Где похоронен ермак. Археологи пытаются раскрыть тайну могилы ермака

Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.

Где родился Ермак

Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: "Где жила семья Ермака на момент его рождения?" Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.

Поморская версия происхождения атамана

Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.

Жизнь Ермака до Сибирских походов

Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.

Ермак и Строгановы

В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.

Завоевание Сибири

В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность В 1582 году он послал к одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.

Где утонул Ермак: что рассказали казаки

На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.

Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.

Гибель Ермака со слов татар

Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.

Легенды о покорителе Сибири

Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.

История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.

Атаман Ермак "родом незаметный, душой знаменитый" - легендарная личность и национальный герой России. Считается, что он родом с Чусовой, хотя есть и другие версии (с Двины или с Дона). Но во всяком случае на Среднем Урале он оставил неизгладимый след. Все что только можно здесь называют его именем. Ходил он со своей ватагою по Чусовой, Каме и Волге пока не нанялся к богатым уральским купцам Строгановым защищать их владения от набегов со стороны сибирского хана Кучума.

А в 1581 году дружина под командованием Ермака в количестве не менее 1500 человек и хорошо вооруженная выступила за Каменный Пояс воевать Сибирское ханство. Как всем известно предприятие было удачным. Сибирь стала русской. Здесь речь пойдет о смерти Ермака Тимофеевича.

Он погиб в 1585 году, когда с небольшим отрядом в 50 человек шел по Иртышу и в устье реки Вагай попал в засаду. На правом берегу Иртыша с незапамятных времен есть татарская деревня Баишевская (Баишево) Вагайского района Тюменской области. На окраине села находится кладбище которое является священным мусульманским захоронением (астана ). Есть две версии об этом захоронении.

По первой версии здесь похоронен шейх Хаким-Ата (Сулейман Быкыргани) и еще несколько его родственников. Шейх считается мусульманским святым, он одним из первых принес на Сибирскую землю ислам. Кроме того написал исламское сочинение аналог Апокалипсиса. Небольшой деревянный мавзолей. Это место настолько священно, что его посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Правда посетить надо 7 раз. Искер - городище Кучума у сибирских татар тоже священное место.

Но вот что интересно. Кроме мусульман сюда приезжают и православные. Почему? Есть вторая версия что именно здесь на Баишевской Астане похоронен русский казак, православный атаман Ермак. Похоронен по мусульманскому обычаю.

Первая версия. В конце 14 века по повелению правителя из Бухары пришли в Сибирь 366 шейхов-проповедников для обращения местного "дикого", языческого населения в ислам. И с ними 1700 воинов. Миссию активно атаковали туземцы-аборигены, не желавшие никакого ислама. Почти все бухарцы погибли. Значительно позднее их наверное всех или почти всех объявили святыми и на местах захоронений установили 6-гранные строения, называемые в Сибири астана ("порог дворца" в переводе). По крайней мере 30 таких захоронений известно. У каждого священного кладбища есть свои хранители (выдавалась соответствующая грамота) и обязанность эта передается из поколения в поколение. У Баишевского захоронения такая грамота утрачена. Был ли Хаким-Ата одним из этой бухарской команды? Оказывается нет. Хаким-Ата жил в 12 веке. Умер в возрасте 95 лет в 1186 году в Хорезме и похоронен на Амударье. Вскоре после его смерти Амударья вышла из берегов и затопила могилу на 40 лет. А потом когда река отступила, могила уже была утрачена. Но потом все-же ему поставили надгробие. Это в Узбекистане. Но еще несколько точек в Узбекистане и в Таджикистане претендуют на захоронение этого уважаемого гражданина. Он был суфийским шейхом и проповедовал ислам как раз узбекам и таджикам. Никаких документальных свидетельств о его посещении Сибири нет. С какой бы стати кто-то повез сюда в Сибирь останки? Возможно имя Хакм-аты присвоил этому захоронению какой-то мулла, переписчик его трудов, когда они приходили в негодность? Чтобы поднять статус своей деревни. Это версия.

Вторая версия. Мог ли быть здесь похоронен атаман Ермак? Что было после его гибели? 5 ноября 1582 года отряд Ермака разбил войско Кучума - выходца из Бухары - и возвестил о покорении Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казаков. А Ермаку послал в подарок 2 кольчуги. В августе 1585 года маленький отряд причалил к островку на впадении Вагая в Иртыш и встал на ночлег. Под утро на казаков напали. Уцелевшие в том числе и Ермак бросились к стругам. Но Ермак оступился и ушел под воду, еще и надетые две кольчуги были тяжелы. Они спасли Ермака от стрел, но сослужили плохую службу. Тело атамана осталось под водой.

Полвека спустя нашли кольчугу Ермака о чем упоминается в Сибирской летописи начала 18 века. Из нее следует, что в 1646 году березовские служилые люди отбили у приобских самоедов (хантов) русский нагрудный панцырь. Драгоценный трофей отправили в Москву, потому что "на том де панцире на груде мишени золотые а на них вырезано на одной царское имя, на другой орел" Историки считают, что это действительно панцирь Ермака. После гибели атамана кольчуги были разделены. Одну кольчугу получил нурза Кайдаул, который и руководил татарами в том бою, другую отдали в приклад Белогорскому шайтану. Белогорье - это было святилище остяков и вогулов (ханты-манси) в устье Иртыша. Эти кольчуги искали русские начиная с 17 века. В том числе искал тобольский сотник Ульян Макеев-Ремезов. Одна была найдена в Тобольске у потомков Кайдаула, уже перешедших на русскую службу. Ее отправили в оружейную палату где она и находится поныне.

Раз кольчуги были сняты с тела Ермака, это означает, что его могли где-то похоронить. Но от места гибели до Баишевского кладбища довольно далеко порядка 30 километров. Кроме того это село находится выше по течению, а значит река не могла вынести тело в Баишево. Это могли сделать только люди намеренно. Но какой смысл везти тело погибшего Ермака так далеко? Не проще ли было похоронить его там, где нашли. Решили обратиться к фольклору живущих на Иртыше народов. Легенды носят несколько односторонний характер, и основаны на воспоминаниях казаков - сподвижников Ермака. Савва Есипов тобольский дьяк их записывал. Татары напали, был бой, Ермак упал и утонул. Все. Слово "сибирь" на местном языке означает подметать, мести, вьюжить. Коренные народы, живущие на Иртыше передают из поколения в поколение народные предания и песни. Они отличаются художественным образом от летописей. В ткани песен могут упоминаться реальные люди и исторические события. Получилась такая картина. В нескольких километрах от села Вагай есть селение Епанчинские Юрты. Несколько дней подряд после гибели казачьего отряда рыбаки-татары забрасывали здесь невод. Выловил Ермака Яныш Бегишев внук.

Вот что в песне поется: "Невод рыбаки бросили, вместо рыбы мертвеца притащили. В броне боевой и в кольчуге стальной. Роста статного, пойманный в сети". В утопленнике признали русского атамана Ермака. Все знали, что 13 дней назад был бой на Вагае с его отрядом, но то, что погиб сам Ермак до сих пор не знали. В селение стала стекаться туземная знать в том числе и сам Кучум.

События отраженные в татарском фольклоре оказывается нашли свое отражение и в Ремезовской летописи. Ее автор - главный зодчий Тобольска Семен Ремезов - человек обширных знаний и богатого жизненного опыта. Он участвовал в отражении вражеских набегов, собирал ясак, основывал новые села, проводил перепись населения. Это русский энциклопедист Сибири, картограф, историк. Ремезов не просто написал летопись, но проиллюстрировал ее своими рисунками. По свидетельству летописца через несколько дней после гибели Ермака, его тело выловил Яныш Бегишев внук. Потом тело положили на помост и расстреляли из луков. Оказывается это такая дань уважения. Однако написана летопись Ремезова в начале 18 века более чем через 100 лет после первого похода казаков в Сибирь. После гибели Ермака казаки-его сподвижники которых осталось менее 100 человек, из Сибири ушли. Поэтому события остались в тени. Потом пришли уже другие. Татары не сообщали никому о том что же стало с телом Ермака. Возможно боялись мести.

Таким образом тело Ермака оказалось в руках его вчерашних врагов. Где же его могли похоронить? По мусульманской традиции нельзя издеваться над телом. Возможно тело повезли по деревням чтобы показывать жителям, что вот, смотрите, Ермак мертв.

Отец Семена Ремезова рассказывал сыну о своей встрече с калмыцким князем Аблаем в Тобольске в середине 17 века лет через 80 после гибели Ермака. Эта встреча имеет прямое отношение к нашему вопросу. Аблай спросил: "А знаешь ли ты Ульян, где ваш Ермак лежит?" Ульян ответил, что это никому не известно. Аблай посмеялся над ним и ответил, что это место он знает. Аблай заявил, что в детстве он был очень болен и исцелился лишь потому, что пил воду с могилы Ермака.

Фото Тобольск Памятник Семену Ремезову

Место это татары знают, а русские нет. По большим праздникам над могилой Ермака является огненный столб, а по родительским дням горящая свеча. Он обещал показать Ульяну это место, но выполнил ли неизвестно. Еще в летописи есть фрагмент указывающий почему тело Ермака долго не хоронили. В переводе на современный русский язык тело атамана на помосте долго лежало нетленным, являя всевозможные чудеса. И даже птицы не смели на него садиться и клевать. Более того каждая вещь, принадлежащая атаману, обладала какими-то чудесными свойствами. Если Ермак стал объектом поклонения местного населения, тогда и похоронить его могли по особому. Интересно, что о баишевском кладбище в татарском фольклоре упоминается, что там давно похоронен чужак (имя не называется). Этим чужаком вполне может быть Ермак. Так в результате и православные приходят туда поклониться своему Ермаку. Возможно его похоронили не на самом кладбище, а рядом где-то за оградой, все-таки иноверец. По крайней мере в 70-е годы прошлого века старики говорили, что около кладбища похоронен чужой.

Ремезов же, опираясь на одну из легенд, пишет, что похоронили Ермака на священном Баишевском кладбище под кудрявой сосной. Собрали на его поминки 10 баранов. Из могилы при этом шел чудодейственный свет. Историк Катанов писал, что исходя из Ремезовской летописи, многие хотят видеть Ермака чуть ли не как святого. Все таки образ сильно мифологизирован. Но очень уж сомнительна какая бы то ни было религиозность Ермака. Он ею совсем не отличался. Возможно в легендах и рисунках Ремезова проявляются какие-то архаичные дохристианские и домусульманские традиции почитания.

Кто же все-таки похоронен на самом кладбище? Возможно не Хаким-ата, а один из тех 366 шейхов-бухарцев, пришедших сюда в 14 веке? Вот еще что интересно, местные татары считают Ермака сибирским татарином! Своим! Он якобы хотел свергнуть конкретно Кучума и стал казачим атаманом чтобы осуществить это дело. Похоронили его по мусульманским традициям. В принципе тогда можно и поклоняться без проблем. Башкиры, кстати, тоже не проч считать Ермака своим. (У них ведь кроме Салавата... это не в тему)

На одном из рисунков Ремезовской летописи план и крестик, над которым надпись "Ермаково кладбище" , значит Аблай все же показал Ульяну это место и сын отметил на карте. Все таки видимо татары скрывают тайну Баишеаской астаны. Есть опасения, что если объявить что здесь похоронен Ермак, то начнется паломничество, причем массовое. И тогда покой мертвых будет нарушен, а это недопустимо по мусульманским традициям.

Тюменские археологи второй год не могут завершить исследования возможного места захоронения покорителя Сибири атамана Ермака из-за отсутствия финансирования.

"Два года назад археологи Тобольской комплексной научной станции нашли первые подтверждения легенды о месте захоронения казачьего атамана. Они обнаружили возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское Тюменской области, где, согласно преданиям, и был похоронен завоеватель Сибири. Для исследования этого места нужен геоскан - прибор, который просканирует возвышенность и определит возможное место захоронения. Однако на его покупку у нас нет 600 тыс. рублей ", - сказал Адамов
По словам директора Тобольской комплексной научной станции Уро РАН Игоря Ломакина, ФАНО в этом году не выделило средств на приобретение геоскана. "Дело в том, что приобретение дорогостоящего оборудования - это целевые средства ФАНО. Нам их не выделили. В следующем году будем работать над тем, чтобы их получить ", - сказал Ломакин.

Именно по причине отсутствия геоскана в этом году археологи не исследовали возвышенность. Ученые отмечают, что геоскан имеет уникальную функцию - отображение формы найденного металлического объекта и типа металла. Благодаря этой опции можно определять более точно характеристики найденного предмета и принимать решение о его извлечении. Прибор автоматически измеряет глубину залегания металлического объекта с точностью до 95%.

Глубинный датчик позволяет осуществлять поиск крупных металлических объектов на глубине до 8 метров в грунте, также используется для обнаружения рудных месторождений на глубинах до 14 метров. "Мы дважды подавали заявку на грант, нам дважды отказывали. Сейчас ищем спонсоров, которые могут помочь нам в решении существующей проблемы ", - сказал собеседник агентства.

Угроза от большой воды

По словам Адамова, вероятность того, что возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское и есть место захоронение атамана Ермака, пока сказать сложно. По внешним признакам, утверждает ученый, оно совпадает с описаниями сибирских татар, которые легли в основу карты 1806 года, составленной губернским землемером Василием Филимоновым.

"В 2014 году мы начали искать могилу Ермака по карте Филимонова и обнаружили возвышенность, указанную в ней. Это место не было тронуто никем с тех времен, как была составлена карта. Согласно преданиям, именно здесь был похоронен Ермак ", - сказал Адамов.

По его словам, изучая данное место, археологи нашли на возвышенности захоронения древних угров X-XI веков, а также монеты XVII века и вещи жителей татарского поселка.

"Мы были удивлены, что захоронение сохранилось, поскольку оно находилось всего в 40 сантиметрах от поверхности земли. В нем мы обнаружили две хорошо сохранившиеся сабли. Их ножны были обтянуты очень тонкой фольгой. Также мы нашли глиняную посуду и другие артефакты, которые были переданы в музей Тобольска ", - сказал Адамов.

По его словам, сейчас большая вода представляет угрозу. "Сибирские реки в последние два года сильно разливаются и есть угроза того, что возможное место захоронения Ермака будет размыто ", - подчеркнул собеседник агентства.

Версии о захоронении атамана Ермака

Ермак Тимофеевич - русский военачальник, казачий атаман. В 1581 году возглавил военный поход на сибирского хана Кучума, с которого началось завоевание и освоение Сибири. Одна из главных версий смерти Ермака основана на сибирско-татарских сказаниях. Согласно им, атаман утонул.

Существует легенда, что тело Ермака вскоре после его смерти выловил из Иртыша рыбак-татарин. Позже татары захоронили его в районе деревни Бегишевское за кладбищем, так как он не был мусульманином. По другой версии, могилой Ермака может быть захоронение, найденное на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки в Башкирии. По результатам экспертизы, ему около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака.

Еще по одной версии могила Ермака может находиться в Знаменском районе Омской области. Туда, в окрестности села Усть-Шиш, по сведениям местных краеведов, император Петр I даже собирался направить специальную поисковую экспедицию. Документы, в которых говорилось о необходимости ее организации, есть, отмечают специалисты. Однако, документов, в которых сказано о проведении данной экспедиции, нет.

Если могила найдется, то станет возможным развеять многие мифы, связанные с исторической личностью первопроходца Сибири.

В это трудно поверить, но иногда захоронения вместе с каменными плитами перемещаются на сотни метров. Этот феномен ставит в тупик традиционную науку. Факты есть, а ни одного достойного объяснения нет. Может быть исследователи просто не там ищут?

В мае 2012 года в башкирском Киргиз-Мияки едва не случился настоящий бунт. Местные жители заявили – они сделали все возможное, чтобы не допустить проведения археологических раскопок. Спор разгорелся из-за кургана на окраине селения. Старожилы настаивали – он таит в себе мощную силу, больных исцеляет, немощных ставит на ноги, помогает даже животным.

Считается, что здесь похоронен какой-то русский. Но кем он был, никто не знает. Легенда о великом русском

Передавалась из поколения в поколение. О православной могиле, вынесенной за пределы мусульманского селения, здесь знал каждый. Но кто на самом деле похоронен под многометровым слоем земли? Несмотря на протесты местных жителей, начались раскопки. Результат шокировал археологов – возникла версия, что это захоронение может быть могилой Ермака Тимофеевича.

Историки установили – в местных летописях действительно упоминается его имя. Спектральный анализ костей подтвердил гипотезу ученых – эта могила принадлежит Ермаку. Но теперь исследователи столкнулись с более сложной загадкой. Согласно летописям Ермак

Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Спасаясь о нападения хана Кучума, атаман утонул в водах реки Иртыш. По преданиям на следующий же день его выловили местные рыбаки. Там же в Сибири Ермака и похоронили.

Но тогда как тело атамана оказалось за тысячу километров от места его гибели? Научные версии одна за другой терпели крах. Археологам пришлось констатировать – необъяснимым образом гроб с телом Ермака переместился из Сибири на южный Урал. Это покажется невероятным, но массивный гроб с останками атамана преодолел около тысячи километров.

Рядовая поездка в Миякинский район, целью которой был сбор материала о сельских тружениках, обернулась настоящей сенсацией. Глава района Зайнулла Насыров между рассказом о начале посевной и повествованием о растущих надоях огорошил вестью о скором приезде в район челябинских археологов и краеведов: «Могилу Ермака у нас нашли. Тут рядом совсем, в районе телевышки».

Вы, наверное, слышали такое расхожее выражение: «И тут подо мной закачался стул»? Так вот, стул подо мной от такой новости действительно закачался. Да и как иначе, если о месте захоронения Ермака ничего до сих пор доподлинно неизвестно?

«На высокой горе урус похоронен»

Одна из главных версий смерти Ермака, основанная на сибирско-татарских сказаниях, говорит о том, что Ермак утонул. Википедия поясняет: «Существует легенда о том, что тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив имущество Ермака, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения». Есть упоминание о том, где покоится великий атаман в Ремезовской летописи: «И назвали (татары) его Богом, и погребли по своему обычаю на баишевском кладбище под украшенной сосной…».

Как известно, никаких подтверждений погребения Ермака в Сибири нет, хотя поиски его реальной могилы продолжаются уже не одно столетие. Еще Петр I отправлял гонцов в Сибирь с этой целью, но все оказалось тщетным. Местное население либо просто отказывалось общаться с исследователями на эту тему, либо намеренно направляло их по ложному пути.

И вот, по заверениям челябинского краеведа Федора Жижилева, разгадка многовековой тайны близится к своему логическому завершению. «Республике Башкортостан» удалось по телефону связаться с исследователем, который не сомневается, что в могиле, расположенной на окраине Киргиз-Мияков, покоится именно Ермак.

— Об этом погребении на окраине райцентра башкирам из рода мин известно испокон веков («На высокой горе урус похоронен…»), а нам о ней рассказала местная учительница Роза Килеева, — говорит Федор Жижилев. — По преданию, каждый раз, проходя мимо этой могилы, нужно было кинуть на нее камушек, чтобы она не затерялась, а русским рассказывать о ней было нельзя. Примечательно, что о погребенном всегда упоминалось в таких эпитетах, как «князь».

— Прибыв на указанное место, мы действительно обнаружили могильный холм, полностью заваленный камнями, — продолжает Федор. — Внутри могилы находился дубовый гроб с останками. Костяк лежал головой на восток, что характерно для местных мусульман, а не на запад, как это принято у православных. Однако в изголовье лежал березовый веник, а это верный признак того, что погребенный был славянином.

После вскрытия могилы, по словам Жижилева, часть найденного в ней, а именно медные гвозди, с помощью которых был сколочен гроб, кусочки самого гроба, фрагменты ткани и, самое главное, фрагмент пяточной кости погребенного, была отправлена в лабораторию для определения возраста погребения. Анализы показали, что находке почти пятьсот лет, а более точную дату можно установить лишь при более тщательном, профессиональном археологическом исследовании.

Вопросов больше, чем ответов

И это действительно так. Во-первых, аргументация Федора Жижилева не выдерживает пока даже поверхностной критики — нет никаких оснований утверждать, что погребенный «урус» на самом деле является легендарным Ермаком Тимофеевичем. С другой стороны — могила-то есть. И погребенные в этой могиле останки какого-то знатного человека, вероятно, славянского происхождения, имеются. Кто он? И почему погребальный обряд, сопровождавший его похороны, был таким странным, выдержанным и по православным, и одновременно по мусульманским канонам?

Еще больше вопросов к гипотезе Жижилева у специалистов-археологов.

— Нужно досконально изучить найденные останки, и заниматься этим должны профессионалы, а не краеведы-любители. В любом случае, делать какие-либо выводы сегодня слишком рано, необходимо всестороннее изучение объекта, — поделился своими соображениями с газетой ведущий специалист Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Илшат Бахшиев.

— Мы рассчитываем получить ответы на эти вопросы в самое ближайшее время, — заявил нам Федор Жижилев. — Уже 30 апреля начнутся новые раскопки. В числе участников экспедиции будут и специалисты по позднему средневековью. Приглашаем и вашу газету. Кстати, непосредственно на месте раскопок я смогу представить вам те доводы и доказательства, которые не предъявишь по телефону. Одним словом, приезжайте, сами все увидите.

Предложение известного на Южном Урале краеведа редакция принимает и обещает максимально подробно и оперативно информировать своих читателей о разворачивающихся в Миякинском районе событиях.

Что известно о происхождении Ермака?

Доподлинно — ничего, хотя Википедия и выдает несколько версий. По одной из них, он был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знанию местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию по реке Тагил. По другой версии, Ермак являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Существует также версия о его поморском происхождении.

Имя Ермака, по мнению профессора Никитского, является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Известный русский писатель В. Гиляровский называет его Ермил Тимофеевич. Другие историки и летописцы производят его имя от Германа и Еремея (Еремы). Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. По мнению иркутского историка А. Сутормина, полностью имя Ермака якобы звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Эта же версия обыгрывается в сказе П. Бажова «Ермаковы лебеди». Существует также мнение, что Ермак — просто прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Существует также гипотеза о тюркском происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что это типично тюркское имя до сих пор есть у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек — забава, веселье. Кроме того, мужское имя Ермак (Ырмаг) встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XVI столетия. Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Уфимский журнал

Запись сделана on Среда, 2 мая 2012: 8:35 в рубрике , . Вы можете подписаться на комментарии к этой записи через ленту комментариев. Вы можете

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины