Африканское племя тубу. Теория животного белка, как белка необходимого для человеческой жизни, трескается по швам

Пейзаж плато Тибести и Тенере, расположенных в центре Сахары, больше похож на лунную поверхность, чем на место, пригодное для житья человека. Раскаленный ветер пустыни не оставил здесь даже песка. Поверхность покрыта камнями и кратерами. Но именно это место избрал для своей жизни один из самых загадочных народов Африки. Это народ тубу.

Тубу – негроидное племя, исповедующее ислам. Хозяйственная жизнь тубу сосредоточена на выращивании проса, фиников и кочевом разведении скота. Кочевники занимают в иерархии племени более высокое положение. Кроме того, тубу торгуют с соседними племенами солью, которую они развозят на своих верблюдах.

Несмотря на исповедуемый ислам, женщины племени тубу играют в общественной жизни весьма заметное положение. Кроме того, они чрезвычайно воинственны. Большинство женщин всегда носит с собой специальный нож, похожий на меч, заточенный рог антилопы или палку. Дело в том, что по древней традиции любой мужчина может попытаться украсть одинокую женщину, если он незнаком с ее семьей. Вот и приходится женщинам тубу отбиваться от незнакомцев. Впрочем, в ходе ссор со своими соплеменницами они тоже могут пустить в ход оружие.

Если парню тубу приглянулась девушка и он хочет на ней жениться, то для того, чтобы выказать серьезность своих намерений, он должен украсть одно из ее украшений. После этого посылаются подарки ей и ее семье. Дальше идет сватовство и назначается выкуп. Причем выкуп можно отработать. За всеми этими хлопотами между обручением и свадьбой проходит не менее двух лет. Если учесть, что девушек сватают в возрасте примерно пятнадцати лет, то это не так уж и плохо.

В семейной жизни женщина равноправна с мужем. Муж принимает большинство решений, но при этом обязательно советуется с женой. Жена же при малейшей обиде убегает к родителям, и получить ее назад можно только изрядно потратившись на примирительные подарки. Вообще первый год молодожены живут с родителями жены, а те самым тщательным образом следят за тем, чтобы к их дочери относились хорошо. Интересно общение в семье. Муж с женой частенько разговаривают стоя спиной друг к другу и расходятся, даже не взглянув через плечо.

Разделение обязанностей тоже своеобразно. Женщина является владелицей дома, она же и его хранительница. Именно женщина расставляет палатку на кочевье. Она собирает просо и финики, доит коз. Мужчина же ухаживает за скотом, доит верблюдов, кочует на высокогорьях и предпринимает торговые поездки.

От других народов тубу отличаются необычайной выносливостью, здоровьем и долголетием. Кроме того, им неведомы стоматологи. Не потому, что их нет, а потому, что не нужны. Даже у стариков племени все зубы на месте. Особенно странным это кажется, когда узнаешь рацион жителей этих мест. Африканская поговорка гласит: «Тубу питаются финиками. На завтрак они едят кожуру, на обед мякоть, а на ужин косточку». Поговорка, конечно, несколько сгущает краски, но не очень отличается от действительности.

С точки зрения европейца, рацион тубу является абсолютно недостаточным. На завтрак эти кочевники пьют густой напиток из местных трав, напоминающий наши травяные чаи. На обед съедают несколько фиников. На ужин - горсть проса. Иногда просо сдабривается подливкой из трав и кореньев или поливается растительным маслом. И это все. Мяса тубу не едят. И, находясь на такой «диете» изо дня в день, они умудряются совершать дневные переходы в 80-90 километров под палящим солнцем пустыни, при температуре, доходящей до пятидесяти градусов по Цельсию.

О выносливости тубу ходят настоящие легенды. Однажды этот странный народ приехала изучать научная экспедиция из трех бельгийских университетов. Ученые, естественно, запаслись всем необходимым. У них были палатки с кондиционерами, переносные холодильники, разнообразные напитки и консервы. И, тем не менее, они изнемогали от жара Сахары. Тубу же, ничего подобного не имевшие, чувствовали себя великолепно.

Ученым удалось напроситься в дальнюю торговую поездку с караваном, развозящим соль. Переход был обычным для тубу: в 80 километров, бельгийцам же эта дорога по каменистому бездорожью пустыни показалась настоящим адом. На середине пути был сделан привал. Ученые, изможденные тряской и жарой, с огромным трудом выбрались из кондиционированных джипов и поплелись проводить исследования. Когда же они убедились в том, что у тубу, шедших пешком, ни пульс, ни давление ничуть не отличались от показателей, снятых перед началом пути, состояние ученых было близко к шоковому. Внешних признаков усталости тоже не наблюдалось. Съев по нескольку фиников, кочевники спокойно двинулись дальше.

Во время событий в Ливии племя тубу выступило на стороне Каддафи и активно участвовало в боевых действиях. Однако после смерти полковника, отношения с Переходным Национальным Советом не сложились. Вожди племени высказались за выход из состава Ливии. Так что, возможно, скоро мы увидим в самом сердце Сахары новое государство, населенное хотя и загадочным, но очень здоровым и выносливым народом.

Свержение режима Каддафи и последовавшая кровопролитная гражданская война в Ливии, активизация радикальных исламистов в странах Северной Африки и Ближнего Востока способствовали изменению привычного баланса сил на севере Африканского континента и сделали вполне реальным тотальный передел политических границ африканских государств. Границы между странами Африки после деколонизации проводились по границам бывших колоний европейских держав. При этом никто не учитывал ни географических и этнокультурных различий регионов, ни особенностей взаимодействия отдельных этносов, складывавшихся на протяжении веков доколониальной Африки.

В 1960-е - 1970-е гг. на карте Африки появилось большое количество откровенно искусственных государств, чье существование превратилось в череду бесконечных войн, переворотов, восстаний и межэтнических столкновений. Этнополитическая ситуация в регионе Сахары и Сахеля отличается особой сложностью. Большинство стран региона имеют четкое внутреннее разделение на «северную» и «южную» части. В «северной» основное население составляют арабо-берберские народы, исповедующие ислам, в «южной» проживают африканские негроидные народы, которые могут исповедовать и ислам, и христианство, и традиционные верования. В свою очередь, арабские страны Северной Африки также имеют, обычно в южных районах, значительный неарабский субстрат - опять же, тех же берберов, которые обладают собственной культурой и не желают проживать в арабском государстве на правах «граждан второго сорта». Гражданская война в Ливии стала катализатором центробежных тенденций в политической жизни государств Сахары и Сахеля. Наибольшую известность после ливийских событий получила война в Мали, главными участниками которой стали несколько сторон: правительственные войска, защищающие интересы негроидных элит Юга Мали; исламские фундаменталисты, сражающиеся за построение на территории Мали шариатского государства и поддерживаемые арабским и, частично, туарегским населением; туарегские сепаратисты, выступившие за создание Азавада - независимого государства туарегов Сахары. В войне в Мали на стороне правительственных войск выступил французский контингент - бывшая метрополия до сих пор не собирается ослаблять контроль за бывшими колониями в Африке.

В результате кровопролитной войны в Мали весь мир узнал о туарегском национально-освободительном движении, о стремлении туарегов Мали к отделению от негроидного Юга и созданию собственного государства Азавад. Однако аналогичная ситуация к востоку от Мали - в Южной Ливии и Северном Чаде - гораздо менее известна. Здесь о своих интересах и праве на самоопределение все чаще говорят представители народа тубу - местных кочевников, образ жизни которых имеет определенное сходство с туарегским. Тубу сыграли достаточно заметную роль в Гражданской войне в Ливии, поддержав противников Каддафи и приложив немало усилий для свержения Джамахирии. Тому были свои причины, о которых мы расскажем ниже. Но теперь тубу находятся в оппозиции новому ливийскому режиму и очень недовольны теми результатами, к которым привела на практике антикаддафистская революция.

«Горные люди» с плато Тибести

Тубу - полукочевники, проживающие на плато Тибести. Само название «тиббу» в переводе с арабского языка означает «горный человек». Их часто называют одними из наиболее выносливых людей планеты. Говорят, что тубу способен целый день питаться одним фиником - и в это можно поверить, глядя на этих сухощавых жилистых людей, выживающих в суровых условиях плато Тибести и песков Сахары. В языковом отношении тубу принадлежат к сахарской семье нило-сахарской макросемьи и разделяются на две основные группы - теда (северные) и даза (южные). Численность тубу невелика - она не превышает 350 тысяч человек, проживающих на севере Чада, а также на северо-востоке Нигера и на юге Ливии. Тубу - мусульмане - сунниты, но к религии относятся менее фанатично, чем соседние арабские племена. Здесь, как мы видим, также есть определенная общность с туарегами. На территории Нигера тубу компактно заселяют местность Кавар, окруженную пустыней Тенере. В Каваре находится десять оазисов, в том числе Бильме, Дирку, Аней и Сегедин. Средневековый Кавар играл важнейшую роль в добыче соли и выращивании фиников, а транспортное значение Кавара как остановочного пункта на транссахарской магистрали сохраняется вплоть до настоящего времени. Тубу, населяющие Кавар и составляющие здесь основное население, считают своим главой султана Кавара, чья резиденция находится в оазисе Аней.

Исторический район проживания тубу в Чаде, их «вотчина» - нагорье Тибести в Центральной Сахаре, образованное пятью вулканами и представляющее собой своеобразный «лунный пейзаж» с гейзерами и источниками, питающими сахарские реки. Большинство тубу, живущих на плато, занимается скотоводством, разводя верблюдов, ослов, овец и коз, а также сопровождают следующие через Центральную Сахару караваны. Охрана караванов, равным образом, как и нападения на них с целью ограбления, были давним источником заработка племен тубу, что также роднило их с туарегами. Как и туареги, тубу считали ниже своего достоинства заниматься земледелием и в оазисах, в финиковых рощах, работали представители касты рабов - «камадийя», а позже - их потомки, находящиеся внизу социальной иерархии тубу. Также с помощью потомков рабов осуществляется добыча соли - еще один заработок тубу. Низшие слои в обществе тубу представлены потомками захваченных в Южном Чаде представителей земледельческих африканских народов, а сами тубу, несмотря на темный цвет кожи, часто имеют нетипичные для негроидов Африки черты. Между тем, тубу все же «темнее» и «негроиднее», чем туареги и, тем более, более северные берберские народы Алжира и Ливии. В семьях тубу, как и у туарегов, жены обладают большим влиянием, включая участие в решении таких вопросов как смена пастбищ, покупка и продажа скота. Семьи тубу, состоящие из родителей и детей, образуют кланы, которые являются основой социальной организации и собственниками пальмовых рощ, пастбищ и источников воды. Внутри клана запрещено совершение любых корыстных и насильственных преступлений, соответственно существует кровная месть за убийство или смертельное оскорбление, однако она действует лишь между семьями, не распространяясь на клан в целом. Также существует обычай компенсации, в соответствии с которым есть возможность откупиться определенным количеством верблюдов - главного богатства тубу. Во главе социальной иерархии общества тубу стоят привилегированные кланы томарга, гунда и арна. Ниже стоят рядовые кочевники - общинники, они же воины. К низшим кастам относятся «азе» - кузнецы и «кемайе» - земледельцы, выращивающие финики.

Что касается политической организации, то государственность у тубу фактически отсутствовала. Лишь у теда, живущих на нагорье Тибести, существует «дерде» - традиционный король, представитель клана Томагра, осуществляющий судебную власть и занимающийся разрешением споров. Несмотря на то, что общность теда состоит из 36 кланов, дерде избирается исключительно из представителей клана Томагра. Во второй половине XVI в. был установлен порядок избрания дерде из числа представителей трех королевских семей клана Томагра - Арами, Эрди и Лай. Эти семьи восходят к сыновьям первого дерде Моли, которых и звали Арами, Эрди и Лай. Коронация дерде происходит под священной акацией «тари», после чего дерде получает знак королевской власти - кнут «оголи». Очевидный пережиток традиционных верований - убежденность в том, что дерде не умирает, а лишь «скрывает лицо». Именно так следует говорить, когда очередной король покидает теда Тибести. С конца XVII века теда под руководством своих дерде совершали набеги на земледельческие оазисы - на юг, в Борну (территория Чада) и на север, в Феццан (Ливия). В 1842 г. теда вступили в конфликт с арабским племенем ауляд сулейман, которое проживает на юге Ливии. С тех пор, уже на протяжении полутора с лишним столетий конфликт периодически вспыхивает с новой силой - ведь в Феццане теда и арабы являются экономическими и военно-политическими конкурентами. Примерно в это же время в Тибести проник и исламский орден Сенуссийя, очень распространенный в Ливии. Именно сенуситы возглавляли сопротивление ливийцев итальянцам. Представителей ордена Сенусийя в Тибести пригласил сам тогдашний дерде, после чего началась окончательная исламизация тубу, которая до этого времени носила достаточно условный характер. В результате деятельности сенуситских проповедников завийя ордена была создана в Бардаи - наиболее важном оазисе Тибести. Первые попытки французов колонизировать Тибести и включить плато в состав своей колонии встретились с отчаянным сопротивлением тубу. Дерде обратился за помощью к Османской Турции, которая откликнулась на призыв единоверцев и установила несколько фортов в Тибести. Однако позже, после того, как Турция уступила Ливию Италии, она была вынуждена отказаться и от фортов в Тибести, выведя свои войска с территории обитания тубу.

Тубу в Чаде: борьба за национальные права и война

В 1914 г. в Тибести прибыли французские подразделения, но установить хоть какое-то подобие контроля над регионом проживания тубу французам удалось только к 1930-м гг. При этом им пришлось пойти на сохранение власти дерде, который, в обмен на определенные привилегии, стал сотрудничать с колониальными властями. В 1960 г. была официально провозглашена независимость нового государства Чад. Однако первоначально суверенитет получили только южные области Чада, населенные негроидным христианским населением. В силу христианского вероисповедания и большей европеизации, южане считались более лояльными Франции и более развитыми для получения независимости. Северные, «дикие», районы Тибести было решено оставить под непосредственным управлением Франции до того времени, пока центральное правительство Чада не сочтет себя в силах организовать управление северными провинциями. Учитывая религиозные и этнические различия, объединение Северного и Южного Чада представлялось очень проблематичным. Мусульмане - тубу не желали жить в одном государстве с оседлыми негроидами - христианами, поскольку исторически считали последних своими данниками и поставщиками рабов и не могли смириться с тем, что ими будут управлять выходцы с юга. В 1965 г. Франция передала Борку - Эннеди - Тибести, т.е. территорию Северного Чада, под управление центрального правительства Чада. Во главе Чада в этот период находился Франсуа Томбалбай (1918-1975) - предприниматель и бывший школьный учитель, выходец из южной народности сара, исповедующий христианство. Томбалбай показал себя недальновидным политиком и, как и многие другие африканские лидеры, установил трайбалистский режим, выдвигая на руководящие позиции представителей своего клана. Даже в северные районы Чада были назначены чиновники - выходцы с юга, что позволило северянам считать себя дискриминируемыми южанами. Недовольство политикой центрального правительства вышло на такой уровень, что вожди тубу приняли решение о начале вооруженной борьбы против режима Томбалбая.

1 ноября 1965 г. в провинции Геро на севере Чада вспыхнуло восстание теда, которое возглавил тогдашний дерде Уэддей Кичидеми. Дерде стал символом сопротивления правительству Томбалбая и лидером национально-освободительного движения тубу. Вскоре дерде во главе своих людей откочевал на территорию соседней Ливии, оказавшись в недосягаемости для центральных властей Чада. Однако наиболее влиятельной организацией чадской оппозиции «северян» стал Фронт национального освобождения Чада (ФРОЛИНАТ), созданный 19 июня 1966 г. на конгрессе в Судане. Во ФРОЛИНАТ объединились исламистский Фронт освобождения Чада во главе с Ахмедом Хассаном Муссой и леворадикальный Национальный союз Чада во главе с Ибрахимом Абача - марксистом и сторонником панафриканского социализма. Последний и был избран председателем организации. Ядро фронта первоначально составили сторонники Ибрахима Абачи - мусульмане по конфессиональной принадлежности и социалисты по политическим убеждениям. ФРОЛИНАТ провозгласил своими задачами национализацию ключевых отраслей чадской экономики, введение арабского и французского языков в качестве официальных, проведение культурной революции, вывода иностранных войск с территории страны, повышение заработной платы. При этом фронт дистанцировался от религиозных и этнических противоречий и выступал против раскола страны по этноконфессиональному признаку. Судя по всему, это и стало причиной отделения от фронта исламистов Ахмеда Хассана Муссы. ФРОЛИНАТ развязал активную вооруженную борьбу на территории Чада. В 1968 г. лидерам ФРОЛИНАТ удалось добиться поддержки Гукуни Уэддея - сына дерде Уэддея Кичидеми. Гукуни во главе отрядов тубу присоединился к восстанию. К этому времени основатель фронта Ибрахим Абача погиб в бою, затем погиб и сменивший его Мохаммад Тахер. Фронт раскололся на две армии - 1-ю армию ФРОЛИНАТ, в которой со временем на первостепенные позиции выдвинулся Абба Седдик, и 2-ю армию ФРОЛИНАТ, которую возглавил наследник дерде Гукуни Уэддей (на фото). Важные позиции среди жителей севера страны приобрел и Хиссен Хабре. Началась кровопролитная гражданская война в Чаде, фактически расколовшая страну на две половины и превратившая Северный Чад, где проживают тубу, в неконтролируемое центральной властью страны пространство. В том же 1968 г. Томбалбай, который был на грани полного свержения, обратился за помощью к Франции. Переброшенные в Чад подразделения Иностранного легиона разгромили отряды ФРОЛИНАТ и оттеснили их на север страны, но французское руководство потребовало от Томбалбая удовлетворить требования северян и ввести их в состав правительства. Однако Томбалбай, первоначально удовлетворивший требование французов, как только в 1971 г. Франция вывела Иностранный легион из Чада, вновь принялся «за старое». Он взял на вооружение концепцию африканской идентичности, объявил о своем возвращении к традиционным культам и запретил христианство и ислам, что привело к новому восстанию и возобновлению гражданской войны в стране.

В 1975 г. Томбалбая решило убрать собственное окружение - высокопоставленные военные, принадлежавшие к южным народностям. В результате военного переворота Томбалбай был убит. Страну возглавил бригадный генерал Феликс Маллум (1932-2009) - также выходец из народности сара, соплеменник Томбалбая, который долгое время служил во французских колониальных войсках и даже воевал в Индокитае, а позже сделал карьеру в чадских вооруженных силах. Маллум взял курс на решение этноконфессиональных проблем страны и предпринял шаги в направлении нормализации отношений с мусульманами Севера, чьи представители были включены в состав правительства. Маллуму удалось нормализовать отношения с Египтом и Суданом, но очень напряженными оставались отношения с Ливией. Ситуация усложнялась тем, что тубу, составлявшие основу оппозиции центральному правительству, проживали и в Чаде, и в Ливии, и ливийский лидер Муаммар Каддафи имел возможность влияния на внутричадскую политику посредством ливийских тубу, контактировавших с соплеменниками в Чаде. В 1976 г. ливийские войска оккупировали полосу Аузу, на которую Ливия давно претендовала. Параллельно Ливия оказывала поддержку той части ФРОЛИНАТ, которая пошла за Гукуни Уэддеем - опять же, руководствуясь собственными стратегическими соображениями. Ведь Уэддей, в принципе, не возражал против оккупации Аузу, расплачиваясь территорией за политическую, военную и финансовую поддержку со стороны Ливии.

Ливийско-чадская война и ее последствия

Ливийское вторжение в Чад положило начало истории масштабной конфронтации Ливии с Чадом, причем за обе стороны воевали противоборствующие группировки «северян» тубу. Гукуни Уэддей с самого начала поддерживал отношения с Ливией и ориентировался на Каддафи, тогда как его соперник за влияние среди северян Хиссен Хабре (на фото) был категорическим противником ливийской аннексии полосы Аузу и заручился поддержкой западных стран. С помощью ливийской армии Гукуни Уэддею к 1978 г. удалось вытеснить подразделения, верные Хиссену Хабре, и установить контроль над Северным Чадом. Тогда Хиссен Хабре заключил союз с президентом Чада Феликсом Маллумом, который успел заручиться поддержкой Франции. Хабре был назначен премьер-министром страны, но противоречия между Севером и Югом были столь непреодолимыми, что союз Маллума и Хабре долго не продлился. В феврале 1979 г. началась вооруженная конфронтация сторонников Маллума и Хабре. В результате боевых действий контроль над Северным Чадом оказался полностью в руках Уэддея и его фракции ФРОЛИНАТ, а центральное правительство фактически перестало существовать. Маллум бежал из страны и в ноябре 1979 г. было создано коалиционное правительство Чада под руководством представителей и Севера, и Юга. Гукуни Уэддей был провозглашен президентом страны, лидер южан полковник Абделькадар Камуге - вице-президентом. В руках северян оказалось и руководство вооруженными силами страны - министром обороны стал Хиссен Хабре. Однако вскоре противоборство между Хабре и Уэддеем возобновилось. Боевые действия привели к массовому бегству мирного населения Чада в соседний Камерун, а столица Чада Нджамена в декабре 1980 г., с помощью ливийских войск была захвачена Уэддеем. В январе 1981 г. Уэддей объявил о намерении объединения Ливии и Чада в Исламскую республику Сахель. Однако практически все жители юга страны восприняли эту идею крайне негативно, опасаясь, что реальная власть в стране окажется в руках ливийцев, а мусульмане начнут дискриминировать многочисленное христианское население южных провинций. Возобновились вооруженные столкновения между различными проливийскими и антиливийскими группировками, действовавшими на территории Чада.

В конечном итоге, Каддафи отказался от идеи объединения с Чадом и в 1982 г. вывел свои войска из страны. После этого войска Хабре при поддержке США и Египта освободили Нджамену, а Уэддей эмигрировал в Ливию. В оазисе Бардаи было сформировано верное Уэддею «Временное правительство национального спасения», подчиненные которому войска в 1983 г. перешли в наступление и снова взяли под контроль значительную часть страны. Хабре обратился за помощью к Франции, которая силами Иностранного легиона смогла выбить войска ФРОЛИНАТ из захваченного ими Файя-Ларжо. В ситуацию вновь вмешалась Ливия, чьи вооруженные силы перешли в наступление и разгромили Хабре. Война продолжалась до 1986 г., когда 18 ноября не было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий, которое подписали Хабре, Уэддей и Камуге. Ливии война в Чаде стоила очень дорого - не менее 7000 ливийских солдат погибло в боевых столкновениях с чадскими и французскими войсками, что вызвало недовольство политикой Каддафи даже среди лояльного ему высшего офицерства ливийской армии.

В 1990 г. Чад возглавил Идрис Деби (на фото) - выходец из северной народности бидеят - субэтноса народности загава, родственной тубу. Прежде Деби воевал на стороне Хиссена Хабре и участвовал в свержении Гукуни Уэддея, однако затем был обвинен последним в заговоре и бежал в Ливию, а затем - в Судан. В 1990 г. за несколько месяцев отрядам под командованием Деби, действовавшим с территории Судана, удалось занять значительную часть территории Чада, а 1 декабря 1990 г. вступить в столицу страны Нджамену. Захватив власть, Деби взял курс на интеграцию страны. Брат Идриса Деби при поддержке последнего был поставлен султаном народности бидеят, что упрочило позиции президента среди племен Северного Чада. Идрис Деби является президентом Чада и в настоящее время, сохраняя власть на протяжении последней четверти века. В 1993 г. Гукуни Уэддей объявил о роспуске ФРОЛИНАТ, который фактически изжил себя в современных условиях. Однако контроль центрального правительства Чада над регионами проживания тубу остается весьма призрачным - фактически тубу продолжают жить по своим законам, играя важную роль в транссахарском транспортном сообщении и контролируя важнейшие сухопутные пути из Чада и Нигера в страны Северной Африки. В 2010 г. на престол вступил новый дерде теда Эрзей Барка, пользующийся поддержкой президента страны Идриса Деби и Гукуни Уэддея. В отличие от Уэддея, Хиссен Хабре до сих пор находится в опале. Еще в 2008 г. чадский суд приговорил его заочно к смертной казни, а в 2013 г. Хабре был арестован на территории Сенегала и помещен в сенегальскую тюрьму. В июле 2015 г. в Сенегале начался судебный процесс по делу Хиссена Хабре. Чадскому политику вменяют в вину многократные нарушения прав человека, а власти Чада обвиняют Хабре в организации убийств не менее 40 тысяч человек и в присвоении 70 млн. французских франков. Напряженными длительное время оставались отношения Чада с Суданом, поскольку президент Чада Идрис Деби, загава по национальности, поддерживал повстанцев, действующих в суданском Дарфуре против центрального правительства страны. Как известно, Дарфур населен как загава, так и некоторыми другими родственными народностями, что и способствовало поддержке дарфурских повстанцев со стороны чадских властей.

Тубу в Ливии: политика Каддафи и восстания

Однако если в Чаде Каддафи ориентировался на поддержку части тубу во главе с Уэддеем, то на территории самой Ливии положение тубу оставляло желать лучшего. Здесь проживает не менее 50 тысяч представителей этого народа, населяющих обширные районы на юге Феццана. Как и в соседнем Чаде, в Ливии тубу традиционно занимаются кочевым скотоводством, выращиванием фиников, добычей соли и организацией торгового сообщения через Сахару. Каддафи, бывший арабским националистом, был заинтересован в «арабизации» всей Ливии и интеграции в состав ливийской арабской нации всех национальных меньшинств страны, включая и тубу. Причем если с туарегами Каддафи удалось наладить хорошие взаимоотношения, то значительная часть ливийских тубу была недовольна проводимой им политикой в отношении их народа. Тубу обвиняли режим Каддафи в «арабизации», в политической дискриминации и намеренном торможении развития социальной инфраструктуры в регионах их проживания. Ситуация усугублялась тем, что тубу считают себя коренными обитателями Сахары, ее историческим населением, и не желают мириться с доминированием арабов. В 2007 г. режим Каддафи выступил с инициативой лишения тубу ливийского гражданства, объявив их выходцами из Чада. Формально основанием для такого утверждения является то, что многие ливийские тубу значительную часть года проводят в соседнем Чаде, где ставят свои кочевья. Но ведь тубу, как и другие транссахарские кочевники, те же туареги, не признают существующих государственных границ и считают себя «вольными жителями Сахары», которые в праве проживать и пасти стада там, где пожелают. Этой особенностью образа жизни и ведения хозяйства ливийских тубу и воспользовался режим Каддафи, использовав «номадизм» тубу в качестве зацепки для уменьшения их численности на территории Ливии. Тубу стали методично «выживать» с территории страны, стремясь освободить занимаемые ими оазисы для проживания арабов. Детям из семей тубу было отказано в возможности пользоваться медицинской помощью и получать образовательные услуги. Наконец, Каддафи оказывал покровительство арабским племенам, населяющим Феццан. Это стало очередным поводом для роста среди тубу антикаддафистских настроений, которые привели к вооруженному выступлению в ноябре 2008 г.

Флаг Национального фронта спасения тубу

Ведущую роль в выступлении играл Национальный фронт спасения тубу, созданный как вооруженная организация и руководимый Исой Абдель Маджидом Мансуром. Иса Мансур является ключевым политическим деятелем тубу, представляющим интересы племенных групп в ливийской политике. Под его руководством ливийские тубу подняли вооруженное восстание, которое было подавлено правительственными войсками. Погибло 33 человека, после чего Муаммар Каддафи приступил к реализации программы по выселению тубу с территории Ливии. Операция по выселению тубу проводилась достаточно жесткими методами, с арестами и разрушением жилищ. Естественно, что в этой ситуации тубу нашли поддержку со стороны западных держав, несмотря на формальное улучшение отношений с Каддафи, всячески «копавших» под ливийского лидера. Когда в 2011 г. в Ливии началась гражданская война, вожди тубу безоговорочно поддержали мятежников, рассчитывая получить от этого свои преференции. Ополчение тубу выступило с в руках против правительственных войск Каддафи и взяло под контроль ряд населенных пунктов на юге страны. Более того - тубу сыграли важнейшую роль в перекрытии путей проникновения в Ливию наемников из Чада и Нигера, которые могли попасть в Феццан только через территории, контролируемые ополчением тубу. Последние наемников через свою территорию не пропускали, а где надо - действовали с оружием в руках. Поверив в изменение ситуации после свержения Каддафи, лидер национального движения тубу Иса Абдель Маджид Мансур заявил в конце 2011 г. о роспуске Национального фронта спасения тубу «за ненадобностью» в изменившихся политических условиях. То есть, лидеры тубу рассчитывали на нормализацию отношений с Триполи и были убеждены в том, что ситуация не вернется в состояние вооруженного конфликта.

Конфронтация с ПНС и ИГ

Однако очень быстро племенные вожди тубу разочаровались в политике нового ливийского режима, точнее - в результатах свержения Каддафи, поскольку долгожданного национального освобождения прозападный мятеж тубу не принес. Вместо этого аборигены Южной Ливии столкнулись с целым рядом «новых» старых проблем, в том числе и с возобновлением соперничества с арабскими племенами, выступавшими традиционными соперниками тубу в этом регионе. В марте 2012 г. произошли кровопролитные столкновения между тубу и арабами из племени ауляд сулейман в южноливийском городе Себха. Вблизи Себхи находятся пресные подземные озера, играющие важнейшую роль в водоснабжении всей страны и представляющие стратегическое значение для Ливии. С момента начала столкновений в Себхе, на юге Ливии возобновились боевые действия - между ополчением тубу, на стороне которого выступила милиция Себхи, и отрядами арабского племени зувайя. Зувайя - арабское племя, прежде занимавшееся работорговлей и совершавшее набеги на негроидное население южноливийских оазисов. Значительная часть представителей зувайя, впрочем, рождена от браков с чернокожими рабынями. Тубу хранят историческую обиду на зувайя, которые в 1840-х гг. мигрировали в район оазиса Куфра, отобрав у тубу пальмовые плантации и вытеснив тубу на юг. В свое время зувайя поддерживали Каддафи, за что он отдал им на откуп контроль за транссахарской торговлей. Однако позже племя все же поддержало мятежников, надеясь выиграть от этого свои дивиденды. Одной из причин столкновений стала борьба за контроль над южными границами Ливии, который первоначально был отдан Переходным национальным советом тубу в знак признательности за помощь в свержении Каддафи. Для тубу контроль над границей был очень важен, поскольку они всегда играли важную роль в транссахарской торговле, включая контрабанду наркотиков и оружия. Одновременно вооруженные отряды тубу стали использоваться для охраны месторождений на юге страны. В июле 2012 г., когда войска Переходного национального совета Ливии выступили против тубу в оазисе Куфра, где начались столкновения тубу и арабов зувайя, вожди тубу заявили о возможном бойкоте грядущих выборов в стране. Кроме того, тубу возмутились отсутствием представительства в Конституционной комиссии и бойкотировали выборы в нее в июле 2013 года. В знак протеста против «дискриминационной политики ПНС», отряды тубу, несшие службу по охране месторождений, блокировали месторождения и прекратили добывающие работы. В марте 2014 г. прошла новая волна протестов тубу против нового ливийского правительства, сопровождающаяся новыми столкновениями с арабскими племенами. Правительство Ливии даже было вынуждено ввести на территории южных районов страны чрезвычайное положение.

Иса Абдель Маджид Мансур (на фото) заявил о возобновлении деятельности Национального фронта спасения тубу как единственной силы, способной предотвратить дискриминацию его народа и защитить его интересы. По мнению лидера тубу, ПНС и вожди арабских племен заинтересованы в изменении демографической ситуации в Ливии и искусственно занижают численность тубу в стране. Власти говорят лишь о 15 000 тубу, проживающих на территории Ливии, тогда как сами тубу оценивают свою численность в 150 000 - 200 000 человек (а некоторые источники называют цифру и в 300 000 человек, что, впрочем, выглядит не очень правдоподобно). «Арабизация» Южной Ливии имеет под собой ярко выраженные экономические интересы арабских племен, которые видят в изгнании или, хотя бы, политическом и экономическом ослаблении тубу возможность установления полного контроля за транссахарскими торговыми путями.

Обострение отношений с Триполи способствовало возрождению среди ливийских тубу идеи об автономизации страны. Сторонники национальной автономии усомнились в возможности правительства обеспечить безопасность населенных тубу регионов и обвинили ПНС в продолжении дискриминации. Автономистские настроения усилились после того, как представители ПНС заявили о том, что тубу и туареги имеют «поддельные удостоверения личности» и, соответственно, не являются ливийскими гражданами. В сентябре 2014 г. вожди тубу заключили соглашение с ливийским генералом Халифой Хафтаром - бывшим крупным военным чиновником режима Каддафи, еще в ходе ливийско-чадской войны бежавшим на Запад. В настоящее время вернувшийся в Ливию Халифа Хафтар, занявший у мятежников пост командующего сухопутными войсками, является главным противником активизации исламистских группировок в Ливии, в том числе и организации «Исламское государство». Дело в том, что большая часть тубу достаточно негативно относится к деятельности радикальных фундаменталистских групп в Южной Ливии. Более того, тубу, в том числе стремясь заручиться и поддержкой Запада и мировой общественности, позиционируют себя едва ли не как «главный щит в борьбе против ИГ». Это обусловливается и особенностями культуры тубу, для которых никогда не была характерна высокая религиозность. Однако ИГ не оставляет попыток склонить молодежь тубу на свою сторону, выпустив в марте 2015 г. ряд видеороликов агитационно-пропагандистского характера на языке тубу. Впрочем, можно предположить, что фундаменталистам не удастся переманить на свою сторону тубу (отдельные одиночки и небольшие группы не в счет), поскольку на юге Ливии с ИГ олицетворяются, в первую очередь, арабские племена, являющиеся традиционными противниками тубу и их конкурентами в контроле за транссахарской торговлей. Кроме того, обострились и отношения тубу с туарегами - также давними конкурентами в контроле за торговыми путями. Ведь туареги изначально поддерживали Каддафи, а в последнее время среди части туарегов медленно растет популярность фундаменталистских группировок. В мае 2015 г. в районе оазиса Обари начались вооруженные столкновения между тубу и туарегами, поддерживающими фундаменталистов. Возобновление столкновений очень обеспокоило центральное правительство в Триполи, озабоченное созданием иллюзии о восстановлении порядка в стране.

Таким образом, мы видим, что уход Каддафи лишь способствовал регрессу политических отношений в Сахаре, вернув ситуацию в регионе на уровень даже доколониальной политики - племенных противостояний тубу и арабов, тубу и туарегов, арабов и туарегов. Вполне вероятно, что Ливию ожидает и проблема соседнего Судана - стремление племен африканского происхождения, в данном случае - тубу, к созданию национальной автономии, а то и независимого государства - по типу Южного Судана. По крайней мере, родственные и близкие по культуре тубу народы Дарфура давно ведут борьбу за национальное освобождение против центрального правительства Судана. Впрочем, превратятся ли свободолюбивые тубу в африканский аналог курдов, противостоящих экспансии фундаменталистов, покажет время. По крайней мере, пока тубу не получают серьезной помощи и поддержки от западных стран, а военно-политическая ситуация в Южной Ливии освещается мировыми СМИ достаточно слабо, особенно в контексте «проблемы тубу». Очевидно, что в случае дальнейшей дезинтеграции Ливии, которая, похоже, становится неизбежной, тубу в будущем все в большей степени будут настаивать на формировании собственного суверенного государства. Фактически, этот народ, остающийся разделенным между тремя сахарскими государствами - Ливией, Нигером и Чадом, имеет компактную территорию проживания, которая может стать территорией нового государства. Не исключено, что появление в качестве политического субъекта автономии ливийских тубу возобновит центробежные реакции в соседнем Чаде, приведя к возобновлению национально-освободительной борьбы теда Тибести, а также всколыхнет пока сохраняющих спокойствие нигерских тубу.

Племена тубу и зувайя между Чадом и Ливией

Пустыня Сахара - это не только туареги. Это еще и юго-восточная окраина Ливии. Когда-то, во второй половине XX века, М. Каддафи, увлеченный борьбой с Западом, открыл свой «африканский фронт борьбы против империализма», бросив часть войск на юг и юго-восток страны, чтобы вытеснить оттуда «западных колонизаторов», в основном французских и американских.

С точки зрения Триполи, наибольшую опасность для Африки представляло то обстоятельство, что южносахарские страны были объявлены сферой «жизненных интересов» США, где сооружались военные базы и наблюдалось вмешательство США и Франции во внутренние дела «приливийской» Африки. М. Каддафи уповал при этом не столько на политические меры, сколько на военную силу, что не находило понимания африканцев. Ливия, например, начала претендовать на часть территории Чада, объявив «своей» 114 тыс. кв. км района Аозу, который был захвачен ливийской армией в 1973 г. На территории Ливии вплоть до 1987 г. находились базы тех чадских боевиков, которым ливийцы оказывали военную и политическую поддержку. В 1979 г., когда в Нджамене к власти пришло правительство национального единства во главе с Гукуни Уэддеем, вождем племени тубу, принявшим ислам. Ливия согласилась с его предложением о демаркации границы. Но внутри Чада не все были согласны с этим решением.

В течение 80–90-х гг. внутри Чада началась борьба между ведущими лидерами Г. Уэддеем и Х. Хабре, на интересах которых играли Франция и США, что привело к их вмешательству в конфликт, на что негативно среагировал М. Каддафи, так как тубу-ливийца невозможно отличить от тубу-чадца, тем более что племя тубу, насчитывающее около 400 тыс. чел, контролировало часть территории Ливии, Чада, Нигера и даже Судана, что давало повод и Ливии претендовать на соседние земли. Но по вопросу о границе между Ливией и Чадом за период с конца еще XIX века было заключено несколько соглашений бывших колонизаторов, до сих пор вызывавшие споры.

С тех пор ливийские и чадские племена не раз воевали между собой. Племя тубу и племя зувайя враждовали давно. Тубу особенно жестоко подвергалось притеснениям, пока в конце мая 1994 г. Ливия и Чад не подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и постепенно восстановили добрососедские отношения.

И вот после смерти М. Каддафи вся сложная проблема ливийско-африканских отношений вдруг снова возникла. Опасность войны тоже. И не только с туарегами. В конце февраля 2012 г. старейшины племен из разных концов Ливии начали переговоры о прекращении вооруженных столкновений на этнической почве на юго-востоке страны, собравшись в городе Куфра. С 12 февраля 2012 г., когда начались вооруженные стычки в районе 40-тысячного города Куфра, где живут две самые крупные колонии племен тубу (афро-черные) и зувайя (арабы), с обеих сторон погибли свыше 100 человек, сотни получили ранения. Кровопролитие не удалось остановить даже армейским подразделениям, направленным туда Переходным Национальным советом, т. е. новой властью Ливии, для урегулирования ситуации.

В марте 2012 г. туда прибыли и эксперты ООН и вроде бы было достигнуто соглашение о прекращении огня. Представитель племени тубу Абу Бакр Садык заявил представителям СМИ, среди которых был и корр. ИТАР-ТАСС П. Мыльцев, что в течение марта будет подписано новое соглашение, которое «решит проблему раз и навсегда». Однако ситуация в Куфре, даже на время, когда писались эти строки, так и оставалась напряженной, как констатировали эксперты ООН, с которыми поддерживалась связь.

Западные наблюдатели единодушны в выводах, что боестолкновения на этнической почве на юго-востоке Ливии, где число племен превышает полсотни, представляют собой серьезный вызов для переходного правительства страны. Оно на протяжении всего времени посткаддафиевского пребывания у власти сталкивается с проблемой отсутствия безопасности из-за большой численности вооруженных группировок, действующих на бесконечных просторах пустыни Сахара и враждующих между собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

90 километров в день всего на 2 финиках! На такое способны представители племени Тубу, которые обитают в очень экстремальных условиях - в самом сердце Сахары, где нет даже песка, потому что обжигающий ветер сгоняет его прочь.

От других народов Африки Тубу отличаются необычайной выносливостью, здоровьем и долголетием. Кроме того, им неведомы стоматологи. Не потому, что их нет, а потому, что не нужны. Даже у стариков племени все зубы на месте. В чем их секрет? Конечно, в питании!

С точки зрения европейца, рацион тубу является абсолютно недостаточным. На завтрак эти кочевники пьют густой напиток из местных трав, напоминающий наши травяные чаи. На обед съедают несколько фиников. На ужин - горсть просо. Иногда просо сдабривается подливкой из трав и кореньев или поливается растительным маслом. И это все. Мяса тубу не едят. И, находясь на такой «диете» изо дня в день, они умудряются совершать дневные переходы в 80-90 километров под палящим солнцем пустыни, при температуре, доходящей до пятидесяти градусов по Цельсию.

А люди продолжают дискутировать на тему необходимости животного белка, недостаточности витамина В12 в растительной пище и т.д. и т.п. Вдумайтесь, 2 финика и 90 километров по пустыне. Природа снова и снова доказывает, как мало мы знаем о самих себе и какой огромный ресурс заложен в человеческом организме.

Не бойтесь выходить из зоны комфорта, слушайте свое тело - и будете счастливы!

А за свежайшей здоровой и невероятно вкусной пищей, как всегда, добро пожаловать к нам!))

21.11.2013

В Сахаре, в самом ее центре, на стыке границ Ливии, Чада и Нигера, обитает одно из древнейших и загадочнейших племен Африки - тубу. Живут они практически на безводных плато Тинери и Тибести, с которых даже песок сдувается обжигающим ветром. Вокруг - фантастический мир: потухшие вулканы, совершенно голая земля и камни. Кое- где можно заметить песчаные дюны. Оазисы - большущая редкость в этих местах, в этом царстве камней и песка. В таких условиях жить очень и очень сложно, но племя тубу не желают ничего менять.

Эти люди давно приспособились к такой жизни, и даже совершают пешие (!) переходы длиной в 100 км за один день и не считают это каким-то особым достоинством. Сказать, что питаются тубу скромно - значит, не сказать ничего. Если примерить к их рациону наши стандарты, то никакой критики он не выдержит. Ежедневно они питаются только финиками. Каждый день, круглый год. И только по самым большим праздникам добавляют в свой рацион просо вареное, ячмень, немного пшеницы и молоко коз и верблюдов. Только по большим праздникам!

Тубу вегетарианцы, и никакой животной пищи, кроме молока, они никогда не употребляют. При этом никто не сваливается от усталости, у всех здоровые (просто загляденье) зубы, даже у стариков. И детская смертность самая низкая в Африке. Сердечными заболеваниями тубу не болеют, несмотря на круглогодичное нахождение на солнцепеке. И вот вопрос. Как же они доживают до самой глубокой старости, живя только на растительной пище? Кроме того, так они питаются и во время пеших переходов, когда ходят на юг пустыни продавать соль.

С утра они выпивают только травяной отвар, и вслед за верблюдами при жаре в 45 выше нуля отправляются в путь. К полудню преодолевают до 50 километров, двигаясь без отдыха. Привал под палящим солнцем, обед из нескольких фиников и кружки воды - и снова в путь. Отмахав за день 90 километров (группа европейцев-исследователей ехала за ними по пустыне на джипах), остановились на ночлег. На ужин было сварено на костре просо с пальмовым маслом и подливкой из корней каких-то растений. И больше ничего. На следующее утро они опять готовы были идти в путь.

Так в чем же все-таки секрет их жизни и исключительной выносливости? А в финиках. Не будет фиников для еды - не будет и племени тубу. Они употребляют их в пищу три раза в день. Ученые уже давно установили, что питаясь только финиками и водой, человек может прожить без ущерба для здоровья несколько лет. Ведь этот фрукт является чемпионом по содержанию микроэлементов и витаминов. Белок фиников легко усваивается, повышая иммунитет и общую выносливость организма.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины