Этапы и направления исследований малых групп в нашей стране. История изучения малой группы

Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив -- реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры, В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

  • · ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,
  • · эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям, открытый обмен

информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

· принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

  • · «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,
  • · «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
  • · «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
  • · «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.

МГ – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте.

Малая группа переходит в большие тогда, когда разрываются личностные контакты.

Размеры МГ. Нижний предел: с диады или с триады. Верхний предел: соответствие объёма группы требованиям деятельности.

Классификации малых групп:

1. Первое различение предложил Чарльз Кули – первичные и вторичные, которые отличаются возможностью и невозможностью вступления членов группы в контакт. Первичные – существует контакт между членами, непосредственный; вторичные – опосредованный.

2. Американский социологЭлтон Мейо – формальные и неформальные. Предложено различать формальную и неформальную структуру. Формальная – социальная иерархия в группе, фиксированность ролевых позиций. Неформальная структура группы – реальные статусы людей в отношениях между ними, которые могут не пересекаться с иерархией власти. Формальные группы – по социальной необходимости, а неформальные группы – по личным предпочтениям.

3. Третью базовую классификацию предложилГерберт Хайман - группы членства и референтные группы (значимые). Функция нормативная и функция сравнения. Внутри группы членства могут выделяться подгруппы – часть может выполнять роль референтной группы.

4. Андреева - условные и реальные (реальные лабораторные группы). Наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. Эти естественные группы подразделяются на большие и малые. Большие группы: неорганизованные, стихийно возникшие; другие – организованные, длительно существующие группы. Малые группы: становящиеся; другие - развитые.

Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившихся в руслах различных исследовательских подходов:

1) социометрическое;

2) социологическое;

3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Согласно его теории все конфликты обусловлены несовпадением систем симпатии и антипатии. Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие симпатии или антипатии. Данная методика рассматривается как основной метод исследования МГ. Методика дает возможность изучить психологические отношения в малых группах, а также выделить иерархию доминирующих ролей и позиций, определить ситуации межличностного общения и потребностей в нем.



Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Показал значимость общения между членами группами, значимость неформальных отношений, наличие особого чувства социабилъности - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой. Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Им была создана «теория поля». Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Большое внимание было уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. История зарубежных исследований малой группы. В 1897 г. американский психолог Н. Триплет опубликовал результаты эксперименталь­ного исследования, в котором сравнивал эффективность инди­видуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х-началу 40-х гг. и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.

Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин. Он явился основоположником крупного научно­го направления, широко известного под названием «Групповая динамика». Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой встал воп­рос о необходимости изучения закономерностей группового по­ведения, о поисках эффективных приемов управления группа­ми.

Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функ­ционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Предполагается, что все аспекты группового поведения могут быть описаны, исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами.

Психоаналитическая ориентация. Базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преиму­щественно на мотивационных и защитных механизмах личности. 3. Фрейд первым включил идеи психоанализа в групповой кон­текст. Начиная с 50-х годов в связи с возросшим инте­ресом к групповой психотерапии некоторые положения психоаналитического подхода получили теоретическое и эксперимен­тальное развитие в рамках групповой психологии и легли в ос­нову ряда теорий групповой динамики.

Общепсихологический подход. Предполо­жение, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу груп­пового поведения. Это касается главным образом таких инди­видуальных процессов как научение, явления когнитивной сфе­ры, мотивация.

Формально-модельный подход. Исследователи, представляю­щие данное направление, пытаются сконструировать формаль­ные модели группового поведения, используя математический аппарат теории граф и теории множеств.

Теория подкрепления. Это направление исследований, весь­ма влиятельное за рубежом, базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и наказаний (отрицательные подкрепления). Идеи теории подкрепления легли в основу, по крайней мере, двух подходов, авто­ры которых - Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли.

История отечественных исследований малой группы.

Решающую роль в ее становле­нии в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В. М. Бехтерева, в 1910 г. первым в русской пси­хологической науке сформулировавшего предмет и задачи соци­альной психологии о повышении мотивации коллективной трудовой деятель­ности путем введения в нее соревновательного момента. Он полагал также, что взаимодействие и единство индивидов есть важнейшая характеристика социальной группы. Он первым в нашей стране начал экспериментальные социально-психологические исследования. В них изучалась проблема, ко­торую можно было бы обозначить как соотношение индивиду­ального и группового решения задач.

В 30-40-е годы труды А. С. Макаренко - принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива, где отчет­ливо реализуются важнейшие методологические принципы ис­следования социальной группы, а именно деятельность , системность , развитие . Получившая теоретическое обосно­вание и практическую реализацию идея А. С. Макаренко о де­мократизации жизни коллектива путем введения самоуправления, выборности руководителей и актива, повыше­ния заинтересованности всех членов в делах и успехах коллек­тива.

60-е гг. - преимущественно эмпирическая направленность работ. Шло активное ознаком­ление с зарубежным опытом изучения малых групп, в частно­сти с достижениями экспериментально-методического харак­тера. Одновременно переосмысливался и отечественный опыт исследования групп и коллективов, накопленный прежде.

70-е г.г.- оформилось несколько крупных исследовательских подходов: стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу группо­вых феноменов.

80-е гг. - разра­ботка в русле марксистской традиции методологических вопро­сов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоре­тического фундамента. Появля­ется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам груп­повой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, со­циально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Деятельностный подход. Основывается на прин­ципе деятельности: стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского, программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива М.Г. Ярошевский и разрабатываемая Г. М. Андрее­вой модель, социально-перцептивных процессов в совместной деятельности, параметрическая концепция Уманского. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших со­циально-психологических параметров.

Билет № 89 Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.

Динамические процессы знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. её развитие. Важнейшими из таких процессов являются: образования малых групп, процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений, группового давления.

Групповая сплоченность. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики.

Л.Фестингер определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе.

Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего - эмоциональных ) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

Т.Ньюком связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» , которое определял как сходство, совпадение взглядов членов группы по отношению к значимым для них явлениям. Основной механизм - достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами.

Двухмерная или двухфакторная модель Б. Такмена, где описывается динамика группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа. Выделил две сферы групповой активности - деловая (решение групповой задачи) и межличностная.

В сфере межличностной активности:

1) стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в груп­пе;

2) стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) стадия «развития групповой спло­ченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

4) ста­дия «функционально-ролевой соотнесенности» - образование ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигры­вается» групповая задача.

В сфере деловой активности:

1) стадия «ориентировки в задаче», т. е. поиск членами группы оптималь­ного способа решения задачи;

2) стадия «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии чле­нов группы требованиям, предъявляемым им содержанием зада­чи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

3) стадия «открытого обмена реле­вантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный инфор­мационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактов­ку информации;

4) стадию «принятия решений» - этап, харак­теризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Общий принцип подхода к группе в отечественной СП.

1. Психологическая теория коллектива. Высшая стадия развития группы была названа коллективом. Важнейший признак коллектива по А.С Макаренко – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

2. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство группы, предложенное А.В.Петровским, под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. Групповая структура состоит из 3-х уровней:

а) центральный слой групповой активности – ядро структуры , которая включает в себя групповые цели и цели, связанные с совместной деятельностью;

б) ценностно-ориентационное единство – слой отношений группы, связанный с разделением членами группы ценностей. Положение человека в группе определяется тем, насколько велик его вклад в групповую деятельность;

в) непосредственные эмоциональные отношения – на принципах симпатии-антипатии.

Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского берет в качестве критериев пост­роения гипотетической типологии групп:

Степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержа­нием совместной деятельности,

Общественную значимость последней, имея в виду уровень ее позитивности - негативности с точки зрения общественного прогресса.

Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отри­цательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям), в цент­ральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами конти­нуума занимают соответственно просоциальнаяи асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

Параметрический подход Л. И. Уманского. В основу положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразны­ми критериями - отличительными признаками развития группы как коллектива (содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориен­тации; организационное единство группы; групповая подготов­ленность в сфере той или иной деятельности; психологическое единство).

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития: диффузная, номинальная, ассоциация, кооперация, коллектив.

Таким образом, отечественные концепции развития группы основываются на факте опосредования деятельностью всех групповых процессов.

- 113.50 Кб

- сплоченность (понимавшаяся как единство коллектива, дружеское единение его членов) и психологический климат (его доминирующие проявления, по А. С. Макаренко, - мажорность в поведении, единство, защищенность, активность и взаимная внимательность членов коллектива);

- мотивация коллективной деятельности (через посредство системы поощрений и наказаний);

- эмоциональные и деловые («ответственная зависимость») отношения;

Личность во всем богатстве и многообразии ее проявлений в коллективе, в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самого коллектива.

После работ А. С. Макаренко в исследовании коллектива, именно социально-психологических аспектов проблемы, на длительное время воцарилась полоса застоя.

Послевоенные десятилетия. Благотворные перемены в нашей стране, происшедшие в середине 50-х годов, не могли не сказаться и на судьбах психологической науки, различных ее отраслей и разделов. С конца 50-х годов социально-психологические исследования в стране возобновились в статусе самостоятельных. Тем самым открылась новая глава в истории отечественной групповой психологии.

Четыре минувших десятилетия, конечно, далеко не однородный период жизни и развития обсуждаемой исследовательской области. С известной степенью условности в нем можно выделить примерно четыре равных временных отрезка - своего рода этапы движения научной мысли на пути решения теоретических, эмпирических и прикладных проблем психологии малых групп.

Первый этап (60-е годы) характеризовался сочетанием организационной работы с первыми эмпирическими шагами. Шло активное ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп, в частности с достижениями экспериментально-методического характера. Одновременно переосмысливался и отечественный опыт исследования групп и коллективов, накопленный в предыдущие десятилетия. Складывались социально-психологические центры, (вначале в Ленинграде, а затем в Москве, Курске, Минске и т.д.), ориентированные главным образом на разработку проблематики малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т.д. Развертывание теоретических исследований в области социальной психологии создавало предпосылки для формулирования научных подходов к изучению малых групп и коллективов.

Второй этап в развитии отечественной групповой психологии приходится на 70-е годы. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние среди специалистов приобрели два подробно описанных в литературе теоретических построения: стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они базируются на фундаменте эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов.

Особого внимания с точки зрения теоретико-методологической работы в обсуждаемый период заслуживает активное включение в концептуальный аппарат отечественной социальной психологии категории деятельности, выполняющей важную эвристическую функцию в анализе социальной группы. Вместе с тем и в упомянутых выше, и в иных концепциях коллектива находят реализацию и другие методологические принципы отечественной социальной психологии, в частности принцип системности и принцип развития.

Значительному расширению в 70-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью, эффективностью и психотерапией. Таким образом, параллельно с развитием теоретических представлений о группе набирали силу и разворачивались работы, во многом направленные на решение задач сугубо прикладного характера .

На протяжении третьего этапа (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции предыдущих лет. Это относится прежде всего к дальнейшей разработке методологических вопросов групповой психологии, укреплению и расширению ее теоретического фундамента.

Появляется ряд итоговых монографических публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству [Кричевский и Рыжак, 1985; Шакуров, 1982; Ярошевский, 1982], групповой интеграции [Донцов, 1984] и эффективности [Немов, 1984],социально- психологическому тренингу [Емельянов, 1985; Петровская, 1989], психологическому климату [Бойко и др., 1983], внутригрупповым [Белкин и др., 1987; Гозман, 1987] и межгрупповым [Агеев, 1990] отношениям. Причем адресат большого числа исследований малых групп этого периода - сфера промышленного производства с многообразием проблем, возникающих в деятельности первичных производственных коллективов [Кузьмин и Свенцицкий, 1982; Свенцицкий, 1986; Шорохова и Журавлев, 1987; Шорохова и Кузьмин, 1984]. Другие значительные области приложения разработок отечественной групповой психологии того времени - сферы школьной жизни [Коломинский, 1984; Бодалев и Кричевский, 1987; Рубцов, 1987] и спортивной деятельности [Джамгаров и Румянцева, 1983; Кричевский и Рыжак, 1985].

Три истекших десятилетия создали значительный научный и прикладной задел для дальнейшего развития групповой психологии в нашей стране, позволявший с оптимизмом смотреть на будущее этой дисциплины. Увы, события 90-х годов, погрузившие Россию в острейший экономический кризис со всеми вытекающими отсюда последствиями (остановкой многих промышленных предприятий, в том числе в системе ВПК, традиционно на хоздоговорной основе финансировавших социально-психологические разработки, резким снижением государственного финансирования науки и развалом ее учреждений, оттоком научных кадров в поисках заработка в иные сферы деятельности и даже страны и т.д.), опрокинули радужные прогнозы.

Заключительный период столетия оказался для отечественных исследователей малых групп в целом, как нам представляется, малоплодотворным. За истекшее десятилетие отечественными авторами опубликованы лишь три монографии, специально посвященные проблематике малых групп и содержащие значительный объем новых (на момент выхода) исследовательских данных [Деркач и др., 1999; Кричевский и Дубовская, 1991; Кричевский и Маржине, 1991]. Нетрудно заметить, лишь в одной из этих монографий представлены материалы исследований, выполненных именно в 90-е годы.

Немногочисленные эмпирические исследования малых групп, где можно назвать такие разделы, как педагогическое руководство, различные аспекты межличностных отношений в спортивных и ученических коллективах, коммуникативные процессы в малых экспериментальных группах, лидерство в детских группах, подбор и формирование управленческих команд.

В этот период значительно расширилось направление работ прикладного характера с тренинговыми и психотерапевтическими группами. Однако если учесть общий весьма невысокий уровень подобных разработок, имеющих основной своей целью не столько реализацию каких-либо теоретических принципов и развитие научно-прикладной области в целом, сколько следование более прагматической (но вполне, заметим, объяснимой) жизненной установке - получению ведущими эти группы психологами мало-мальски приличного заработка, рассматривать их в качестве некоего локомотива науки не приходится. Они, эти разработки, в массе своей лишь подтверждают давнюю мысль К. Левина о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

За истекшее десятилетие экономические отношения делают все более актуальной разработку психологических проблем предпринимательства, менеджмента, организационного поведения. Как отклик на зарождающиеся запросы этих мощных в финансовом плане сфер социальной практики в 90-е годы выполнен ряд исследований (и собственно научного, и прикладного характера), имеющих к ним самое непосредственное отношение. Пока это в основном, конечно, исследования, выявляющие особенности личности и поведения предпринимателей, менеджеров и других представителей сферы бизнеса, как правило, вне строгой эмпирической связи с конкретными феноменами группового функционирования [Журавлев и Шорохова, 1999; Емельянов и Поварницына, 1998; Кричевский, 1998]. Но, думается, выход на установление таких связей не за горами: он в логике требований реальных жизненных процессов. И это обстоятельство позволяет надеяться на постепенное преодоление кризиса отечественной групповой психологии, ее возрождение и дальнейшее научное развитие - теперь уже в XXI в.

Основные подходы к разработке групповой проблематики в современной отечественной психологии. Подведем некоторые итоги многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране. Можно выделить пять подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на движение научной мысли, рост практических разработок:

На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских направления .

Деятелъностный подход . Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов марксистской психологии - принципе деятельности.

Принцип деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них прежде всего следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского, наиболее разработанную на сегодня в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую недавно дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе. Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М.Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г.М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов в совместной деятельности. Кроме того, идеи деятельностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений.

Социометрическое направление. Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст. Заметим, что последнее не имеет аналогов в западной социальной психологии, где применение социометрии как метода изучения межличностных отношений, по мнению самих зарубежных авторов, давно уже «отвязано» от какой-либо серьезной теории.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский, в 60-70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально- психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

Прослеживая историю становления в нашей стране психологии малых групп и коллективов и отмечая достигнутый в последние десятилетия прогресс в развитии теории и эмпирических разработок, о чем говорилось выше, мы тем не менее хотели бы завершить анализ обращением к некоторым критическим моментам.

Прежде всего нуждается в дальнейшей разработке проблематика группового развития, в особенности тот ее раздел, который относится к характеристикам высшего уровня жизнедеятельности группы - коллектива. Выше уже обращалось внимание на трудность операционализации многих называемых исследователями признаков коллектива, отсутствие достаточно надежных средств фиксации различных уровней раз-вития группы, выделение которых все еще носит весьма общий и произвольный характер. Заметим также, что, на наш взгляд, теоретическим описаниям коллектива присущи порой идеализация реальных отношений в социальной группе, стремление к их упрощению, недиалектичность в трактовке самого процесса группового развития.

Другим «узким» местом в изучении группы является рассмотрение ее как совокупного субъекта совместной деятельности с присущими ему специфическими атрибутами. И хотя теоретический анализ этого вопроса ведется уже ряд лет, его результаты, а главное их практическая реализация вряд ли могут быть признаны удовлетворительными. Немалые трудности, испытываемые как психологами-исследователями, так и психологами-практиками всякий раз, когда необходимо дать адекватную оценку сплоченности той или иной естественной группы, выявить доминирующую в ней систему норм и ценностей, достаточно тонко и дифференцированно определить меру коллективности группы как именно совокупного субъекта. Критическим моментом в прикладном аспекте обсуждаемой проблемы является и конструирование надежных методов прогноза поведения личности в группе.

Описание работы

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

2. Этапы и направления исследований малых групп в нашей стране.

3. Методологический принцип деятельности.

4. Заключение

5. Список литературы.

Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной.

Исходная точка анализа датируется 1897 г. В этом году американский психолог Н. Триплет опубликовал Результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. В 20-е годы в Германии В. Меде и в США Ф.Оллпорт во многом продолжили линию исследований, начатую Н. Триплетом.

Кроме того, Ф.Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы.

Согласно Ф.Оллпорту, реально существовали лишь отдельные индивидуумы; что же касается групп, то они трактовались им как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Подчеркивалось также, что «групповое сознание» не отражает ничего кроме сходства между сознаниями индивидуумов.

Последние не могли быть частями группы, поскольку последняя, как утверждалось, существует лишь в сознании людей.

Свой отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпорт мотивировал отсутствием адекватных методов исследования.

Со временем в процессе накопления научных знаний и в связи с прогрессом техники исследования подобная точка зрения на природу группы была преодолена и возобладаюшим стало представление о группе как некоторой социальной реальности, качественно отличной от составляющих ее индивидуумов.

Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х -- началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.

Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин.

Он явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены знаменитые опыты Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства и оригинальное исследование изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии.

Из школы К. Левина вышли многие ведущие западные специалисты в области психологии малых групп, а основанный им исследовательский Центр групповой динамики при Мичиганском университете (США) является крупнейшим на Западе.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, о поисках эффективных приемов управления группами.

В первое послевоенное двадцатилетие оформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, а экспериментальные (главным образом лабораторные) парадигмы достигли высокой степени совершенства.

Иной характер носили следующие полтора десятилетия. Происходил бурный рост исследований.

Со второй половины 70-х годов в подходе к изучению группы делается акцент на поведении личности в группе, больший интерес к диадным отношениям, нежели к выявлению собственно групповых характеристик, в сфере конкретной эмпирической работы -- преобладание лабораторного экспериментирования над работой с естественными группами в реальных жизненных ситуациях.

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Дискуссия, которая постоянно возникает в литературе по поводу ограниченностей социометрического метода, требует краткого напоминания сути концепции. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей.

Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

На основании применения этой методики возникло целое направление исследований малых групп, особенно в прикладных областях.

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспериментах Э. Мэйо.

Суть их состояла в следующем. Компания Вестерн Электрик столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей сложности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различные этапы, но здесь воспроизведена лишь основная схема эксперимента. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе -- при неизменной освещенности -- производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.

Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифицировать эксперимент и провести еще несколько добавочных исследований: теперь изменялась уже не только освещенность, но значительно более широкий круг условий труда(помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.).

При введении всех этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный.

Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабилъности -- потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в частности, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании.

Что же касается теоретического значения открытий Мэйо, то оно состоит в получении нового факта -- существования в малой группе двух типов структур, открывшего широкую перспективу для исследований. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее«психологическое» направление исследований малых групп и связана ос именем К. Левина. Американский период деятельности Левита после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетсском технологическом институте специального Центра изучения групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным «теорию поля».

Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований по-лучила название «групповой динамики». Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Как и все психологическое наследие К. Левина, «групповая динамика» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли.

Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Интеракционистская концепция предполагает, что все аспекты группового поведения могут быть описаны, исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами. Выполненные в рамках данного направления работы в основном посвящены исследованию структурных аспектов группы.

Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно.

Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных, в частности, в исследованиях такого известного специалиста, как Р. Кэттелл, предложившего одну из теорий группового поведения.

На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских подхода.

Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов марксистской психологии -- принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них, прежде всего, следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского, наиболее разработанную на сегодня в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую недавно дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе. Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М.Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г.М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов в совместной деятельности. Идеи деятельностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений.

Социометрическое направление. Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. . он сконструировал различные социометрические процедуры и включил эмпирический метод в содержательный теоретический контекст - это не имеет аналогов в западной социальной психологии, где применение социометрии как метода изучения межличностных отношений, по мнению самих зарубежных авторов, давно уже «отвязано» от какой-либо серьезной теории.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский, в 60-70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной. по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

Таким образом, преобладающая на сегодня за рубежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникновении подходов, в стирании строго очерченных концептуальных рамок, в разработке локальных теоретических конструкций, не претендующих на широкие, общегрупповые обобщения, но скорее призванных объяснить довольно узкий круг эмпирических фактов, относящихся, к тому или иному отдельному групповому феномену, реже -- к нескольким из них.

Прослеживая историю становления в нашей стране психологии малых групп и коллективов и отмечая достигнутый в последние десятилетия прогресс в развитии теории и эмпирических разработок, необходимо отметить, что проблематика группового развития нуждается в дальнейшей разработке, в особенности тот ее раздел, который относится к характеристикам высшего уровня жизнедеятельности группы -- коллектива. Другим «узким» местом в изучении группы является рассмотрение ее как совокупного субъекта совместной деятельности с присущими ему специфическими атрибутами. Так же к числу слабо разработанных вопросов групповой психологии относится эмпирическое изучение малой группы как элемента более крупной социальной общности (например, социальной организации), испытывающего ее влияния и в свою очередь способного оказывать влияние на макросоциум.

Классификация малых групп: условные, реальные, формальные, контактные, открытые, диффузные, референтные. Динамика развития малых групп - от номинальной до коллектива

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МАЛЫХ ГРУПП

Исследование американским психологом Н. Триплетом эффективности индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в группе, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.

Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире - эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной социальной психологии. В 20-е годы XX в. усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (В. Меде, Германия и Ф. Олпорта, США) во многом продолжили линию исследований, начатую Н. Триплетом 1 .

Ф. Олпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ рассматривать группу как определенную реальность Олпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками.

В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидов.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к 30-м - началу 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных и полевых условиях и первыми серьезными попытками разработки

Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб, пособие/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.Я. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2001.

теории группового поведения. Так, М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и поддержания внутреннего равновесия и сплочения).

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником научного направления, известного под названием «групповая динамика». Под его руководством было проведено изучение групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. Левин одним из первых стал изучать феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

Вторая мировая война стала переломным моментом в развитии психологии малых групп. В этот период возникает практическая потребность в изучении закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.

К началу 70-х годов XX в. определились девять подходов в изучении психологии групп: теория поля, теория систем, интеракцио- нистский, социометрический, психоаналитический, общепсихологический, эмпирико-статистический и формально-модельный подходы, теория подкрепления.

В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников Русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужного.

После Гражданской войны стал усиливаться интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы выделяются имена таких психологов, как П.П. Блонский и Д.Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роль, механизм, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.

Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работах Макаренко реализованы (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития . В этих исследованиях рассматривались феноменология малой группы, ее организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой деятельности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.

Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т.д.

70-е годы XX в. составили второй этап в развитии отечественной психологии групповой деятельности. В это время оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в эти годы подверглась проблематика исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

На протяжении третьего этапа (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появился ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Четвертый этап связан с событиями 90-х годов, изменением общественного строя в Восточной Европе и СНГ, усилением интереса к этническим, политическим и конфессиональным аспектам функционирования социальных групп.

Анализ исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это деятельностный, социометрический, параметрический и организационноуправленческий подходы.

  • Макаренко Л.С. Проектировать лучшее в человеке. - Минск: Университетское, 1989.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины