Древние люди имели весьма поверхностное представление. Вопрос о первобытных людях

Интеллектуальный партнер проекта

В последнее время стало появляться много публикаций, посвященных рациону древнего человека. Многие из них основаны на инновационной методике анализа налёта на зубах людей, обнаруженных в древних погребениях. В течение жизни частички потребляемой пищи остаются на зубах в виде зубного налёта. После смерти человека они разлагаются до неорганических остатков, содержащих стабильные изотопы углерода (13 C) и азота (15 N). Поскольку в разных видах пищи азот и углерод содержатся в разном соотношении, то становится возможным установить рацион древних людей. Ранее мы уже рассказывали об особенностях питания .

Роль пищи в эволюции человека

Антропологи отмечали, что различия в рационе служили важным отличительным признаком в эволюции приматов. Так, вегетарианские виды, такие как парантроп Бойса (зинджантроп) и парантроп робустус , отличались более массивными черепами и оказались тупиковыми ветвями эволюции, проиграв эволюционное соревнование всеядным австралопитекам и ранним гомо. Хотя парантроп Бойса и известен в научно-популярной литературе под прозвищем «Щелкунчик», исследование его зубов, проведенное Мэттом Спонхеймером и Питером Унгаром показало, что питался он не орехами, как предполагали ученые ранее, и не мягкими фруктами, как современные шимпанзе, а плотными листьями осоки и других трав, росших в долинах рек. Авторы пришли к такому выводу на основании анализа углублений и царапин в дентине, которые оставляла такая еда. Это исследование делает невозможным предположение, что парантроп Бойса мог быть предком шимпанзе. По всей видимости, нарастающая массивность черепа, необходимая для поедания грубой растительной пищи, стала причиной того, что парантропы вымерли. Более ранняя их работа этих ученых продемонстрировала, что сезонный характер диеты австралопитеков и постепенный переход на мягкие растения и мясоедение обеспечили большую вариантивность пищевого поведения, а значит, и лучшую адаптивность популяции к изменяющимся природным условиям.

Спорным является способ питания дманисского человека , относящегося к ранним гомо: одни исследователи уже считают его мясоедом, - вегетарианцем. Этот вопрос приобретает большое значение для выяснения его места в эволюции человека. Традиционно в антропологии считается, что именно всеядность австралопитеков и гомо послужили основным источником эволюции, поскольку сформировали различные традиции пищевого поведения и позволили современному человеку распространиться по всей Земле. Значительная истертость зубов дманисского человека позволила антропологам предположить, что он питался грубой растительной пищей, подобно массивным парантропам. В этом случае он мог быть тупиковым видом, возникшим на окраине ареала распространения Homo erectus . Все три европейских вида человека - антецессор , гейдельбергский человек и неандерталец были всеядными, всеядными, как считают антропологи, были и другие известные локальные варианты Homo erectus , а его предшественник - Homo habilis даже отмечен в истории науки забавным курьезом: на стоянке habilis были обнаружены кости парантропов , что позволило сделать вывод, что плотоядные древние люди питались своими вегетарианскими «братьями».

Диета как причина победы кроманьонца над неандертальцем?

Иллюстрацией миграционного поведения палеолитического населения Европы может служить раскопанная в Камбрии (Англия) стоянка . Кости человека и животных (лося, дикой лошади и собаки), обнаруженные здесь, были датированы зооархеологом Дэйвом Уилкинсоном временем последнего палеолитического потепления - Аллерёда (XIII - XII тыс. до н.э.). Поскольку лоси появлялись в Англии только в периоды потеплений, это позволяет описать пищевое поведение первых обитателей Британии, которые мигрировали из более южных регионов Европы вслед за расселением лосей. Это самая северная стоянка палеолита. Ранее в пещерах Соммерсета, были обнаружены стоянки охотников на диких лошадей того же времени. Археологи отмечают аналогии между культами этих двух групп. Однако стоянка в Камбрии демонстрирует более теплую фазу Аллерёда, в которой лоси смогли продвинуться дальше на север.

Опубликованное Лизой Бонд на научном портале « Heritage Daily » исследование ставит вопрос о соотношении половых ролей в охоте. На основании того, что на костях палеолитических мужчин часто встречаются следы травм, отсутствующие на женских костяках, обычно считается, что охота была исключительно мужским занятием. Захоронения женщин с охотничьими атрибутами, такие как женщина с копьем, найденная на стоянке Сунгирь, встречаются намного реже. Примером участия женщины в охоте могут служить индейцы Северной Америки. Коллективная охота на винторога, в которой принимали участие и мужчины и женщины, известна у индейцев запада США.

Охотники надевали бизонью шкуру, имитировали поведение бизона-вожака и направляли стадо к отвесной скале.

Этнографы зафиксировали у индейцев прерий наличие особого класса охотников на бизонов, которые, надевая на себя бизонью шкуру, имитировали поведение бизона-вожака и направляли стадо к отвесной скале. После соответствующих испытаний и ритуалов в число таких охотников допускались как женщины, так и мужчины. У ряда индейских племен женщины-охотницы выделялись в класс «бердаче » («двоедушных »), то есть таких, в чьем теле живут и мужская, и женская душа. Археологи считают, что такие охоты, получившие название «бизоньи прыжки» практиковались и в верхнепалеолитической культуре Кловис (30000?-11000 г. до н.э.), поскольку найдено много скоплений бизоньих костей, которые располагаются в нижней части утеса или мыса. Свидетельства подобной охоты в европейском палеолите известны на стоянках кроманьонца в Восточной Европе (Пушкари и Костёнки), а в Западной Европе относятся к неандертальскому времени (ле Праделль, Моран, ла Кот де Сен-Брелад). Таким образом выделение охоты как чисто мужского занятия следует отнести к мезолитическим инновациям.

Зооархеологи Витцке Пруммель и Шарлотта Ледюк исследовали традиции охоты на крупных копытных в мезолитической культуре Маглемозе (Х-VII тыс. до н.э.). Эта культура была распространена в Северной Европе от Англии до Литвы. Предметом исследования стали кости лосей, оленей, кабанов и зубров, обнаруженные на стоянке Лундбю Мос (Дания). Грунт обеспечил хорошую сохранность костей, что позволяет делать выводы со значительной степенью точности. Первым делом охотники отрезали голову животного и снимали с него шкуру. Из шкуры делали мешок для переноски добычи. Там же на месте добычи ели лапы и раскалывали трубчатые кости, чтобы добыть костный мозг. Поскольку следов воздействия огня на костях обнаружено не было, исследователи предполагают, что мясо употребляли сырым. Удовлетворив голод, охотники обрезали и обваливали тушу для того, чтобы было удобно транспортировать в селение - удаляли рога и крупные кости. Некоторые кости (например, плечевые и лопаточные), приносили в селение и из них изготовляли орудия (ножи для разделки рыбы). Кости и другие отходы заворачивали в шкуру и после некоего ритуала выбрасывали в озеро. Историки Келд Мёллер Хансен и Кристофер Бак Педерсен находят в этом ритуале прямые аналогии с верованиями эскимосов о союзе между людьми и животными, который предписывает людям совершать ритуалы воскрешения съеденных ими животных. Передние зубы практически полностью отсутствуют на поселении, что свидетельствует о том, что они служили предметом особой гордости охотника. Как отмечает Марсель Ньекус из университета Гронингена подобные обычаи были распространены ещё 45 тыс. лет назад у неандертальцев. По мнению Фернандо Рамиреса Росси , другим примером почтения зубам добытого животного служит ожерелье, найденное в погребении неандертальского ребенка. Это может свидетельствовать о преемственности охотничьих традиций между неандертальцами и кроманьонцами.

Неолитические инновации и древние традиции в системе питания народов Европы

Культурный слой вестфальской пещеры Blätterhöhle («пещера листьев») представлен различными слоями от верхнего палеолита до неолита, когда она использовалась для погребений. Комплексное исследование проведённое Рут Болонгино , Олафом Нехличем , Майком Ричардсом , Йоргом Оршидтом , Йоахимом Бургером дало неожиданные результаты. Анализ зубов погребенных в пещере скелетов выделил три основные группы: мезолитических жителей Вестфалии, пищей которых были дикие животные и растения, неолитических фермеров, питавшихся мясом домашних животных, и неолитических рыбаков. Исследование митохондриальной ДНК определило, что эти рыбаки принадлежали к тем же гаплогруппам, что и мезолитические охотники и собиратели, рыбу, тем не менее не употреблявшие, а, значит, праматерями этой неолитической группы были женщины из вестфальских мезолитических племен, тогда как неолитические фермеры были представлены как местными, так и ближневосточными гаплогруппами.

Исследователи отмечают, что мезолитические и неолитические племена проживали долгое время на одной территории и не смешивались между собой, сохраняя культурную идентичность. Однако полученные данные могут существенно изменить наши представления о неолитической Европе. Йорг Оршидт отмечает , что совместные захоронения различных племен в одном погребальном комплексе невозможны, а, следовательно, тот факт, что пещера использовалась для погребения и рыбаками, и фермерами указывает на то, что обе пищевые и культурные традиции сосуществовали в рамках одного племени, вместе с тем, рыбаки сохраняли некоторую чистоту крови. С другой стороны это демонстрирует смену пищевых приоритетов у мезолитических племен под воздействием неолитических мигрантов: вырубка лесов и расчистка лугов под пашни привела к сокращению крупных животных, и охотники были вынуждены изменить свой рацион и перейти на рыбную ловлю. Период времени, когда произошло инкорпорирование рыбаков в неолитическое общество, неизвестен, но можно предполагать, что он относится к самой ранней стадии неолитизации долины Рейна.

Мужчины-фермеры могли брать жен из числа женщин-рыбаков, но мужчины-рыбаки не могли брать женщин-фермеров.

Присутствие мезолитических генов в крови фермеров при отсутствии фермерских гаплогрупп у рыбаков указывает на то, что рыбаки, хотя и были инкорпорированы в неолитическое общество, но занимали подчинённое или непрестижное положение: мужчины-фермеры могли брать жен из числа женщин-рыбаков, но мужчины-рыбаки не могли брать женщин-фермеров. Археологи считают, что неолитические черепа из «пещеры листьев» принадлежали к Вартбергской культуре (3500-2800 г. до н.э.), для которой характерны галерейные мегалитические гробницы, довольно редкие в Германии, но имеющие аналогии в Ирландии и Франции (культура Сены-Уазы-Марны). Обычно в таких гробницах хоронили умерших членов одного рода (так, в Альтендорфской гробнице было погребено около 250 человек, были и более значительные погребения), однако причины, по которым племена Вартбергской культуры помимо традиционных гробниц использовали для погребений и «пещеру листьев» неизвестны.

Хотя вопрос о контактах между мезолитическими и неолитическими племенами, проживавшими на одной территории или соседних, дискутируется уже давно, он далек от разрешения. Находки костей коров и быков в мезолитическом контексте в Ирландии обычно интерпретировались как единичный завоз мяса, а не живого скота, и, уж тем более, не могут быть доказательством разведения домашних животных мезолитическими племенами. Важным фактором в этой дискуссии может стать уникальное генетическое исследование , проведенное немецкими и шотландскими зооархеологами во главе с Бен Краузе-Кьора из университета Киля. Долгое время считалось, что кости свиньи, встречающиеся на поселениях мезолитической культуры Эртебёлле , принадлежали дикому кабану. Однако остеологический анализ этих костей показал, что в действительности они принадлежали домашней свинье. Поскольку в культуре Эртебёлле зооархеологи не нашли достаточных признаков одомашнивания свиньи, необходимо было выяснить происхождение свиньи.

В основу исследования были положены митохондриальный и Y -хромосомный геномы, выделенные из костей 63 свиней, найденных на 17 мезолитических и неолитических поселениях Германии и датируемых 5500-4200 г. до н.э. Немецкий неолит представлен тремя культурами синхронными с Эртебёлле: культурой линейно-ленточной керамики (5700-4900 г. до н.э.), культурой накольчатой керамики (4900-4500 г. до н.э.) и Рёссенской культурой (4500-4200 г. до н.э.). После 4200 г. до н.э. рёссенская культура ассимилирует Эртебёлле и на их основе возникает культура воронковидных кубков (4200-2800 г. до н.э.). Исследование продемонстрировало широкое разнообразие генотипов свиньи как у неолитических, так и у мезолитических племён, что позволяет предполагать, что Эртебёлле не только выменивали у неолитических племён свиней, но и разводили их самостоятельно . Племена линейно-ленточной керамики появились в Германии в результате миграции из долины Дуная и изначально, как и племена «Дунайского неолита», ориентировались на разведение мелкого рогатого скота.

Козы и овцы не были акклиматизированы к северным широтам, а свиньи скрещивались с дикими кабанами и дали потомству устойчивость к холоду.

Сдвиг акцента на свиноводство в этих культурах произошел под воздействием климата: козы и овцы не были в достаточной мере акклиматизированы к северным широтам, а свиньи скрещивались с дикими кабанами северных лесов и дали потомству устойчивость к холоду. Свидетельством этого скрещивания являются увеличенные коренные зубы. Следует отметить, что заимствование свиноводства у племен линейно-ленточной керамики, означает значительное изменение пищевого поведения и указывает на демографический кризис в Эртебёлле: занимаемая культурой территория не могла прокормить жившее здесь население. Также исследователи отмечают другие неолитические заимствования в культуре Эртебёлле, в частности «дунайские» дома каркасно-мазанной конструкции, амфиболитовые топоры, а также характерные формы и орнаментальные мотивы керамики.

«Объединенная Европа», основанная на торговых или обменных контактах между племенами, сформировалась в энеолите-бронзе.

Это исследование ставит вопрос о степени закрытости / открытости древних обществ для инноваций: так, племена финального палеолита не смогли освоить рыбную ловлю и собирательство морепродуктов, но длительные контакты Эртебёлле с неолитическими племенами привели к значительному изменению рациона питания. Вполне вероятно, что мореходные навыки Эртебёлле были востребованы племенами атлантического неолита. Единственным ценным товаром известным на ареале расселения Эртебёлле, который мог быть востребован неолитическими племенами был балтийский янтарь, и на него, по всей видимости, и выменивались свиньи. Более 70 лет назад Вир Гордон Чайлд исходя из многочисленных примеров трансевропейского импорта предположил , что некоторое подобие «объединенной Европы», основанное на торговых или обменных контактах между племенами различных этнокультурных традиций, сформировалось в энеолите-бронзе. Открытие Бен Краузе-Кьоры позволяет предположить , что такие торговые контакты сложились намного раньше. Также оно ставит вопрос о на скот в мезолитических культурах. Аналогией могут служить племена Океании, находящиеся на стадии социально-экономического развития, сопоставимого с культурой Эртебёлле: мореходный и рыбацкий характер культуры, мезолитический инвентарь, незначительная роль земледелия, разведение свиней. Следует отметить и сакральный статус свиньи в неолитических и более поздних культурах Европы, так, например, в Шотландии свинина была табуирована , во многих других регионах она считалась обязательным блюдом на Рождество, Троицу и другие наиболее почитаемые религиозные праздники.

Что ели древние американцы?

В Перу вышла монография археолога Эльмо Леона Каналеса , посвященная пище древнего населения Перу и соседних стран с XIII тыс. до н.э. до наших дней. Новизна монографии состоит в том, что рацион древних индейцев исследован комплексно, рассмотрены технологии переработки и хранения пищи, а также объемы потребления продуктов и их пищевая ценность. Ранее предполагалось, что сложный рельеф местности и четкие климатические границы, характерные для северо-запада Южной Америки, создавали непреодолимые границы между племенами, обитавшими в различных природных условиях. Однако, как показало исследование, уже в VII тыс. до н.э. здесь сложилась система обмена, благодаря которой фрукты, анчоусы, мясо пеликанов, бакланов и других морских птиц поступали в горные регионы. Именно эти приморские животные, а вовсе не ламы, как считалось ранее, служили основным источником животных белков и жиров. Исследователи культуры Уари (500-1200 г.н.э.) неоднократно отмечали её торговый, а не военно-бюрократический характер. После публикации монографии Каналеса стало очевидно, что торговля в этом регионе имеет намного более древние корни.

Комплексное геофизическое исследование культуры Уари подтвердило локализацию поселений вдоль торговых путей, соединявших регионы с различными климатическими условиями. Вдоль этих путей создавалась сеть небольших поселений, располагавшихся в пределах 2-4 часового перехода. Это свидетельствует о том, что культура Уари была объединением племен, а не централизованным государством. Первой стадией ассимиляции новых регионов было проникновение характерной керамики, позднее в торгово-обменные отношения вовлекался весь регион, причем поселения локализовались в местах близких к естественным источникам воды. Как отмечают исследователи, во время Уари происходили значительные изменения в области пищевого рациона - локальные сельскохозяйственные культуры и дичь постепенно замещались маисом. Отсутствие централизованного управления и регулярной армии было причиной того, что инки достаточно легко завоевали культуру Уари, нарушив традиционные торговые и пищевые взаимосвязи между регионами, что, в свою очередь стало внутренней причиной падения инкской империи: племена Уари не смогли адаптироваться к имперским нравам инков. К тому же маис стал стратегическим продуктом, аккумулировавшимся для нужд империи, его посевы насаждались в ущерб другим сельскохозяйственным культурам.

Долговременными поселениями мезолитического и неолитического времени оказались земляные курганы, разбросанные по саванне Льянос де Мохос (боливийская Амазония). Географы считали, что они возникли под воздействием разных природных факторов - изменения русла рек, эрозии почв, долговременных термитников или птичьих базаров. До недавнего времени археологические культуры этого региона были неизвестны, а сам регион считался бесперспективной для раскопок периферией двух культурных ареалов - Восточных Анд и Бразильского нагорья. Согласно междисциплинарному исследованию , опубликованному в «PLOS ONE», они представляют собой раковинные кучи культуры, существовавшей здесь более 6000 лет (конец IX тыс. - середина III тыс. до н.э.). Древнейшие датировки (10 604 ± 126 лет назад) были получены из материала самого нижнего доступного горизонта. Вполне вероятно, что под ним были и другие культурные слои, но углубление стало невозможным из-за того, что раскопки достигли уровня грунтовых вод.

Аналогичные раковинные кучи свойственны и мезолитическим культурам Старого Света: Капси (Западное Средиземноморье), Эртебёлле (Южная Скандинавия), Дзёмон (Восточная Азия). Их появление демонстрирует изменение пищевого поведения, характерное для мезолита. Многие раковинные кучи накапливались в течении всего периода существования культуры и за это время спрессовались в плотные каменистые блоки из раковин, костей животных и древесного угля. Нижний слой, относящийся к раннему периоду заселения, составляют раковины пресноводных улиток, кости копытных, рыб, рептилий и птиц, в верхнем, помимо этого, содержатся черепки керамики, человеческие кости и костяные орудия. Граница между слоями представляет собой слой обожжённой глины и земли, толщиной 2-6 см, который образовался в результате разведения очагов на уровне древней почвы. Несмотря на различия, связанные с переходом к неолиту, оба исторических периода демонстрируют родство: основным продуктом питания служили пресноводные и сухопутные улитки. Исследователи предполагают, что на ранней стадии поселения могли быть заселены не в течение всего года, а лишь во время одного из сезонов, например, дождливого. Обычно жилые холмы имеют правильную округлую или овальную форму. Другой тип насыпей, связанных с этой культурой, представляет собой неолитические дренажные насыпи, защищавшие поля от разливов рек. Их форма чаще вытянутая и неправильная, поскольку они досыпались и перестраивались после сильных паводков.

Всего во время геоархеологических исследований было раскопано три холма и на всех них был обнаружен соответствующий археологический материал. Поскольку подобные раковинные кучи (sambaquis , древнейшие даты - 10 180-9710 лет назад) распространены и в Нижней Амазонии, то археологи предполагают, что именно оттуда и началось расселение культуры по долине Амазонки. Первооткрыватели этой культуры, зооархеологи Райнер Хуттерер и Умберто Ломбардо , считают, что причина, по которой местные жители покинули обитаемые насыпи около 2200 г. до н.э., неизвестна, но такой причиной могло стать значительное изменение климата , зафиксированное в этот период во многих регионах Старого Света.

Алкогольные напитки

Мы уже рассказывали о находках древнейших свидетельств виноделия в и в . До недавнего времени самым ранним сосудом с вином считались черепки из иранского поселения Хаджи-Фируз Тепе (5400-5000 г. до н.э.), однако находки в Грузии могут удревнить время появления виноделия на несколько столетий. На одном из поселений Шулавери-Шомутепинской культуры (6000-4000 г. до н.э., древнейший памятник - 6625 ± 210 г. до н.э.) был обнаружен сосуд типа «квеври » с лепными украшениями в виде виноградной грозди на горлышке. Исследователи посчитали эти украшения маркировкой содержимого сосуда и, действительно, биохимический анализ сухого остатка на дне сосуда подтвердил, что в нем бродило и хранилось вино. Окончательная датировка археологического слоя, в котором был обнаружен сосуд не опубликована, но весьма вероятно, что он древнее сосуда из Хаджи-Фируз Тепе. Сосуды этого типа и по сей день используются в Грузии для приготовления домашнего вина, а древнейшие из них датируются 8000 г. до н.э. и хотя биохимические исследования их содержимого не проводились, их винодельческое предназначение не кажется удивительным.

Вино в Грузии делали более восьми тысячелетий назад.

Столь глубокая древность виноделия на Кавказе находит отражение во многих аспектах культуры народов Кавказа. Лингвисты считают допустимым заимствования индоевропейцами грузинского слова «rvino », из которого происходит и русское «вино» и латинское «vinum » и греческое «ϝ οινος». Примером заимствования винопития индоевропейскими народами могут служить серебряные кубки, найденные в ямных погребениях культуры Триалети (конец III - II тыс. до н.э.). В 2006 году при раскопках Мцхеты, в слое относящемуся к началу I тыс. до н.э. была найдена бронзовая статуэтка «тамады» - мужчины с винным рогом в руке. Археологи отмечают также, что в то время, когда на Кавказ проникает индоевропейская традиция кремации, сосуды «квеври» использовались в качестве погребальных урн, что позволяет предполагать, что смерть воспринималась как обряд перехода. Уникальным для христианского мира является крест святой Нино (IV в.), сделанный по преданию из виноградной лозы.

Этрусский давильный камень и изображение сбора винограда на греческой вазе

Во время раскопок в галльском селении Латтара (близ Монпелье, Южная Франция) была недавно обнаружена каменная платформа, датируемая 425-400 гг. до н.э., которая предположительно могла использоваться для выдавливания виноградного сока. Вокруг платформы археологи нашли многочисленные черепки амфор. Платформа из Латтары в точности повторяет аналогичные греческие и этрусские давильни, довольно часто изображаемые на вазах того времени. На платформу ставили корзину с виноградом, в которую вставал человек и давил виноград ногами. Сок стекал из корзины на платформу, а оттуда по клювовидному носику в подставленные амфоры, которые, затем закапывали в землю и оставляли для брожения. Биохимическое исследование , осуществленное Патриком МакГоверном в лаборатории Пенсильванского университета, подтвердило винодельческий характер находки: на платформе выявлены остатки виноградного сока, а в сосудах близ нее - следы винной кислоты, надежного доказательства того, что именно вино, а не виноградный сок, хранился в сосудах. Таким образом найдены древнейшие свидетельства виноделия во Франции. Ранее, здесь же в Латтаре обнаружены древнейшие во Франции косточки культурного винограда и этрусские амфоры, вино в которых было датировано более древним временем - 525-475 г. до н.э. Кроме того биохимический анализ выявил, что в галльское вино добавляли такие ароматические травы как розмарин и базилик, а также сосновую смолу, которая выполняла роль консерванта.

Открытие этрусского виноделия в Южной Франции ставит вопрос о соотношении двух типов колонизации этого региона: мореходной греческой и сухопутной этрусской. Греки основывали эмпории (торговые фактории), такие как Эмпориэй (в Руссильоне), Агате (в Септимании), Массалия (Марсель), Ольбия (близ Марселя), Никайя (Ницца), Антиполис (Антиб). Согласно исследованию Андре Никельса, эти эмпории в течение жизни нескольких поколений становились крупными портами и включались в систему греческой торговли, главным источником которой был дефицит зерна в метрополиях. В обмен на зерно галлы получали вино, которое производилось в Греции с избытком. Некоторые историки даже отмечают , что галльские вожди настолько пристрастились к греческому вину, что продавали в рабство даже собственных солдат. Вместе с тем, греки не знакомили галлов с виноделием и держали монополию. Такая модель колонизации, находящая определенные аналогии в значительно более древних миграциях культуры колоколообразных кубков , резко контрастирует с сухопутной моделью этрусской колонизации: этруски старались приобщить галлов к собственным традициям и тем же путем, вслед за ними пошли и римляне, строившие цирки и термы и на Британских островах и на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития но и внешне. Историческая антропология подразделяет первобытных людей на несколько видов, которые последовательно сменяли друг друга. В чём состоят анатомические особенности каждого вида первобытных людей, и в какой период времени они существовали? Обо всём этом читайте далее.

Первобытные люди - кто они?

Самые древние люди обитали на территории Африки больше чем 2 миллиона лет назад. Это подтверждают многочисленные археологические находки. Однако доподлинно известно, что впервые человекоподобные существа, уверенно передвигающиеся на задних конечностях (а именно этот признак является самым важным в определении первобытного человека), появились намного раньше - 4 миллиона лет назад. Такая характеристика древних людей, как прямохождение, была впервые выявлена у существ, которым учёные дали название «австралопитеки».

В результате многовековой эволюции их заменил более совершенный Homo habls, известный также как «человек умелый». Ему на смену пришли человекообразные существа, представители которых именовались Homo erectus, что в переводе с латыни означает «человек прямоходящий». И лишь спустя почти полтора миллиона лет появился более совершенный вид первобытного человека, который больше всего напоминал современное разумное население Земли - Homo sapiens или «человек разумный». Как видно из всего вышеизложенного, первобытные люди медленно, но в то же время очень эффективно развивались, осваивая новые возможности. Рассмотрим более подробно, что же представляли собой все эти предки человека, в чём заключалась их деятельность и как они выглядели.

Австралопитеки: внешние особенности и образ жизни

Историческая антропология относит австралопитека к самым первым обезьянам, передвигающимся на задних конечностях. Зарождение этого рода первобытных людей началось на территории Восточной Африки более 4-х миллионов лет назад. На протяжении почти 2-х миллионов лет эти существа распространялись по континенту. Древнейший человек, рост которого составлял в среднем 135 см, имел вес не более 55 кг. В отличие от обезьян австралопитеки обладали более выраженным половым диморфизмом, однако строение клыков у мужских и женских особей было практически одинаковым. Черепная коробка этого вида была относительно небольшой и имела объём не более 600 см 3 . Основная деятельность австралопитека практически ничем не отличалась от той, которой занимаются современные обезьяны, и сводилась к добыче пищи и защите от естественных врагов.

Человек умелый: особенности анатомии и образа жизни

(в переводе с латыни «человек умелый») как отдельный самостоятельный вид человекообразных появился 2 миллиона лет назад на Африканском континенте. Этот древнейший человек, рост которого нередко достигал 160 см, имел более развитый, чем у австралопитека, мозг - около 700 см 3 . Зубы и пальцы верхних конечностей у Homo habilis имели практически полное сходство с человеческими, однако большие надбровные дуги и челюсти делали его похожим на обезьян. Помимо собирательства человек умелый занимался охотой с применением каменных глыб, а для разделки туш животных умел использовать обработанную кальку. Это говорит о том, что Homo habilis является первым человекоподобным существом, имеющим трудовые навыки.

Человек прямоходящий: внешний вид

Анатомическая характеристика древних людей, известных как Homo erectus, заключается в выраженном увеличении объёма черепа, что позволило учёным утверждать, что их мозг сравним по размерам с мозгом современного человека. и челюсти человека умелого оставались массивными, но были не так ярко выражены, как у их предшественников. Телосложение было практически таким же, как у современного человека. Судя по археологическим находкам, Homo erectus вёл и умел добывать огонь. Проживали представители данного вида достаточно крупными группами в пещерах. Основным занятием человека умелого было собирательство (в основном у женщин и детей), охота и рыбная ловля, изготовление одежды. Homo erectus одним из первых начал осознавать потребность в создании запасов пищи.

внешнего вида и образа жизни

Неандертальцы появились намного позже своих предшественников - около 250 тысячелетий назад. Что же представлял собой этот древнейший человек? Рост его доходил до 170 см, а объём черепа - 1200 см 3 . Помимо Африки и Азии эти предки человека расселились и на территории Европы. Максимальное количество неандертальцев в одной группе достигало 100 человек. В отличие от своих предшественников они имели зачаточные формы речи, что позволяло соплеменникам обмениваться информацией и более слаженно взаимодействовать друг с другом. Основным занятием этого являлась охота. Успех в добыче пищи им обеспечивали разнообразные орудия: копья, остроконечные длинные осколки камней, которыми пользовались как ножами, и ловушки, вырытые в земле с помощью кольев. Полученные материалы (шкуры, кожи) неандертальцы использовали для изготовления одежды и обуви.

Кроманьонцы: завершающий этап эволюции первобытного человека

Кроманьонцы или (Homo Sapiens) - это последний известный науке древнейший человек, рост которого достигал уже 170-190 см. Внешнее сходство этого вида первобытных людей с обезьянами было практически незаметно, так как уменьшились надбровные дуги, а нижняя челюсть уже не выдавалась вперёд. Орудия труда кроманьонцы изготавливали не только из камня, но также из дерева и кости. Помимо охоты эти предки человека занимались земледелием и начальными формами животноводства (приручали диких зверей).

Уровень мышления у кроманьонцев был значительно выше предшественников. Это позволило им создавать сплочённые социальные группы. На смену стадному принципу существования пришёл родовой строй и создание зачатков социально-экономических законов.

Мир Вам, Сергей!

Приведу цитату из книги Константина Пархоменко "Сотворение мира и человека":

"В 1856 году близ впадения реки Дюссель в Рейн, в долине Неандер были обнаружены странные человеческие кости. Многочисленные ученые объявили их останками доисторического человека, переходного звена от обезьяны к человеку. В 1861 году эти останки назвали Гомо неандерталенсис . Однако уже в 1872 году берлинский ученый, всемирный авторитет в патологоанатомии Рудольф Вирхов объявил, что речь идет о скелете обычного человека, лишь страдавшего с детства рахитом, а под старость мучившегося от подагры; наложившиеся друг на друга болезни деформировали скелет. Имя Вирхова на время угасило споры, но в 1887 году в пещере Лек-о-Рош (Бельгия) ученые Марсель де Пюид, Жан Фрепон и Макс Лоэст обнаружили останки двух людей безусловно «неандертальского» типа. Скелетам сопутствовали грубые каменные орудия и кости ныне вымерших в Европе животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. К началу XX века в ученом мире практически стало признанным положение о том, что много десятков тысяч лет назад в Европе жили люди, отличающиеся рядом черт от современных людей.

Другой ученый (Эжен Дюбуа) в 1891–1892 годах на острове Ява также находит останки ископаемого человека. Через два года он публикует научный труд под названием: «Питекантроп прямоходящий, человекоподобная переходная форма с острова Ява». Последующая за Дюбуа экспедиция датирует слой почвы, в котором были обнаружены кости питекантропа, в 500-600 тыс. лет.

Находки следуют одна за другой. В 1908 году швейцарец Отто Гаузер находит в долине реки Везеры (Южная Франция) первое неандертальское погребение. На сегодняшний день известно более сотни таких погребений. Погребения убедительно доказали, что неандертальцы тоже были людьми, так как они хоронили своих умерших в особых местах. Ныне совершенно ясно установлено, что неандерталец – действительно человек, отличавшийся от современного рядом признаков, но уже имевший систему религиозных представлений.

В конце 20-х годов XX века на Яве были обнаружены останки еще нескольких питекантропов, исследование которых подтвердило гипотезу о том, что питекантроп был не обезьяной, но человеком (во всяком случае, это явствует из его анатомических особенностей), хотя большинство антропологов относят питекантропов к подсемейству людей, но к иному, чем неандерталец или современный человек роду.

Тогда же, в 20-х годах XX века, в Китае молодой ученый Пэй Вэньчжун открыл ископаемые останки другого древнего человека. Найдены были и пещеры, где жили эти люди. Оказалось, что синантроп («китайский человек» – так назвали находку) знал огонь и активно им пользовался. В пещерах найден многометровый слой золы и следы приготовленного на пламени мяса животных. Однако он еще более отличался от современного человека и даже от неандертальца. Ныне его предпочитают называть не обезьяночеловеком, но человеком прямоходящим (Гомо эректус ). Считается, что он жил по всему миру,6–1,2 млн. лет назад.

Современной палеонтологии известны находки и еще более архаичного человека, т.н. Гомо хабилис («человек умелый»), обитавшего в Африке 2,5–1,5 млн. лет назад. Этот человек уже изготавливал однотипные орудия из камня, костей животных, дерева, строил круглые хижины. Рост этих людей составлял 120–150 см., масса его была около 50 кг. Стопа этого древнего обитателя Земли свидетельствует о прямохождении, а кисть руки – о сильной и точной хватке.

Но наиболее древними представителями человеческого рода многие исследователи считают австралопитеков, так называемых южных обезьян. Они жили в Африке около 4 млн. лет назад.

Вот о том, обезьяны австралопитеки или люди, еще можно спорить. Точно известно, что австралопитеки изготавливали простые каменные орудия, активно пользовались орудиями из подправленной резцом кости и дерева, ходили на верхних??? конечностях, сохраняя вертикальное положение тела. Значит, это люди?

Другие же говорят, что это просто самая высокоразвитая обезьяна. Многие ученые считают, что от австралопитека произошли известные сегодня человекообразные обезьяны – гориллы и шимпанзе, которые носят на себе следы явного вырождения и деградации древнего австралопитека.

Как мы можем узнать, о чем думал, о чем мечтал, во что верил древний человек, если сегодня нам доступны лишь некоторые следы материальной культуры, оставшейся после него?.. Ни документов, ни надписей от того времени не сохранилось... Однако нам может помочь исследование сегодняшних примитивных племен, живущих в Австралии, Африке. Эти племена, не знающие ни гончарного искусства, ни выплавки металла, не знающие земледелия и скотоводства, являют нам уровень жителей верхнепалеолитического времени. Ряд ученых предполагает, что современные примитивные племена даже менее развиты, чем древние, ибо те шли наперекор природе, «приручали» огонь, учились обрабатывать землю и одомашнивали животных, а многие племена нынешних аборигенов не только не делают этого, но даже игнорируют пришельцев из цивилизации, приносящих им элементы более развитой культуры.

Палеонтология не знает, почему вдруг из животного мира выделился род человека. Обычно это связывают с резким похолоданием на Земле, случившимся около 3, 5 млн. лет назад. Тогда тропические леса сменились в Африке засухоустойчивой саванной и некоторые высшие обезьяны, приспосабливаясь к жизни в высокой густой траве, встали на задние конечности. Но эта гипотеза ничего не объясняет. Почему у других животных в результате смены климата утончалось обоняние, развивались способности к быстрому бегу, у жирафа вытягивалась шея – а человек пошел по иному пути, по пути увеличения мозга, отказываясь от быстроты, силы, острых клыков и зубов? В случае с человеком произошло нечто прямо противоположное тому, что произошло с животными. Не человек стал приспосабливаться к среде, но он стал среду приспосабливать к себе.

Можно даже сказать и другое. Когда мы говорим о развитии человека, мы забываем, что это «развитие» с нашей точки зрения, с точки же зрения природной – это деградация. Деградация потому, что, с точки зрения естественной, человек становится все менее приспособленным для жизни в дикой природе. Но вдруг оказывается, что эта деградация становится новым и уникальным направлением развития, ибо теперь человек начинает развиваться так, что он может все больше и больше пренебрегать природой, диктовать ей свои условия. Вдруг он начинает изменять среду своего обитания, делать ее для себя все более удобной и комфортной.

Чтобы просто жить в джунглях, интеллекта не нужно, но чтобы построить шалаш, возжечь огонь или обтесать зубило, безусловно, нужен творческий интеллект, и если это есть, мы смело можем сказать, что перед нами человек.

Ученые говорят, что первые каменные орудия изготавливал уже австралопитек и произошло это примерно 2,5 млн. лет назад. Напомним, что прямохождение насчитывает 4 млн. лет. И вот здесь важно сделать одно существенное утверждение.

Не следует думать, будто примитивность первых орудий человека свидетельствует о примитивности его разумности. На протяжении всей истории мы видим совершенствование технического уровня человека, скажем так, совершенствование «средств подчинения внешнего мира человеку» (А. Зубов). И здесь, конечно, некое поступательное движение заметно. Неандерталец примитивней земледельца неолита, тот примитивней афинянина эпохи Перикла, а афинянин примитивней европейца XX века. Однако эта линия поступательного совершенствования не параллельна духовному развитию человека. Верхнепалеолитическая живопись нисколько не примитивней современной живописи – и по духовному смыслу, вложенному в рисунок, и по символике, и проч. Так же и роспись керамики, которой 6 тысяч лет, не уступает современным образцам. Техника, мастерство рисунка – да, подчас уступает современным, но не смысл, не насыщенность информацией или эмоциями. Так же Псалмы Давида или «Песнь Песней», философия Платона и Аристотеля, статуи Фидия, умозрения Упанишад не только не уступают современным произведениям любовной поэзии, философии или скульптуры, но превосходят их... И это потому, что область культурного, то есть сфера проявлений человеческого духа, не развивается, а пребывает . И время от времени то здесь, то там достигает исчерпывающего самовыражения в красоте и гармонии. Отсюда можно заключить, что человеческий дух – не нечто эволюционирующее вместе со средой, но нечто постоянное, пребывающее в человеке одинаково во все времена его существования . «Именно поэтому разумность культуры можно выводить из уровня цивилизационного развития общества не в большей степени, чем духовную красоту человека из его способности собрать телевизор или построить прочный каменный дом» (А. Зубов).

Так же, как и современный человек, древний человек ставил перед собой вопросы: откуда он, зачем живет, как жить в единстве с вечностью ...

Безусловно, изучение религии древних народов требует огромного труда. Если это трудно сделать даже на материале исчезнувших, но оставивших нам источники цивилизаций, то тем более это сложно сделать, когда о народе мы знаем мало, когда все, что нам осталось, – это пепел костра, кости, черепки... На основании этого некоторые ученые предположили, что древнейший человек был безрелигиозен. Но это поспешный и совершенно непрофессиональный вывод, простительный только тем, кто науку подчинял идеологии (например, атеистической). Современные ученые считают, что древний человек был религиозен!

Все время от появления первых каменных орудий и до выхода на сцену мироздания Homo sapiens , «человека разумного», принято называть нижним древним каменным веком, или нижним палеолитом.

Наиболее полные комплексы, связанные с человеком нижнего палеолита, обнаружены в Африке в Олдувайском ущелье. Стоянка эта датируется 1,9 млн. лет назад. Здесь обнаружены остатки круглой хижины (круг из камней и многочисленные останки съеденных животных внутри круга). Вероятно, хижина была похожа на шатер. На ветки наваливалась солома или хворост. Там же, на стоянке, обнаружены метательные каменные шары, орудия из камня. Места стоянок были выбраны очень удобно. Рядом было озеро со свежим притоком воды, водилось много животных. Поразительно, но оказалось, что найденные орудия, сделанные из вулканической лавы, изготавливались не в Олдувае, но в горах, километрах в 15 от поселения, и затем приносились в ущелье, что может свидетельствовать о навыке обмена товарами. Олдувайские жители, безусловно, были разумными существами, но прямых доказательств религиозности этих людей нет. Однако ученых, занимавшихся раскопками, привлек один факт. Из найденных костных останков более всего было найдено черепов или их фрагментов. Но где другие части скелетов?.. И почему черепа найдены на стоянке? Маловероятно, что древние люди бросали умерших сородичей в двух шагах от жилищ. Это вызвало бы болезни, посещение стоянок нежелательными хищными животными... Значит, скорее всего, черепа были принесены на стоянку. Они сохранялись как некие реликвии. Но если это так, то какие-то религиозные представления этим людям свойственны были.

Замечательные находки были сделаны в 1927–1937 годах, в пятидесяти километрах от Пекина, в известковых пещерах. Скорее всего, обитатели пещер жили в одну из межледниковых эпох – около 500 тыс. лет назад, но, может быть, и позже, около 360 тыс. лет назад. В пещерах были найдены остатки пиршественной трапезы, кости многих животных: слонов, носорогов, оленей, дикобразов. Недалеко от пещер были обнаружены и захоронения самих синантропов. Всего обнаружили останки 40 особей. Исследование черепов показало, что объем мозга синантропа достигал 1075 кубических сантиметров (у человека из Олдувая – 725 куб. см., у современного человека – 1400). Точные исследования последних лет показали, что в мозгу этих синантропов были развиты так называемые поля Рока и Вернике, центры, контролирующие речевую деятельность (над этими полями в черепе современного человека есть выпуклости. Такие же выпуклости есть и на обнаруженных черепах синантропов). Значит, эти древние люди уже не ограничивались рычанием и нечленораздельными звуками – они говорили. Кроме того, обитатели пещер (пещеры Чжоукоудянские) изготавливали орудия из прочнейшего кварца, делали чаши из черепов копытных."

Задание 19. Практикум. Вариант №1

  1. Древ­ние люди имели весь­ма по­верх­ност­ное пред­став­ле­ние о за­ко­нах ми­ро­зда­ния (1) и (2) когда в при­ро­де про­ис­хо­ди­ло нечто не­объ­яс­ни­мое (3) были склон­ны счи­тать (4) что это ре­зуль­тат воз­дей­ствия на мир сверхъ­есте­ствен­ных сил.
  2. Смот­ри­те­ли леса при­зва­ны пре­дот­вра­щать воз­го­ра­ние лес­но­го мас­си­ва (1) но (2) если в лесу скап­ли­ва­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство су­хо­стоя (3) то смот­ри­те­ли сами на­ме­рен­но устра­и­ва­ют не­боль­шие ис­кус­ствен­ные по­жа­ры (4) чтобы сни­зить ве­ро­ят­ность сти­хий­но­го воз­го­ра­ния в даль­ней­шем.
  3. Наша экс­пе­ди­ция при­сту­пи­ла к рас­коп­кам (1) и (2) как толь­ко на глу­би­не не­сколь­ких мет­ров были об­на­ру­же­ны укра­ше­ния и ку­хон­ная утварь (3) мы по­ня­ли (4) что верно опре­де­ли­ли ме­сто­по­ло­же­ние древ­не­го го­ро­да.
  4. Ны­неш­ней осе­нью много гри­бов (1) и (2) если вни­ма­тель­но при­смот­реть­ся к вы­руб­ке (3) то уви­дишь сразу не­сколь­ко пней (4) ко­то­рые сплошь по­кры­ты опя­та­ми.
  5. Маль­чик знал (1) что в этом подъ­ез­де слу­жит су­ро­вый швей­цар (2) и (3) что (4) если на­чать при­ста­вать к про­хо­жим прямо у две­рей (5) то можно от­ве­дать креп­ких ту­ма­ков.
  6. Война была на ис­хо­де (1) и (2) хотя до конца её оста­вал­ся почти год (3) но мы твёрдо знали (4) что по­бе­да будет за нами.
  7. Мно­гие оши­боч­но ду­ма­ют (1) что (2) если че­ло­век умеет хоть не­мно­го пла­вать (3) то ему не­че­го бо­ять­ся (4) и любые глу­би­ны ему нипочём.
  8. И хотя тон и ха­рак­тер жур­наль­ных на­па­док были про­ни­за­ны ис­крен­ним воз­му­ще­ни­ем (1) мне все­гда ка­за­лось (2) что ав­то­ры этих ста­тей го­во­рят не то (3) что они хотят ска­зать (4) и что их ярость вы­зы­ва­ет­ся имен­но этим.
  9. К остро­му за­па­ху кра­пи­вы при­ме­ши­ва­ет­ся душ­но­ва­тый запах ме­ду­ниц (1) и (2) когда вы по­гла­ди­те ру­ка­ми рас­ту­щие травы (3) чтобы ощу­тить их неж­ную бар­ха­ти­стость (4) то руки про­пах­нут хо­ло­дя­щим за­па­хом мяты.
  10. Даша за­ме­ти­ла (1) что (2) когда вслед за звон­ком в сто­ло­вой по­яв­лял­ся Рощин (3) Катя сразу не по­во­ра­чи­ва­ла к нему го­ло­вы (4) а ми­ну­точ­ку мед­ли­ла.

Задание 19. Практикум. Вариант №2

  1. С Куз­нец­ко­го моста я за­ехал в кон­ди­тер­скую на Твер­ской (1) и (2) хотя желал при­тво­рить­ся (3) что меня в кон­ди­тер­ской пре­иму­ще­ствен­но ин­те­ре­су­ют га­зе­ты (4) не смог удер­жать­ся от не­сколь­ких слад­ких пи­рож­ков.
  2. Они за­го­во­ри­ли о здо­ро­вье гра­фи­ни и об общих зна­ко­мых (1) и (2) когда про­шли те тре­бу­е­мые при­ли­чи­ем де­сять минут (3) после ко­то­рых гость может встать (4) Ни­ко­лай под­нял­ся и стал про­щать­ся.
  3. Сто­я­ла жара (1) и (2) если вдруг на­ле­тал ве­те­рок (3) и при­но­сил с собой про­хла­ду (4) де­ре­вья бла­го­дар­но ки­ва­ли вет­вя­ми.
  4. Ан­дрей под­хва­тил рюк­зак (1) и (2) когда по­ка­зал­ся ло­ко­мо­тив по­ез­да (3) и пёстрая толпа пас­са­жи­ров при­ш­ла в дви­же­ние (4) на­пра­вил­ся к пер­ро­ну.
  5. Рита силь­но рас­стро­и­лась из-за отъ­ез­да отца (1) но (2) когда он по­обе­щал при­вез­ти ей из пла­ва­ния на­сто­я­ще­го боль­шо­го по­пу­гая (3) ка­ко­го они ви­де­ли не­дав­но в зоо­пар­ке (4) де­воч­ка быст­ро уте­ши­лась и пе­ре­ста­ла пла­кать.
  6. Илья Ан­дре­евич по­ни­мал (1) что (2) если не со­брать яб­ло­ки до на­ступ­ле­ния хо­ло­дов (3) то весь уро­жай по­гиб­нет (4) но об­сто­я­тель­ства не поз­во­ля­ли ему оста­вить ра­бо­ту и уехать в де­рев­ню даже на не­сколь­ко дней.
  7. Ла­ри­са ни­ко­гда не лю­би­ла море (1) и (2) хотя врачи про­пи­са­ли ей тёплый кли­мат и солёную воду (3) она снова уеха­ла в горы (4) когда на­чал­ся от­пуск.
  8. Биб­лио­те­ка от­кры­ва­лась в во­семь утра (1) и (2) хотя в такие ран­ние часы по­се­ти­те­лей ни­ко­гда не было (3) Нина Ива­нов­на ни­ко­гда не поз­во­ля­ла себе опаз­ды­вать (4) и при­хо­ди­ла даже чуть рань­ше.
  9. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
  10. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

Тренировочные задания (А 25)

На месте каких цифр должны стоять запятые в данных ниже предложениях.

1.Мы знаем(1) что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но(2) если спросить(3)что же это за Пальмира(4) с которой сравнивают Петербург(5) то (6) не каждый сможет ответить на этот вопрос.

2.Брат со смехом говорил(1)что ему(2) если в чём-либо повезёт(3) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт(4)так(5)что становилось хуже(6)чем до того(7)как повезло.

3.О настоящем поэте нельзя судить по одному стихотворению(1)потому(2)что(3)как бы оно ни было совершенно(4)его смысл полностью раскрывается только в контексте той(5)обладающей внутренним единством(6)книги(7)которая вмещает в себя всю лирику поэта.

4.Район(1)где мы жили(2)был далеко от реки(3)и(4)чтобы добраться до пляжа(5)нам приходилось тащиться через весь город (6)в переполненном трамвае.

5.Я теперь понимаю(1)почему(2)те(3)кто умел хорошо рассказывать(4)никогда не пытались(5)записать свои рассказы.

6.Пока все ожидали(1)не зажжётся ли свет(2)или готовили керосиновую лампу(3)я прилёг на пол тётушкиной кухни(4)и стал читать при свете(5)льющемся из экрана керосинки.

7.Иногда мяч влетал на трибуну(1)и(2)когда кто-нибудь его оттуда выбивал(3)почему-то все начинали смеяться.

8.Корнев неожиданно повернулся(1)точно какая-то сила подтолкнула его(2)и (3)пока Наташа не ушла(4)сорвал свою шляпу(5)и несколько раз низко(6)и быстро поклонился.

9.На территории России 11 часовых поясов(1)и(2)когда в восточных районах страны уже 10 часов утра первого января(3)то в западных районах ещё 12 часов ночи тридцать первого декабря(4)так(5)что Новый год в Петербурге встречают на несколько часов позже Сахалина.

10.Когда ко мне приходит(1)то(2)что называют вдохновением(3)и я с необыкновенной ясностью вижу конструкцию нового аппарата(4)и с необыкновенной быстротой делаю необходимые вычисления(5) разве я не понимаю(6)что в меня вселилась некая сила(7) не принадлежащая мне.

Откуда есть-пошло слово «солдат»? Вопрос непростой. Если покопаемся, мы обнаружим, что произвели его на свет древние римляне, найдем даже связь между «солдатом» и «сольдо» — монетой, жалованьем, которое воины получали в обмен за готовность проливать кровь. Ну а «сольдо» откуда? Не в поваренной же соли искать истоки этого слова? Вот именно — в соли!

В Древнем Риме, как и во всем тогдашнем мире, торговле солью придавали огромное значение. Главная торговая дорога империи так и называлась — «Виа Салариа», Соляной путь. Римские солдаты конвоировали драгоценный груз, следуя вниз по Тибру из Остии, где соль добывалась. И тот из них, кто «заслужил свою соль», получал жалование, становился «soldare» — человеком, состоявшим на солевом довольствии, то бишь попросту наемником.

Точно такие же корни и у английского слова «salary», обозначающего, как теперь легко догадаться, опять-таки «жалование». Оно прямой потомок латинского «salarium», а это не что иное, как деньги, которые получали солдаты в Римской империи на покупку соли. Позднее термин приобрел более широкое значение: мол, деньги на бочку, и дело с концом. Как справедливо отмечал римский государственный деятель Кассиодор, соль необходима всем, в то время как без золота многие могут обойтись.

Вообще, в этимологии с солью происходили забавные превращения. Например, кто бы мог подумать, что «сладкий» — то же самое, что «соленый»?! А ведь так и было. Это мы, в наше время, если пища пересолена, морщим нос. В древности же, когда соль ценилась на вес золота, «соленый» означало прежде всего «вкусный». Соленый — солодкий — сладкий — вот такая метаморфоза...

Соперник золота

К употреблению в пищу поваренной соли люди пришли в неолите, когда научились возделывать землю. Новое занятие им нравилось: оно давало постоянный и надежный кусок хлеба — и в прямом, и в переносном смысле. Земледелие начало теснить охоту и собирательство, и углеводная диета не замедлила сказаться на самочувствии первобытного человека: в рационе сократилась доля мяса и рыбы, а ведь это основные поставщики солей для организма. По сей день не знают соли охотники-эскимосы — им вполне достаточно сырого мяса. Нет поныне соляной проблемы и у африканского племени масаев — следствие употребления в пищу крови домашнего скота. Так было до поры у всех народов, но человечество не стояло на месте, и ему все чего-то не хватало.

С огнем — величайшим приобретением разума — тоже были шутки плохи (если иметь в виду гастрономический аспект): при жарении мясо сохраняет соль, но при варке теряет ее. А восполнить этот недостаток никакие злаки не могли. Нужен был заменитель естественных солей. Словом, если тысячелетний процесс выразить несколькими словами, то получается, что желудок обратился к разуму с настоятельным требованием: «Найди мне то, пока еще не знаю что». И мучительные поиски в конце концов дали результаты. Во всяком случае, именно тогда, в эпоху перехода к оседлости, начались разработки месторождений каменной соли.

Но почему все-таки соль — и вдруг на вес золота?! Ведь это один из самых распространенных минералов. Отложения хлористого натрия есть на каждом континенте — и в огромных количествах. Даже в Антарктиде ученые нашли миллионы тонн замерзшей соли. Увы, в древности люди имели весьма ограниченный доступ к богатствам земных недр. Добывая соль, они довольствовались соляными источниками и солончаками, выпаривали на солнце морскую воду. Но океан, наступая, затоплял береговые запруды, губил многолетний труд, поддерживая постоянную нехватку соли. Подземным залежам еще долго предстояло ждать своего часа. Даже тогда, когда орудия труда уже позволяли добывать соль бурением, этот способ не сразу получил признание из-за неприятных сюрпризов. Частенько вместо соляного раствора из-под земли вырывалась резко пахнущая густая черная жижа, которой изыскатели далеко не сразу могли найти практическое применение. То была нефть. Людям же нужна была соль, и они платили за нее золотом: унция за унцию.

Германские язычники, по словам древнеримского историка Тацита, обожествляли соляные источники. Два племени, которые никак не могли поделить такой источник, даже затеяли войну за право молиться в этом освященном богами месте: ведь чудесная соль, считалось, способствовала установлению лучшего взаимопонимания между землей и небом.

Во все времена соль привлекала власть имущих. Правители разных эпох ревниво оберегали свои права на нее, нередко за нарушение монополии в соляной торговле полагалась смертная казнь. В Китае соль облагалась налогом уже за две тысячи лет до нашей эры. А римский консул Ливии Солинатор сумел при помощи соляного налога покрыть все расходы на ведение Второй Пунической войны. Налог дал консулу не только деньги, но и имя, а соляные махинации обеспечили ему хоть и неблаговидное, но все же место в истории.

В средние века солью заинтересовались алхимики — с ее помощью они пытались решить неблагодарную задачу превращения свинца в золото, но тщетно. Драгоценные соляные грузы были сильным соблазном для пиратов — множество торговых судов так и не довезли товар до Европы.

Старинные хроники подробно описывают ритуал африканского соляного торга. Племена, жившие на территории нынешнего Судана, своей соли не имели, зато добывали золото.

А соляные месторождения были на западе, в Сахаре. Вот на пути из Мавритании в Судан и лежал Томбукту, древний торговый центр, легендарный «поставщик» средневековых золотых караванов в Средиземноморье. Впрочем, в Томбукту солью тоже не торговали. Тайный рынок находился еще дальше, в джунглях, за много дней пути от города.

Направляясь к соляному базару, мавританские купцы двигались по берегу реки с целой армией негров-носильщиков, — каждый тащил глыбу соли на голове, барабанным боем возвещая о своем приближении. Прибыв на место, купцы складывали соль в груды и удалялись. Потом появлялись их «партнеры»: рядом с каждой соляной кучей они насыпали золото и, в свою очередь, исчезали в лесу. Возвращались арабы. Если купца удовлетворяло количество золота, он забирал его. Если же плата была недостаточной, торговец отбавлял немного от своей кучи соли и опять-таки ретировался. Операция могла повторяться не раз и не два, но никаких эксцессов из-за лишней «копейки» или недостающего кристаллика, естественно, не возникало: покупатель и продавец даже не видели друг друга. Это был в буквальном смысле «негласный» рынок. Наконец купцы забирали все золото и под бой барабанов, который на сей раз означал окончание торга, отправлялись в обратную дорогу.

Много золота перешло таким образом в руки арабских купцов за долгие века существования этого рынка. Сейчас Томбукту утратил былое торговое значение, но караваны с солью все еще идут сюда своим неизменным древним путем: африканские добытчики до сих пор сохраняют верность традиционному промыслу. Например, племя афаров добывает соль в Данакильской впадине, в ложе исчезнувшего древнего моря. Соляной пласт там лежит у самой поверхности, местами выступая наружу. С помощью обыкновенных толстых палок афары выкорчевывают из земли глыбы и разбивают их на куски. Потом соль перейдет к купцам, и караваны повезут ее на юг. Когда соль достигнет Эфиопского нагорья, она уже поднимется в цене раз в тридцать.

В Центральной Африке соль все еще имеет огромный платежный вес: кое-где на базарах и сегодня можно расплачиваться брикетами сероватых кристаллов. А в прошлом веке за 120 таких «кирпичей» в Эфиопии, например, можно было купить невесту.

В племени боран жених платит родственникам невесты соляной выкуп. Но добыть желанный продукт нелегко, тем более что бораны соль... выращивают. Они используют соляное озеро, образовавшееся на дне кратера потухшего вулкана. В воду озера опускают ветки, затем их сушат на воздухе. Образовавшиеся крошечные кристаллы собирают и снова погружают в соляной раствор — в качестве затравки. Когда подходит время собирать урожай, добытчик сам лезет в озеро, чтобы достать выросшие друзы. Во время этой процедуры тело покрывается коркой соли, и впоследствии на коже нередко образуются язвы — своего рода профессиональное заболевание боранов-соледобытчиков.

Не следует, впрочем, думать, что использование соли в качестве денежного эквивалента — удел лишь прошлых веков. До недавнего времени в Эфиопии соляные «слитки»-брикеты использовались в государственном масштабе. Когда в 1936 году итальянская армия заняла Аддис-Абебу, в Эфиопском банке были обнаружены целые залежи этих брикетов. Они числились в каталоге, имели специальное название и хранились в сейфах наряду с золотом.

Перенесемся теперь из Африки в Европу. Здесь тоже соль играла в истории народов любопытную роль. Например, во Франции был печально знаменит соляной налог «габель». Подданные монарха были обязаны покупать соль только на королевских складах, а сколько им нужно соли, решал его величество собственной персоной. Норма зависела от того, в какой мере опустела королевская казна. Благодаря такому простому и «остроумному» решению проблемы французский король мог не опасаться разорения. Ненавистный «габель» стал одним из поводов французской буржуазной революции и был уничтожен вместе с монархией.

Правда, уже через 15 лет налог возродился: император Наполеон тоже нуждался в деньгах. А во время бегства Бонапарта из Москвы зимой 1812 года в отступающей армии распространилось солевое голодание. Недостаток соли понизил жизнеспособность людей. Свирепствовали эпидемии, раны не заживали, умирал каждый десятый. Архаичный соляной налог, однако, продержался даже до 40-х годов нынешнего столетия.

Во Вьетнаме вплоть до объявления независимости страны французские колонизаторы сохраняли монополию на соль и опиум: поставить торговлю солью в один ряд с «золотым» опиумным промыслом — это говорит о многом.

Подземелье королевы Кинги

У соли много заслуг перед человеком. Например, именно она основала американский город Сиракузы. Во времена войны Севера и Юга он, родившийся чуть ли не на пустом месте, уже слыл столицей соледобывающей промышленности. Специально для обслуживания процветающего промысла был прорыт канал Эри, который носил еще одно название: «ров, который выкопала соль». Строительство обошлось недешево, но один лишь соляной налог вернул половину его стоимости. Кроме того, канал открыл американцам путь в Огайо, к новым землям. А началось все с того, что индейцы пожаловались миссионеру отцу Симону ла Моне, будто бы в их источник вселились злые духи. Патер был сообразительным человеком. Он прокипятил «одержимую» воду и выпарил из нее нечистую силу — обычную каменную соль. Его открытие дало начало прибыльному делу. Правда, в Сиракузах соляной бизнес давно угас, но зато канал Эри остался.

Даже там, где соляной промысел пришел в упадок, он оставил заметный след: это город или канал, торговый путь или просто шахта. Наследие богатое — ведь и пустым шахтам можно найти удачное применение. В штате Луизиана огромные подземные галереи бывших соляных разработок намереваются использовать как нефтехранилища.

На обширной территории бывших соляных копей в Хатчинсоне (штат Канзас) расположены поместительные склады — что-то вроде камер хранения для любых ценностей и на любой срок. Сельскохозяйственные фирмы хранят под землей запасы семян каждого нового сорта, чтобы им не угрожали никакие наземные бедствия. В отдельном помещении-сейфе хранятся важнейшие деловые бумаги различных корпораций, микрофильмы с документов, тайны технологии. Есть и огромная фильмотека, где среди более чем ста тысяч лент можно найти все лучшие произведения мирового киноискусства — от ранних немых «фильм» до современных масштабных постановок. Этим список сокровищ не заканчивается: есть еще произведения живописи, марки и монеты, меха.

Подземные склады в Хатчинсоне предлагают даже такой вид услуг, как хранение подвенечного наряда невесты. За определенную плату вы можете сдать его на 21 год с тем, чтобы ваша дочь, выходя замуж, не тратилась на платье. Если пожелаете, платье возьмут и на второй срок. Фирма гарантирует, что и на внучке оно будет выглядеть как новое, а если учесть, что мода имеет привычку возвращаться, то и фасон за полвека ничуть не устареет. Секрет долголетия вещей — в соли. Насыщенная ею атмосфера создает прекрасные условия — оптимальную влажность и температуру.

Воздух соляной шахты может лечить астму. И лечит — уже тринадцать лет в Польше существует такой санаторий. Его основал на соляной шахте в Величке, близ Кракова, доктор Мечислав Скулимовский. Он первый обратил внимание на целебные свойства воздуха в шахте и до сих пор возглавляет эту лечебницу. Сейчас соляные копи в Величке известны всему миру, но не только благодаря открытию доктора. Гордость шахты — скульптуры из каменной соли, высеченные руками простых шахтеров. Первые изваяния появились здесь в семнадцатом веке. Открыв для себя соль в новом качестве, мастера стали украшать каждый пройденный подземный участок скульптурными изображениями, чаще всего в память какой-нибудь легендарной личности. Простая и строгая палата посвящена Копернику. Есть роскошные залы, есть часовня. Соль в Величке серого цвета, из-за примеси песчаника, и это придает своеобразный колорит слабо освещенным подземным залам. В одном из них можно увидеть героя старинного шахтерского предания — «казначея». Это добрый дух Велички, оберегающий шахтеров в забое и стерегущий подземные богатства.

Излюбленная героиня польских народных сказаний — добрая королева Кинга. Такая королева действительно существовала — венгерка по присхождению, она приехала в XIII веке в Польшу, чтобы выйти замуж за здешнего короля. С копями в Величке ее тоже связывает легенда. Покидая родину, королева уронила в соляной источник золотое кольцо, и оно будто бы вернулось к ней уже в Польше: шахтеры добыли его из-под земли, когда королева проезжала Величку. Доброй Кинге посвящена великолепная часовня, где не только скульптуры — все предметы сделаны из соли: алтарь, перила, подсвечники, даже подвески на люстрах.

Соляная шахта в Величке с немалым стажем: ей уже десять веков, и о всей тысячелетней истории можно узнать в музее, который расположен здесь же, под землей. Образовалась шахта естественным путем — из соляного источника. По мере опустошения источник превратился в колодец, а когда и его вычерпали, остался широкий тоннель, по которому спустились под землю к соляным залежам первые шахтеры. Правда, от этого времени в музее шахты сохранились только деревянные орудия труда: железу соляная атмосфера вредна.

Не только польские соляные копи имеют древнюю историю. Шахта в австрийском городе Хальштадте давала соль еще на заре железного века. Она расположена высоко в Альпах, в 50 километрах от Зальцбурга — Соляного города. Ее продукцию — большие куски каменной соли в форме сердца — две с половиной тысячи лет назад можно было встретить на европейских торговых путях. Здешнее месторождение образовалось 180 миллионов лет назад на дне неглубокого древнего моря. В процессе горообразования море исчезло, а соляные отложения поднялись к поверхности через жерло вулкана. Пласт оказался настолько мощным, что не истощился до сих пор.

Еще одна шахта, заслуживающая упоминания, находится во Франции, в лесах у подножия гор Юра. Эти бывшие копи в городе Арк-Э-Сенан — уникальный памятник архитектуры. Они были созданы в XVIII веке по проекту архитектора-утописта Клода-Никола Леду. Архитектор задался целью построить для шахтеров идеальный город, но осуществить свою мечту, увы, не смог. Утопические идеалы стоили очень дорого, а на такую «абсурдную» идею, как улучшение рабочим условий труда, достать средства было и вовсе невозможно. Поэтому от «города мечты» на практике осталось немного. Посетители попадают на территорию шахты через символический грот. Все ее постройки сгруппированы в виде овала вокруг величественного здания, где помещалось правление. По бокам — два фабричных корпуса, и на заднем плане — большие общежития для рабочих. Между домами разбиты зеленые газоны. Это все, что Леду удалось претворить в жизнь; остальное сохранилось лишь в эскизах. Он мечтал окружить шахту зеленым городом, воздвигнуть храм Женской Славы, Дворец Мира, Дома Радости и многое другое. Даже кладбище он задумал необыкновенное — в виде огромной вогнутой сферы, символизирующей бесконечность. Во время Великой французской революции Леду, пользовавшийся ранее покровительством Людовика XVI, попал в тюрьму, правда, гильотины избежал. До конца жизни он продолжал отстаивать свои проекты, но так ничего и не добился.

14 тысяч профессий

Океаны содержат миллиарды и миллиарды тонн NaCl — точнее, 4,5 миллиона кубических миль. По подсчетам американских ученых, этого количества вполне достаточно, чтобы засыпать США слоем толщиной более чем в милю. Зачем же шахты? Для чего зарываться в землю, когда можно выпаривать соль из морской воды, причем без всяких затрат, за счет энергии солнца? Действительно, это древний способ. Он применяется и сейчас, но имеет существенный недостаток — каждая тонна соли проходит до готовности пятилетний цикл «выдержки», переходя из одного отстойника в другой. Окрашенные во все цвета радуги соляные запруды — следствие различных примесей и цветущих водорослей — особенно красиво смотрятся с воздуха. А в одном из районов на побережье Франции «цветущая» соль даже слегка пахнет фиалками. Но как бы ни благоухала морская соль, приходится признать, что пять лет — слишком большой срок, особенно для нашего быстротекущего времени.

Теперь пора все-таки вспомнить и о пищевой функции соли — наиболее нам знакомой. Мы добавляем ее в пищу — самая рядовая практика нашей жизни, но соль еще и прекрасный консервант, а консервирование продуктов всегда требовало огромных количеств соли. Заметим, что знаменитая Ганза достигла расцвета благодаря балтийской сельди. Обыкновенная соленая селедка с успехом конкурировала на европейских рынках с такими престижными товарами, как вина Бургундии, английская шерсть, фламандское полотно и русские меха.

Так продолжалось до XVI века, когда соленость Балтики сильно понизилась. Косяки сельди покинули море и унесли с собой процветание Ганзы. А пальму первенства в европейском рыболовстве перехватила Голландия, занявшаяся промыслом «сбежавшей» сельди в Северном море. Нередко европейцы уходили за рыбой далеко от родных берегов. Португалия получила исключительное право на промысел трески возле Ньюфаундленда еще в шестнадцатом веке. Она пользуется своими правами уже четвертое столетие: в сезон ловли у островных пристаней много португальских шхун. Их трюмы набиты солью для сохранности улова, так что они вполне оправдывают свое прозвище — «соленые».

Активно солили и мясо: солонина — классическая пища моряков — была непременным спутником всех великих первооткрывателей; без нее ни Колумб, ни Магеллан не смогли бы совершать длительные экспедиции.

Теперь в обеденные солонки и домашние кладовки попадает лишь пять процентов годовой добычи соли во всем мире. Остальное поедает промышленность — химическая, текстильная, кожевенная, фармацевтическая. Хлористый натрий или продукты его переработки входят в состав мыла, красок, косметики, клея, ракетного горючего, взрывчатых веществ. Соль необходима при производстве удобрений, ядохимикатов, каучука и бумажной массы. Она охлаждает ядерные реакторы, отбеливает бумагу, смягчает воду. Среди пяти важнейших видов химического сырья соль занимает первое место: у нее 14 тысяч самых разных профессий.

Не будет большим преувеличением, если сказать, что соль — жизненно важна. Но она может и убивать — например, растительность вдоль дорог, если сбрасывать на нее счищенный с дорог снег, перед тем обильно посыпанный солью. Мнение о соли как о яде существовало уже в глубокой древности. Римляне, победив Карфаген и сровняв его с землей, засыпали руины солью. Видимо, они были чрезвычайно злы на своих противников, если пошли на такой расход. Но соль на этот раз не помогла: век спустя город был восстановлен Юлием Цезарем.

Соль вполне оправдывает свою дурную славу в сегодняшней Голландии, точнее — в северной, низменной части страны. Голландцы отгородились от моря дамбами, но опасность пришла с другой стороны. Соленые подземные воды, поднимаясь к поверхности, отравляют каналы, губят посевы, и пока еще не найдены практические пути борьбы с этим бедствием.

В народном фольклоре соль по праву занимает видное место. В разное время у разных народов она, считалось, даровала людям мужество, святость, мудрость.

Древние греки, римляне, принося богам жертвы, солили их. Обычай бедуинов не разрешал нападать на человека, если вы когда-нибудь отведали его соли. У славянских народов «хлеб-соль» — знак гостеприимства. Символ этот когда-то был принадлежностью только свадебных обрядов; «хлеб-соль» подносили жениху с невестой: хлеб — на здоровье, соль — к богатству.

Нет народа, который бы не создал пословиц и поговорок, оборотов со словом «соль». «Съесть пуд соли», «сыпать соль на раны», «насолить» кому-либо — все это общеизвестные примеры, не требующие разъяснений. Встречается соль и в профессиональной фразеологии. Например, в лексиконе американских золотодобытчиков было выражение «посолить участок» — то есть перед продажей посыпать его золотым песком, чтобы ввести в заблуждение покупателя. Выражение осталось по сей день и означает махинацию во время купли-продажи.

Всем известно, что соль «приносит несчастье»: мол, просыплешь ее — к ссоре. Если знать историю соли, то в этом поверье ничего загадочного не останется. В прежние времена, когда соль стоила очень дорого, растранжиривание ее действительно могло привести — и приводило — к ссорам.

Вариации на тему просыпанной соли встречаются у многих народов, и всем этим приметам можно дать объяснение. Если поверье утверждает, что, просыпая соль, вы навлекаете на себя в ближайшее время большие несчастья, то это значит скорее всего следующее: в данной стране во время оно соль считалась священным продуктом, и люди боялись гнева богов за пренебрежительное отношение к ней. Даже великий Леонардо да Винчи отдал дань этой примете, создавая «Тайную вечерю»: на столе перед Иудой он поместил опрокинутую солонку, как бы предупреждая о предательстве.

Итак, соль — к беде. Но все же было средство эту беду и отвести. И это средство — опять-таки соль. Щепотку ее бросали через левое плечо, и, можно было считать, положение спасено. Откуда взялось это суеверие? Все оттуда же — из великой ценности соли. Каждому ясно, что несчастья приносит нечистая сила и что сидит она за левым плечом. Если бросить туда щепотку соли, можно злодейку-нечисть умилостивить, дать ей своего рода взятку.

Сколько про соль ни говори, а все равно в запасе останется рассказов еще с три короба. Можно было бы вспомнить про соляные бунты в Москве, про историю северного города Сольвычегодска, уральских Соль-Илецка и Соликамска, прибайкальского Усолья-Сибирского и многих других, прямо связанных с героиней нашего повествования. Но это уже тема другого рассказа. Ведь «недосол на столе, а пересол — на спине» — здесь это следует помнить, как и в любом ином деле.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины