Кто писал вальсы. Слушаем вальсы — знаменитые и не очень

Инструкция

«Вальс» - немецкое слово, в основе его лежит глагол «кружиться». Танцевать с кружением люди стали давно. Считается, что известный многим Венский вальс произошел от австрийского танца «Лендлер», который представлялся более грубым, не имеющим легкости и плавности. Многие композиторы обратили внимание на новый танец и сочиняли для него музыку.

Австрийский композитор Иоганн Штраус (старший) свою жизнь посвятил танцевальной музыке, особенно вальсам. После него коренным образом изменилось отношение к созданию мелодий для ставшего популярным танца. Из коротких легких произведений, предназначенных для развлечений, они превратились в глубокую проникновенную музыку, волнующую души слушателей. 152 произведения этого жанра созданы талантливым музыкантом, особой известностью пользуются «Вальс баядерок», «Дунайские песни», «Лорелея», «Тальони», «Габриэла». Сыновья Штрауса тоже были музыкально одаренными людьми. Йозеф рано умер, а имя старшего сына Иоганна приобрело мировую известность.

Иоганн Штраус (младший) увлекся музыкой против воли отца, желающего видеть сына юристом или коммерсантом. Младший Штраус обладал огромными способностями музыканта, свои первые танцевальные мелодии написал в шестилетнем возрасте. В 19 лет создал из друзей собственный ансамбль, впоследствии разросшийся до оркестра. Играл в нем на скрипке или выполнял обязанности дирижера сам автор. Превзошедший известного предка сын довел до совершенства созданный отцом Венский вальс, написал более трехсот мелодий этого жанра, за что общепризнанно получил именование «король вальса». Настоящими шедеврами считаются «Сказки Венского леса» и «Голубой Дунай», представляющие единство разных национальных мелодий.

Торжественное шествие нового танца по Европе продолжалось. Известный М.И. Глинка, вдохновленный любовью к Екатерине Керн, сочинил прекрасный, переполненный полетом любви и воображения «Вальс-фантазию». Долгое время Глинка тщательно отшлифовывал свое произведение, убирая все ненужное из оркестрового исполнения. Первая поэтическая зарисовка переросла в серьезную пьесу-поэму. По-новому зазвучавший «Вальс-фантазия» впервые был представлен публике в Павловске, а дирижером оркестра был сам Штраус. Русские симфонические вальсы берут начало с этого музыкального произведения М.И. Глинки.

На протяжении столетия звучат знаменитые вальсы из П.И. Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Вальс является частью музыкальной сюиты Арама Хачатуряна «Маскарад», сочиненной к драматическому произведению М.Ю. Лермонтова. В романтической благородной музыке Хачатуряна отразились человеческие страсти: любовь и ревность, отчаяние и коварство.

Русский музыкальный быт еще совсем недавно имел замечательную традицию: летом в городских парках играли духовые оркестры. Старинные русские вальсы являлись украшением концертных программ. Авторами многих музыкальных композиций были русские военные дирижеры. Достаточную известность приобрел И. А. Шатров, автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии». Популярностью пользовались и его «Дачные грезы», созданные под впечатлением влюбленности.

Советские композиторы не обошли вниманием этот жанр и в трудный период Великой Отечественной войны. М. Блантер положил на музыку стихотворение М. Исаковского «В лесу прифронтовом» - появился один из любимых вальсов военного времени. В произведениях К. Листова «В землянке», М.Фрадкина «Случайный вальс» и других тоже слышится подобное звучание.

Заслуженный мастер песенного творчества Ян Френкель говорил, что предпочтение вальсу он отдавал из-за особенной доверительности этой музыкальной формы и широкого диапазона умещающихся в ней образов. Особенное воздействие производит на слушателя простая песня Я. Френкеля «Вальс расставания», ставшая известной после выхода на экран художественного фильма «Женщины».

И. Дунаевский сочинил музыку «Школьного вальса» к словам поэта М. Матусовского. Проникнутая доброй грустью лирическая мелодия будит в душе приятные воспоминания о годах юности, школе. Песня приобрела удивительный успех. И сейчас она непременно волнует человеческие сердца, является музыкальным атрибутом школьных выпускных вечеров.

Прекрасная мелодия вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» стала любимой у многих людей. Составляющая «живой нерв» фильма музыка без слов словно передает чью-то душевную драму, зовет в мир грез и снова возвращает на землю. Популярность трогательной мелодии Евгения Доги превзошла ожидания автора. Теперь она неизменно звучит во дворцах бракосочетания, зовет молодоженов на первый танец.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Есть люди, которые считают вальсы музыкой исключительно танцевальной, а следовательно - не заслуживающей серьезного к себе отношения. И это может означать только одно: такие люди не достаточно знакомы с этим жанром!

Что такое вальс

Ну-у-у, на самом-то деле, по большому счету эти люди правы: само слово «вальс» не дает простора для разных трактовок. Это действительно и однозначно означает вид бального и народного танца определенного размера и канона в исполнении.

Но это танец. А вот музыка , сопровождающая этот танец - это отдельная история. Хотя основная канва мелодии и должна отвечать ритму танцевальных движений, но это не означает, что она зажата строгими ограничениями в выражении чувств и эмоций!

Король вальса

Разумеется, разговор о композиторах, работающих в этом направлении, необходимо начинать с имени Иоганна Штрауса. Ведь именно он сотворил музыкальное чудо: поднял танцевальную музыку (а кроме вальсов, композитор написал немало полек, кадрилей, мазурок) до симфонических высот!

Штраус имел счастливую судьбу, доставшуюся немногим творческим людям: он стал знаменит и востребован еще при жизни. На пике его творческой карьеры он был назван королем вальсов. Его произведения любили многие авторитетные коллеги по цеху: Чайковский, Оффенбах, Вагнер.

Но вы, возможно удивитесь, когда узнаете, что имел композитор и явного завистника и недоброжелателя, который как только мог, пытался мешать его музыкальной карьере. И удивитесь еще больше, узнав, что этим «злым гением» был его собственный отец - Иоганн Штраус-старший.

Младший Иоганн, проявил удивительное великодушие: не смотря на все козни отца (включая и лишение детей наследства), он посвятил его памяти свой вальс «Эолова арфа». Не говоря уже о том, что за свой счет издает полное собрание отцовских сочинений.

Первый русский вальс

По всем сведениям, дошедшим до наших дней, первым русским вальсом считается творение А.С. Грибоедова - вальс ми минор. Александра Сергеевича многие из нас знают как автора хрестоматийного литературного произведения «Горе от ума».

Но литература не была его основным видом деятельности. Грибоедов - настоящий русский интеллигент и дворянин, служил дипломатом, владел несколькими иностранными языками, был прекрасным пианистом и обладал настоящим артистизмом и хорошим вкусом.

Послушайте его произведение, которое часто так и называют - вальс Грибоедова.

А сейчас будет просто интрига. История совершенно жизненная. Она об одном молодом, подающем надежды музыканте. Не знаю судьбу других его произведений, в общем-то даже не знаю: а были ли они - другие произведения? Но совершенно точно - был вальс.

По каким-то причинам, мне не известным, судьба изменилась, молодой человек не стал композитором, но стал киноактером с мировой известностью. Вальс остался неизданным и не сыгранным для широкой публики, и оставался таковым целых 50 лет!

И только недавно в прекрасном концертном зале, в исполнении прекрасного оркестра прозвучала эта роскошная мелодия. Кто же этот композитор? Как только вы включите это видео - вы сразу его узнаете!

Другие красивые вальсы

Есть вальсы разных композиторов, которые слушать - одно наслаждение.

Публикации раздела Музыка

Вальс в русской культуре

«Я помню вальса звук прелестный» - при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста, а также образовательного и культурного уровня, возникает некий обобщенный образ, который можно условно назвать «русским вальсом». Причем этот самый «русский вальс» - вовсе не венский вальс в стиле отца и сына Штраусов, не парижский - с неизменным аккордеоном и надтреснутым баритончиком французских шансонье, и не изысканный вальс Шопена. «Русский вальс» - совсем другое явление, во многом даже более литературное, чем музыкальное.

Романс «Я помню вальса звук прелестный» в исполнении Елены Образцовой

Благовоспитанная непристойность

Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным. В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых». В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать. В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия» .

Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина , в «Маскараде» Михаила Лермонтова . В «Войне и мире» Льва Толстого «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой - в присутствии государя императора! К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо. Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус - младший, который пять сезонов - с 1856 по 1861 год - дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы. Интересно, что блестящие и беззаботные вальсы Штрауса, несмотря на то, что многие из них были написаны в России, по духу не имеют никакого отношения к истинно русским вальсам.

Иоганн Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае»

Первые русские вальсы

История русского вальса началась с Александра Грибоедова - блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума» . Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, - незамысловатый, однако душевный и проникновенный.

Александр Грибоедов. Вальс №2 ми минор

Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов.

Михаил Глинка. Вальс-фантазия (оркестровая версия)

Удивительно похожи на Вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением и вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель» , и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» - и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики.

Сергей Прокофьев. Пушкинский вальс №2

Особняком стоит в этом ряду разве что Вальс Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин» - роскошный, радостный, блестящий. Но для Чайковского вальс был куда большим, чем просто танцевальной формой, - одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства.

Петр Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

Воспоминания о вальсе

Способствуют ностальгически-литературному отношению к вальсу и широко издаваемые в советское время так называемые «старинные русские вальсы» - на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков. К ним можно отнести «Амурские волны» (1903) обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» (1884) мексиканца Хувентина Розаса, знаменитый «Осенний сон» (1908) англичанина Арчибальда Джойса, ставший впоследствии «персонажем» известной песни Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» (1943), и многие другие.

Макс Кюсс. Вальс «Амурские волны»

Матвей Блантер. «В лесу прифронтовом»

В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир. Причем для многих советских людей (в том числе и для профессиональных музыкантов) само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров. Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов».

Дмитрий Шостакович. Вальс из Джазовой сюиты №2

Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах. А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями. Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, - «Синий платочек» (1940) Ежи Петерсбурского, «Огонек» (1943) Матвея Блантера и другие.

Ежи Петерсбурский. «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко

Вальс жив

Несколько иное сейчас отношение к вальсу у тех, кто всерьез занимается бальными танцами, для кого вальс - хобби или даже часть профессии. Ведь этот танец, несмотря на ностальгический флер, входит в современную программу спортивных соревнований по танцам. Литературная и общекультурная составляющая для спортивных танцоров, как правило, не столь важна, как количество тактов или темп и жанр исполняемого вальса - медленный, происходящий от старинного вальса-бостона, и быстрый, называемый еще венским.

Массовые соревнования по танцам. Венский вальс

Учителя танцев начала XIX века были в свое время весьма недовольны появлением и быстрым распространением вальса, так как, в отличие от множества разнообразных и довольно замысловатых танцев, бытовавших в ту эпоху, освоить движения вальса можно было всего за пару уроков. Интересно, что бы они сказали по поводу современных дискотек, где танцев осталось всего два (медленный и быстрый) и танцевать их можно вообще без всяких правил.

Евгений Дога: самый популярный свадебный вальс
Белое, черное, красное: эти цвета присутствуют почти в каждой сцене фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». На фоне буйной зелени старой дворянской усадьбы строгий контраст белого и черного безупречно вычерчивает рисунок кадра, а красный цвет вносит в него напряжение и динамику. Красный возникает в кадре то летящим силуэтом платья, то ярким пятном цветка гвоздики, то нежным отблеском лучей заката, в финале же проступает алой кровью на белоснежной повязке: страсти, разыгравшиеся под сенью векового парка, отняли жизнь у юной героини этой драмы.

Вальс был написан композитором специально для фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Участники съемочной группы позже вспоминали, что музыка Евгения Доги оказывала на них особое, почти гипнотическое воздействие. Иной раз даже создавалось ощущение, что именно она, эта музыка, подсказывала режиссеру и актерам неожиданные и тонкие художественные решения – ведь съемки шли под фонограмму.

Главная тема вальса начинается с плавного движения по устойчивым ступеням лада. Однако ее спокойное течение перебивается тревожными короткими мотивами – кажется, будто из-за облаков доносятся голоса перелетных птиц. С каждой новой фразой мелодия поднимается все выше и выше. Постепенно она утрачивает аристократическую сдержанность, ускоряет темп, набирает мощь и вовлекает танцующие пары в свое безудержное вихревое движение. На вершине кульминации музыка срывает покровы с тайных мыслей героев, обнажает чувства, обостряет конфликты, и вдруг – холод по коже – становится ясно: трагедия неизбежна.

Вот уже четвертый десяток лет мелодия из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» звучит во дворцах бракосочетания по всей стране: молодых приглашают на первый в их совместной жизни вальс. Неужели ни юные влюбленные пары, ни умудренные опытом сотрудники ЗАГСов не ощущают трагизма этой прекрасной музыки? Как бы там ни было, но с вальса Евгения Доги начали свою семейную жизнь уже сотни тысяч молодоженов! Пусть же судьба поможет им избежать печалей и отмерит счастья с избытком.

Русский романтический вальс 19 века
Родоначальником русского романтического вальса был, конечно же, Михаил Иванович Глинка. Сегодня его гениальный «Вальс-фантазия» несколько подзабыт. Между тем, все остальные русские и советские симфонические вальсы выросли именно из него. Сочетание светлой лирики, романтической полетности и трагической напряженности – вот главные черты, объединяющие их и находящие живой отклик в противоречивой и вечно мятущейся русской душе.

К творчеству другого выдающегося российского композитора 19 века, Петра Ильича Чайковского, судьба оказалась более благосклонной. Вальсы из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» уже больше ста лет исполняются во всех рождественских и новогодних концертах. Все эти годы публика тепло принимала и «Сентиментальный вальс». Не так давно эта музыка вдохновила наших прославленных фигуристов Елену Бережную и Антона Сихарулидзе на создание лирической танцевальной программы.

Бережная и Сихарулидзе получили немало наград за эту работу, но все-таки не они первыми стали использовать романтический вальс в качестве музыкальной основы для спортивно-хореографической композиции. Любители фигурного катания «со стажем» наверняка помнят потрясающий танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова на музыку вальса Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад».

Вальс Арама Хачатуряна «Маскарад»
Этот вальс все привыкли называть коротко: «Маскарад». На самом деле это одна из частей музыкальной сюиты, сочиненной А. И. Хачатуряном к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» еще в 1941 году. В сюжете драмы тесно переплелись любовь и ревность, коварство и отчаяние.

Конечно же, весь этот клубок страстей нашел отражение в музыке вальса, однако даже в кульминациях, в моменты высочайшего накала эмоций, оркестр Хачатуряна звучит романтично и неизменно благородно.

В 1976 году чемпионы мира и Олимпийских игр по танцам на льду Л. Пахомова и А. Горшков исполнили вальс «Маскарад» на показательных выступлениях. «Золотой» советской паре рукоплескал весь мир! Такого сочетания техники и артистизма не удавалось достичь еще никому. Кроме того, многие зрители впервые открыли для себя необыкновенно красивую и экспрессивную музыку Хачатуряна. Да, в тот год сотни тысяч меломанов во всем мире добавили в свои личные фонотеки грампластинки с записью вальса «Маскарад».

Видеоматериалы тех лет несовершенны – простим им этот недостаток, насладимся музыкой и танцем.

Старинные русские вальсы (начало 20 века)
Старый городской сад, танцплощадка, эстрада «ракушкой» – и непременно духовой оркестр, играющий старинные русские вальсы… Удивительно: многие из нас испытывают чувство ностальгии при звуках духового оркестра, даже если мы родились спустя десятки лет после войны и ни разу в жизни не видели настоящей «ракушечной» эстрады! «Амурские волны», «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон»…

О нет, «Осенний сон» – это, к сожалению, не наше. В начале 20 века вальс «Autumn Dream» сочинил британский композитор Арчибальд Джойс. Однако российская публика так полюбила его, что привыкла считать своим.

А что же остальные старинные русские вальсы? Может быть, и у них иноземное происхождение? Нет, остальные – настоящие россияне. Вальс «Березка» написан русским военным музыкантом Дрейзиным Е. М., «На сопках Маньчжурии» – Шатровым И. А.


Фронтовые лирические песни-вальсы

В годы Великой Отечественной войны наряду с суровыми маршами звучала и лирическая музыка. Напевные мелодии и простые искренние слова на фронте были даже важнее, чем маршевые ритмы и воинственные призывы.

В задушевных интонациях песен-вальсов, таких, как «В лесу прифронтовом» (авторы композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский), слышался и привет из мирной жизни, и наказ биться до победы.

В это трудно поверить, но было время, когда целый ряд лучших советских песен военного времени полуофициально «прикрыли». Их не разрешали выпускать в радиоэфир, запрещали петь со сцены. Аргументация была абсолютно абсурдной – но это мы понимаем уже сегодня, спустя десятилетия. А тогда, в 70-х, о фронтовой песне Михаила Фрадкина и Евгения Долматовского «Случайный вальс» в учебнике для музыкальных училищ было написано, что она-де безнравственная, потому что «воспевает сомнительную поэзию случайных встреч».

Сегодня никто уже не помнит имен деятелей, столь трепетно заботившихся о нравственной чистоте советского народа. А мы, слушая песню «Случайный вальс», как будто переносимся в те военные годы – и сжимается сердце.

Вальсы в нашем кино
Кино совершенно немыслимо без музыки, а романтическое кино – без вальса. В кинофильме про школу мы, скорее всего, услышим лирически-взволнованный, с грустинкой, вальс выпускников (как в фильме «Розыгрыш»), в лирической комедии наверняка прозвучит вальс с юмористическим оттенком («Ирония судьбы, или С легким паром»), а уж новогодняя картина не обойдется без праздничного вальса («Карнавальная ночь»). В философской сказке вальс может промелькнуть намеком, припевом, вставкой – но он обязательно будет («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»).

Иной раз музыка преображает бесхитростный, казалось бы, сюжет, и «договаривает» то, что невозможно донести с помощью видеоряда: именно такую роль играет в фильме «Берегись автомобиля» чудный вальс Андрея Петрова. Его нежная и прозрачная музыкальная ткань – это зеркало, в котором отражается светлая, немного «не от мира сего», душа современного Робин Гуда.

Вальс Георгия Свиридова «Метель»
Завсегдатаи филармонических концертов прекрасно знают и любят этот изысканный и одновременно роскошный вальс. Однако с недавнего времени отрывки из него стали звучать в телевизионной рекламе. Нечастый случай: реклама сделала доброе дело и буквально заставила всех телезрителей огромной страны выучить прекрасную музыку на память, да вот только не все знают, что это за музыка и кто ее автор. Пора познакомиться!

Георгий Васильевич Свиридов еще в 1964 году написал оркестровую сюиту к фильму «Метель», снятому по мотивам повести А. С. Пушкина. Вальс – вторая часть этой сюиты. Спустя несколько лет фильм практически забылся, а музыка продолжала звучать: в концертных залах, в грамзаписи, в домашнем любительском исполнении. Георгий Васильевич немного доработал сюиту и переименовал ее в «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Композитор буквально рисует звуками, как красками, используя богатейшие возможности большого симфонического оркестра. Крайние части вальса – это, конечно же, вьюга, начинающаяся с легкой поземки и вырастающая в неистовый снежный буран; средняя часть – картина блестящего бала.

Музыка иллюстраций к «Метели» не только изобразительна, она еще и психологична: ведь в основе сюжета, как всегда, любовь и разлука. Однако, в отличие от многих других, этот романтический сюжет заканчивается вполне благополучно. От прежних невзгод остаются лишь воспоминания.
Впереди – целая жизнь! Хочется верить, счастливая жизнь.
Будем улыбаться, господа!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины