали не преимуществ, а официального равенства. Но в конце концов, не выдержав массовых избиений и расстрелов мирных демонстраций, темнокожее население взялось за оружие и развернуло партизанскую борьбу.

«В 1980-е годы АНК набрал силу. А вскоре начался развал социалистического лагеря, и западные страны перестали опасаться потенциального роста советского влияния в ЮАР, из-за чего правые в Южной Африке стали утрачивать лояльность со стороны иностранных государств. В националистическом движении произошёл раскол, и представители его умеренной части осознали, что режим апартеида обречён. К счастью, им хватило мужества осуществить передачу власти в стране бескровным путём», - рассказал Андрей Урнов.

Дискриминационные меры были официально отменены. В 1990 году на свободу вышел один из лидеров АНК Нельсон Мандела, находившийся в заключении с 1964 года. На всеобщих выборах 1994 года Африканский национальный конгресс одержал уверенную победу.

Нельсон Мандела с женой Винни после освобождения из тюрьмы globallookpress.com © Aftonbladet/ZUMAPRESS.com

«Апартеид остался в прошлом, но его последствия ощущаются до наших дней. Это касается и социально-экономических моментов, когда многие люди так ещё и не получили доступа к нормальной инфраструктуре, и психологических - среди тех, кто помнит о дискриминации, есть люди, до сих пор ощущающие желание отомстить», - отметила Александра Архангельская.

«В масштабах планеты»

«На сегодняшний день расовый апартеид в его привычном виде остался в прошлом, однако в мире существуют явления, которые можно охарактеризовать как апартеид экономический», - пояснил RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.

По словам эксперта, эта новая форма апартеида существует в двух вариациях: внутри социума и в масштабах планеты. «Во многих странах мира мы можем наблюдать резкую поляризацию общества. Богатые живут в районах, которые я называю «золотыми клетками», а бедные - в подобиях гетто. В тех же Соединённых Штатах неравенство зашкаливает. И, вопреки мифам, оно не имеет чёткой расовой привязки, оно носит социально-экономический характер. Белый тоже может быть бедняком. Так вот, социально-экономическая сегрегация достигла во многих странах такого уровня, что богатые могут вообще физически не контактировать с бедными. Они живут в закрытых районах и передвигаются в закрытых машинах от вертолётной площадки к аэропорту, чтобы вылететь куда-то специальным рейсом. В одной стране, в одной географической зоне люди живут как будто на разных планетах», - пояснил Васильев.

По его словам, на общемировом уровне глобальная сегрегация существует между западными странами и странами третьего мира. «Люди в них не просто отличаются по уровню доходов. Общества богатых стран элементарно не понимают тех, кто живёт в бедных. Это как разные измерения», - пояснил эксперт. По словам Васильева, такое положение сформировалось в результате проведения неолиберальной экономической политики.

«Хотелось бы, конечно, верить в то, что об апартеиде можно забыть навсегда после избрания Манделы президентом ЮАР. Но, к сожалению, дискриминации в мире за последние десятилетия не стало меньше, скорее даже наоборот. Существует глобальное неравенство, разговоры о «золотом миллиарде» идут не на пустом месте. Кроме того, преследуя свои политические цели, власти некоторых могущественных государств заигрывают с откровенно ультраправыми режимами, в том числе на территории постсоветского пространства, и это во многом напоминает попустительство, существовавшее по отношению к режиму апартеида в Южной Африке. И когда сегодня кто-то может безнаказанно оставлять миллионы людей без воды и электроэнергии или блокировать их свободное перемещение, кто знает, не получим ли мы завтра новые апартеиды?» - задаётся вопросом академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины