Задания для повторения. Задания для повторения О ком идет речь

«Политика «холодной войны»» - Президент США Гарри Трумэн. Идеологическая конфронтация. Холодная война. План операции. Создание НАТО. Угроза мировой войны. Начало холодной войны. Социалистический плюрализм. США и СССР. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Обострение. Средства передового базирования США. Скандал с американским самолётом-шпионом.

«Холодная война» - Последствия «холодной войны» для СССР. Холодная война. Начало «холодной войны». Причины «холодной войны». В развязывании «холодной войны» в равной степени ответственны СССР и США. Доктрина Трумэна предполагала: 2-я точка зрения: виновен СССР. Степень вины сверхдержав в развязывании «холодной войны».

«Карибский кризис 1962» - Политика США по отношению к СССР. Военно-полицейская диктатура. Крупные учения. Самолет-разведчик. Карибский кризис. Давление на Кубу. Операция «Анадырь». Белый Дом. Д. Эйзенхауэр. Предпосылки кризиса. Зона охвата советских ракет. Действия СССР. Дипломатические переговоры. Взаимные условия. Размещение на Кубе наших ракет.

«Причины «холодной войны»» - Личные переговоры. "Горячие” точки "холодной" войны. Гонка вооружений. Начало Холодной войны. Последствия «Холодной войны». Мир был разделен на два лагеря. Афганская война. Причины Холодной войны. Основные принципы политики «сдерживания». Программа экономического возрождения. Возведение Берлинской стены.

«Уроки холодной войны» - Карикатура на И.Тито. Американские войска в Южной Корее. Высадка десанта США в Инчхоу. И.Сталин и Г.Димитров. У.Черчилль. План урока. XX век. История России. Внешняя политика СССР. Какие цели преследовала внешняя политика СССР в к.40-н.50-хх годов? Начало"Холодной войны". Г.Трумен. В.Говорков Фразы и базы.

«СССР и Холодная война» - «Любая война есть непонимание». Корейская война 1950 – 1953 г.г. Схема «Холодная война». Сформулируйте собственную позицию. Т.Карлейль. Тема урока: «Холодная война». Выбор политического курса СССР. Понятия: «Холодная война», «план Маршалла», колониальная система, локальные войны.

Напишите фамилии государственных деятелей, которым принадлежат приведенные высказывания, или названия документов, из которых приведен текст.

· «Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые дер­жат в состоянии активности наш великий государственный механизм... Это люди, ко­торые держат нас, как основание держит вершину».

· «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населе­ния».

· «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социа­лизм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидатель­ные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни... Коммуни­стическая партия Советского Союза является ядром политической системы».

· «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

4. Работа с историческими источниками

4.1. Прочтите отрывки из секретной инструкции Председателя Комитета по делам ис­кусств при Совете Министров СССР (I) и из письма выдающегося ученого П.Л. Капи­цы И.В. Сталину (II), относящиеся к 1952 г. Ответьте на поставленные вопросы.

I. «Произведения искусства (драматургия всех жанров и форм, музыкальные, музы­кально-вокальные и разговорного жанра произведения для эстрады, цирка, художест­венной самодеятельности, живопись, графика, скульптура, тиражируемая фотопро­дукция, запись на грампластинку) могут публично исполняться, демонстрироваться и выпускаться в свет лишь при условии, если они разрешены (соответствующими) орга­нами».

II. «Судьба моих предложений в области электроники больших мощностей уже сейчас во всем напоминает судьбу всех прочих принципиально новых направлений в технике, которые у нас рождались. За эти пять лет, как я выдвинул эти предложения, только пытаются вызвать к ним скептическое отношение и почти не помогали их развитию. Не трудно предсказать, что если у нас ничего не изменится в отношении к науке, то по-настоящему эти идеи в области электроники начнут у нас развиваться только после того, как их осуществят за рубежом».

1) Что объединяет содержание этих двух отрывков?

2) Как называется направление государственной деятельности, описанное в первом тексте?

3) Какие другие научные направления в описываемый период испытывали такие же трудности, как и те, о которых идет речь во втором отрывке?

4.2. Прочтите отрывки, характеризующие политических деятелей СССР второй половины XX века и напишите их фамилии.

Из книги историка Д.А. Волкогонова



«Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она - в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракциями.., с космополи­тами и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В ко­нечном счете, лично для него, «вождя», такая борьба - это его самоутверждение, уве­ковечение, обожествление».

Из статьи современного историка

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни силь­ной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полно­стью совпадали».

Ответ: _________________________________________

«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, (он) хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бю­рократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказы­ваясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже доста­точно откровенно».

Ответ: ___________________________________________

Задания в формате ГИА

1. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях



3) принятие Конституции СССР

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

2. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны 2) Потсдамская конференция

3) начало войны в Корее 4) создание СЭВ

3. Какое из названных событий 1940-1950-х гг. произошло раньше всех других?

1) арест и казнь Л.П. Берии 2) XX съезд КПСС

3) денежная реформа 4) «Ленинградское дело»

4. Какое из названных событий произошло в СССР позже всех других?

1) отставка Н.С. Хрущева со всех постов

2) упразднение Государственного Комитета Обороны

3) принятие Конституции «развитого социализма»

4) принятие программы построения коммунизма за 20 лет

5. Какая сфера народного хозяйства в первые годы после Великой Отечественной войны развивалась наиболее быстрыми темпами?

1) сельское хозяйство 2) тяжелая промышленность

3) социальная сфера 4) легкая промышленность

6. Кто из писателей, поэтов подвергался критике «за безыдейность» в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»?

1) А.А. Фадеев, К.М. Симонов

2) М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский

3) М.М. Зощенко, А.А. Ахматова

4) СВ. Михалков, Б.Л. Пастернак

7. Кто был руководителем группы ученых, создавших атомное оружие в СССР?

1) П.Л. Капица 2) СП. Королев 3)И.В. Курчатов 4) Н.Н. Семенов

8. Имя какого государственного деятеля связано с внутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после смерти И.В. Сталина

1) А.А. Громыко 3) Г.М. Маленков2) А.А. Жданов 4) А.Н. Косыгин

9. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин 2)Л.И. Брежнев 3) Н.С. Хрущев 4) М.С. Горбачев

10. В 1970-е гг. СССР участвовал в подписании

1) договора с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

2) соглашения о создании Организации Варшавского договора

3) договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой

4) Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

11. Какое из понятий относится к первым годам после Великой Отечественной войны?

1) либерализация цен 2) карточная система 3) банкротство 4) инфляция

12. Появление понятия «холодная война» относится к периоду, когда руководителем
СССР был

1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев 3) Л.И. Брежнев 4)Ю.В. Андропов

13. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

14. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил положение о

1) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем

2) переходе к политике гласности

3) переходе к рыночным отношениям

4) необходимости принятия нового десятилетнего плана

15. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

1) осуждение культа личности И.В. Сталина

2) построения за двадцать лет коммунистического общества

3) введение принципа разделения властей

4) утверждения в СССР развитого социализма

16. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «плана Маршалла» после окончания Второй мировой войны?

1) надежда на помощь стран Восточной Европы

2) расчет на помощь стран «третьего мира»

3) опасение оказаться в экономической и политической зависимости от США

4) расчет на восстановление экономики с помощью «нефтедолларов»

17. Какие из названных фамилий принадлежат деятелям культуры второй половины XX века?

A) И.А. Бунин

Б) А.И. Куприн

B) С.Ф. Бондарчук

Г) М. Горький

Д) Б.Ш. Окуджава

Е) А.А. Вознесенский ~

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АБГ 3) АГЕ 4) ВДЕ

Задания части 2(B)

18. Установите соответствие между событиями и годами

А Б В Г

21. Прочтите отрывок из книги Д.А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная тайна (его) воздействия на общественное сознание заключалась в под­держании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями» создавала атмо­сферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благоприятную почву».

Ответ: _________________________

22. Прочтите отрывок из воспоминаний СЛ. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий.

«В августе 1949 г. я сам присутствовал при взрыве... так что обо всем знаю не пона­слышке... Сообщение ушло в Москву прямо... с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И.В. Курчатова и его ближайших помощников... Все получили колоссальное материальное вознаграждение... И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности».

Ответ: __________________________.

23. Прочтите отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя.

«Уважаемый г-н Председатель, ...Я пришел к выводу, что ключевые элементы... заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство... прекратить дальнейшую доставку таких ви­дов оружия на Кубу.

Мы, с нашей стороны, согласимся... а) быстро отменить меры карантина, применяю­щиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу...».

Ответ: _________________________.

24. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и напишите фамилию руководителя СССР, при котором было сделано данное заявление.

«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества.

Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою неруши­мую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».

Ответ: ____________________________.

Задания части 3(C)

C1. Назовите причины быстрого восстановления во второй половине 1940-х гг. разрушен­ного войной хозяйства СССР. Приведите не менее трех примеров восстановленных и вновь построенных объектов.

C2. Назовите основные черты общественно-политической жизни СССР в 1965-1985 гг. Приведите не менее трех примеров событий, отражающих эти черты.

C3. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:

1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был преда­тельским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2. Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобра­зованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочти­тельной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргу­ментами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании су­ществовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь СССР? (Укажите не менее двух направлений.

5-8 января - Экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии; решение о создании СЭВ.
***
5 января 1949 года на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Первоначально договор о создании этой организации в январе 1949 года подписали представители правительств Советского Союза и только вставших на путь строительства социализма Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. В начале февраля в СЭВ вступила Народная Республика Албания. Впоследствии, по мере укрепления содружества стран социализма, в СЭВ вступили ГДР (1950 г.), Монголия (1962 г.), Республика Куба (1972 г.). Наконец, вскоре после исторического разгрома американских оккупантов и их южновьетнамских пособников к работе СЭВ в 1978 году подключилась уже единая Социалистическая Республика Вьетнам.

К сожалению, в истории СЭВ были и потери. В условиях авантюристической политики, проводимой Хрущёвым и приведшей к резкому ухудшению отношений Советского Союза и других социалистических стран с Компартией Китая и Китайской Народной Республикой, албанские коммунисты заняли твёрдую позицию неприятия нападок на И.В. Сталина и поддержали в этом вопросе китайское руководство. С 1961 года, когда антисталинские действия Хрущёва приобрели совершенно разнузданный характер, Албания, формально продолжавшая входить в СЭВ, в знак протеста фактически прекратила участие в его деятельности. Таким образом, реально с конца 1970-х годов Совет Экономической Взаимопомощи объединял 10 социалистических стран Европы, Азии и Латинской Америки.

В основу его деятельности были положены разработанные после войны под личным руководством Сталина невиданные ранее в истории человечества принципы межгосударственных экономических отношений – принципы социалистического интернационализма, равенства, дружбы и взаимной помощи. В экономическом сотрудничестве стран СЭВ были в полной мере реализованы преимущества социализма как общественного строя, развивающегося на научной основе: планомерный характер развития общества, долгосрочное и перспективное планирование как общехозяйственного, так и отраслевого развития, государственный контроль за ценообразованием, целенаправленная инвестиционная политика. Национальные экономические комплексы стран СЭВ во всё большей мере развивались по согласованным долгосрочным программам.

Всё это не замедлило сказаться на общих результатах развития социалистических стран, входивших в состав СЭВ. Так, за 35 лет, с 1950 по 1985 год (то есть до начала так называемой перестройки), национальный доход этих стран увеличился более чем в 13 раз, а объём промышленного производства - более чем в 22,5 раза. Это означало, что средние темпы роста национального дохода в странах социалистического содружества были в три раза, а промышленного производства - в четыре раза выше, чем в развитых капиталистических государствах.

Не менее важен качественный результат социалистической экономической интеграции. Так, к середине 1980-х годов на страны СЭВ в целом приходилось более 1/3 мирового производства продукции машиностроения. Но и это ещё не всё. Социалистическая интеграция, заложенная И.В. Сталиным, способствовала не только изменению облика целых стран - она изменила самоощущение народов. Один из самых ярких примеров - Республика Куба. За короткий период, всего менее чем за 15 лет, прошедших с момента присоединения страны к СЭВ до начала развальной горбачёвской «перестройки», объём ВВП на острове Свободы увеличился в 2,6 раза, валовое производство промышленности возросло в 2,4 раза. Это, кстати, в основном и способствовало тому, что Куба смогла выжить в тяжелейший период после 1991 года, когда сначала Горбачёв, а потом и Ельцин сознательно, в угоду США, на долгие годы фактически прервали с ней экономические отношения. Но главное то, что интеграция с братскими странами социализма помогла Кубе не просто нарастить, а структурно изменить свою промышленность, заложить основы наукоёмкого производства, особенно в области медицинской техники, технологий и лекарственных препаратов. Объём капитальных вложений, в том числе в наиболее передовые отрасли экономики, вырос на Кубе в 4,3 раза. По недавнему признанию даже официальной правительственной «Российской газеты», «сегодня на Кубе производят уникальные лекарства, которым нет равных в лечении онкологических заболеваний». И уж с этим фактом не рискнёт поспорить ни один противник социализма.

После контрреволюций в восточноевропейских странах-членах СЭВ в конце 80-х их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы, взяв курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы.

28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

24.1. Курировал со стороны высшего руководства СССР создание советской атомной бомбы…

а) Н.С. Хрущев

б) Л.П. Берия

в) В.М. Молотов

г) Г.М. Маленков

д) И.В. Сталин

24.2. Репрессии, проведенные по так называемому «ленинградскому делу» в конце 1940-х – начале 1950-х гг., затронули

а) сторонников Л.Д. Троцкого

б) лидеров иностранных компартий

в) представителей высшего руководства армии

г) работников партийно-государственного аппарата

д) деятелей культуры и искусства

24.3. Экономические реформы в СССР во второй половине 1960-х гг. связаны с именем…

а) А.Н. Косыгина

б) Л.П. Берия

в) Н.С. Хрущев

г) Г.М. Маленкова

д) Ю.В. Андропова

24.4. Что объединяет даты: 1949 и 1953 гг.?

а) проведение экономических реформ в промышленности

б) рубежные даты этапов в освоении космоса

в) ввод советских войск в Польшу и ГДР

г) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

д) смерть И.В. Сталина и приход к власти Н.С. Хрущева

24.5. Кто из нижеперечисленных государственных деятелей участвовал во внутрипартийной борьбе за высшую власть в СССР после смерти И.В. Сталина?

а) Г.М. Маленков

б) А.А. Жданов

в) А.А. Громыко

г) А.Н. Косыгин

д) А.А. Кузнецов

24.6. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

а) осуждение культа личности Сталина

б) построение за двадцать лет коммунистического общества

в) введение принципа разделения властей

г) построение в СССР развитого социалистического общества

д) введение альтернативных выборов

24.7. Что было одной из причин возврата к довоенному варианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественной войны?

а) осложнение международной обстановки, начало «холодной войны»

б) задача приоритетного развития сельского хозяйства

в) активизация национальных движений во всех республиках СССР

г) необходимость повышения жизненного уровня населения

д) рост социальной напряженности в обществе

24.8. Какое событие произошло в СССР в период хрущевской «оттепели»?

а) открытие движения по Байкало-Амурской магистрали

б) строительство Днепрогэса

в) осуществление первого полета человека в космос

г) строительство Магнитогорского металлургического комбината

д) ввод советских войск в Афганистан

24.9. Какой документ установил официальные пределы критики культа личности Сталина?

а) Постановление ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях»

б) Программа КПСС, принятая на XX съезде КПСС

в) Резолюция XXI съезда КПСС

г) Резолюция XXII съезда КПСС.

д) доклад Хрущева на закрытом пленуме ЦК КПСС

24.10.В 1946 г. как «представительница чуждой, пустой, безыдейной поэзии» была исключена из Союза писателей и лишена продовольственных карточек поэтесса «серебряного века»…

а) А.А. Ахматова

б) А.Л. Барто

в) В.И. Мухина

г) Г.Е. Николаева.

д) М.И. Цветаева

24.11. В 1953 г. возглавил заговор с целью отстранения Берии от власти секретаря ЦК КПСС…

а) А.И. Микоян

б) Н.С. Хрущев

в) К.Е. Ворошилов

г) Г.М. Маленков

д) Л.М. Каганович

24.12. Этот партийный руководитель в 1956 г. был послом в Венгрии, в 70-х - начале 80-х гг. занимал пост председателя КГБ и был одним из тех, кто принимал решение о вводе советских войск в Афганистан. Став Генеральным секретарем ЦК КПСС, он воспринимался соотечественниками как «маятник надежды».

а) Л.И. Брежнев

б) Б.Н. Ельцин

в) Ю.В. Андропов

г) М.С. Горбачев

д) К.У. Черненко

24.13. Какое событие считают условной датой начала «холодной войны»?

а) испытание первой советской атомной бомбы в 1949 г.

б) начало войны в Корее в 1950 г.

в) начало реализации «плана Маршалла» в 1947 г.

г) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 г.

д) речь экс-премьер министра Великобритании в Фултоне в 1946 г.

24.14. «Организация варшавского договора» объединяла…

а) СССР, США и другие страны в деле борьбы с международным терроризмом

б) благотворительные фонды помощи посткоммунистическим странам

в) экономически развитые страны центральной Европы

г) страны-союзницы СССР во время «холодной войны»

д) политиков, борющихся за сохранение мира в Европе

24.15. Отраслью экономики СССР, дающей наибольшие доходы бюджету, во время правления Л.И. Брежнева становится…

а) сельское хозяйство

б) нефте-газовая промышленность

в) военная промышленность

г) легкая промышленность

д) жилищно-коммунальное хозяйство

24.16. Снятие Г.М. Маленкова с руководящих постов в 1955 г. было обусловлено тем, что он…

а) потерпел поражение в аппаратной борьбе за власть

б) готовил новую волну репрессий

в) не справился с руководством страной

г) был виноват в массовых репрессиях прежних лет

д) сам отказался от власти по состоянию здоровья

24.17. Послевоенное идеологическое наступление на интеллигенцию называют…

а) «бериевщина»

б) «сталинизм»

в) «хрущевская оттепель»

г) «микояновщина»

д) «ждановщина»

24.18. Руководитель партии и страны, развенчавший культ личности Сталина и начавший процесс демократизации социально-политического строя и либерализации режима…

а) Ю.В. Андропов

б)Л.П. Берия

в) Г.М. Маленков

г)Н.С. Хрущев

д) Л.И. Брежнев

24.19. Какое событие произошло позже остальных?

а) создание Организации Варшавского договора

б) война в Корее

в) ввод советских войск в Афганистан

г) Карибский кризис

д) возведение «Берлинской стены»

Вариант 3

(ответы в конце теста)

А1. К какому веку относится княжение Ивана III, государя всея Руси?

1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVII в.

А2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич

2) Александр Невский 4) Иван Калита

А3. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?

1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк

А4. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска

А5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II

2) Василия Шуйского

3) Ивана Болотникова

4) Ивана Заруцкого

А6. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в

1) Соборном уложении

2) кондициях

3) Табели о рангах

4) Духовном регламенте

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев

2) Россия получила выход к Балтийскому морю

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

4) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.

«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

1) «Апостол» 3) «Изборник»

2) «Русская Правда» 4) «Повесть временных лет»

А9. Какое из названных событий произошло позже остальных?

1) основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

2) строительство Транссибирской железной дороги

3) основание Печатного двора в Москве

4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом

А10. А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) Южное общество декабристов

А11. Какой орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлял организацию политического сыска и следствия, выполнял функции цензуры?

1) Тайная экспедиция

2) Правительственный сенат

3) приказ Тайных дел

4) III отделение императорской канцелярии

А12. Понятие «крестьянский вопрос» в 1890-х годах включало, в частности, положение о необходимости

1) ограничения размеров оброка

2) отмены личной зависимости крестьян от помещиков

3) перевода крестьян на месячину

4) ликвидации малоземелья крестьян

А13. Идеи французских и русских просветителей конца XVIII века, знакомство с Европой во время Заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. оказали непосредственное влияние на идейное становление

2) народников 4) социал-демократов

А14. Прочтите отрывок из письма Н.М.Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».

1) государственные 3) крепостные

2) удельные 4) посессионные

А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А.Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

А16. Как называется характерная для НЭПа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование 3) синдицирование

2) приватизация 4) концессия

А17. Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 годах было

1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада

2) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции

3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны

4) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке

А18. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства

2) заменить продразверстку продналогом

3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством

4) найти средства для финансирования индустриализации

А19. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С.И.Мамонтов 3) С.П.Дягилев

2) С.В.Рахманинов 4) Ф.И.Шаляпин

А20. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны?

1) В.И.Чапаев, С.М.Буденный

2) А.П.Маресьев, А.М.Матросов

3) Д.В.Давыдов, В.Кожина

4) А.Г.Стаханов, П.Н.Ангелина

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге

2) форсировании Днепра

3) битве за Москву

4) Сталинградской битве

А22. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3) ввод советских войск в другие страны

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

А23. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В.Сталин

2) Н.С.Хрущев

3) Л.И.Брежнев

4) М.С.Горбачев

А24. Что из названного свидетельствует о трудностях в проведении перестройки в СССР?

1) принятие решения о децентрализации управления промышленностью

2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

3) освоение целинных и залежных земель

4) проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР

А25. Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е годы состояла в

1) укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н.Косыгина

2) достижении СССР военно-стратегического паритета с США

3) упрочении отношений между СССР и Китаем

4) испытании в СССР первой водородной бомбы

А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

1) 1954 г. 3) 1975 г.

2) 1962 г. 4) 1985 г.

А27. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е годы?

1) преимущественное развитие тяжелой промышленности

2) усиление военно-промышленного комплекса

3) развитие различных форм собственности

4) финансовая поддержка государственных предприятий

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

В2. Какие три из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России XVII в.?

1) Филарет

2) Аввакум

4) Иосиф Волоцкий

5) царь Алексей Михайлович

6) царь Федор Иоаннович

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.

В4. Прочтите отрывок из историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика.

«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе.

Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

В5. Расположите следующие явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности.

А) возникновение первых мануфактур

Б) отмена крепостного права

В) начало промышленного переворота в России

Г) возникновение первых монополистических объединений

В6. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1) открытие первого профессионального театра в Ярославле

2) основание Московского художественного общедоступного театра (МХТ)

3) основание Московского университета

4) учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5) открытие Высших женских курсов

6) основание Царскосельского лицея

В7. Установите соответствие между именами российских императоров XIX – XX вв. и событиями внешней политики.

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь.

«Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, В.Валуев…»

В9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX века?

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

В10. Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России,- говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».

В12. Какие три из перечисленных черт характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) нормализация отношений со странами Запада

2) усиление влияния в странах Восточной Европы

3) разрыв отношений с Югославией

4) достижение военно-стратегического паритета с США

5) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом

6) проведение политики разрядки международной напряженности

В13. Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В14. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) принятие Конституции «развитого социализма»

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ

В) подписание Беловежских соглашений

Г) избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из писем участник событий.

«С каждым часом делается все труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел <неприятели> отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет все, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…».

Из воспоминаний участника обороны Севастополя.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…».

С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.

С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

С3. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов писем и воспоминаний, объясняется это чувство?

С4.

В 1722 году Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

ПетрПервый

славянофилы

Столыпин

Горбачев

№ вопроса

Ответы

Крымская война

Дата начала войны: 1853 г.

Дата окончания войны: 1856 г.

1) нехватка вооружений

2) недостаточность снарядов

3) устарелое вооружение

4) просчеты главнокомандующих

5) неразвитость средств сообщения

Горечь, досада, грусть.

1) защитники города оставляли родной город;

2) они оставляли город, несмотря на колоссальные жертвы

3) поражение всегда трудно пережить по-человечески

Причины принятия Указа :

1) конфликт между Петром I и его сыном Алексеем

2) сторонники Алексея стали ядром оппозиции Петру I

3) царевич Алексей встал во главе заговора против царя

4) на Алексея делали ставку европейские противники царя

Последствия принятия Указа :

1) ослабление правящей династии

2) усиление борьбы за власть между придворными группировками

3) дворцовые перевороты

Причины споров :

1) Петр I не успел назначить наследника престола в соответствии со своим Указом о престолонаследии;

2) придворные группировки не могли прийти к единому мнению о том, кому быть царем – в результате между ними вспыхнули серьезные разногласия

Вопрос решился в пользу Екатерины .

1) на стороне Екатерины были ближайшие соратники Петра I

2) в решающий момент Екатерину, по указанию Меншикова, поддержала гвардия.

Общие характеристики:

1) привилегированное сословное положение дворян

2) существование потомственного и личного дворянства

3) сохранение помещичьего землевладения

4) лишение дворянского звания по суду (по воле царя)

5) дворяне не подлежали телесным наказаниям

Различия :

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины