Принцы государственного управления сферой туризма. Государственное управление туризмом в российской федерации калинина лариса евгеньевна

Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные

1 Решение Совета депутатов г. Дубны МО от 24.12.2009 № РС-15-107/38 (ред. от 14.11.2013) «Об утверждении муниципальной целевой Программы «Развитие индустрии туризма на территории г. Дубны на 2010-2014 годы» http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание - целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т.е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения.

Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т.е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления:

  • 1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти;
  • 2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность);
  • 3) системность.

Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление - это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и ир.). Более конкретно - это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающих изложенные положения.

  • 1. Государственное управление в широком понимании - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т.д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.
  • 2. Государственное управление в узком понимании - это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании.

Государственное управление в узком смысле - это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие управлению как особому виду государственной деятельности.

Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:

  • ? государственная управленческая деятельность - это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
  • ? область государственного управления - это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социальнокультурной и административно-политической областях);
  • ? отрасль государственного управления - это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;
  • ? сфера государственного управления - это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;
  • ? орган государственного управления (исполнительной власти) - это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Поскольку государственное управление осуществляется и посредством принуждения, то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера:

  • ? суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
  • ? мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации;
  • ? общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять важные государственно-управленческие функции 1 .

Государственное управление в сфере туризма также можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах. В широком смысле государственное управление в сфере туризма - это разновидность социального управления, осуществляемого путем целенаправленного, организующего и распорядительного воздействия государства на сферу туризма с использованием его институтов, принадлежащих к различным ветвям и уровням публичной власти в целях надежного существования и устойчивого развития сферы туризма.

В узком смысле государственное управление в сфере туризма - это административно-управленческая деятельность Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма, их должностных лиц, направленная на обеспечение задач, функций, полномочий и основных направлений деятельности единой системы исполнительной власти Российской Федерации. К органам исполнительной власти, реализующим функции публичного управления, относятся и исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований (местная администрация, ее органы и структурные подразделения).

В процессе осуществления социального управления происходит упорядочение сферы туризма, согласованное функционирование ее элементов, поддержание должного режима их деятельности, а также взаимодействие сферы туризма с внешней средой. Управление обеспечивает надежное существование и устойчивое развитие сферы туризма. Поэтому связи

1 Цит. по: Бахрах Д.Н. Административное право. Электронный учебник http:// www.be5.biz/pravo/а002/63.htm управления носят системообразующий характер и их частичная или полная утрата может превратить сферу туризма в неорганизованную совокупность элементов (разрушить систему).

В теории социального управления предлагается различать следующие типы систем управления: государственное, гражданское и муниципальное.

Они характеризуются разным соотношением управленческих функций: одна из сложных функций является доминирующей, а другие - обслуживающими по отношению к ней. В гражданских организациях центральной является функция целеполагания, особенно ее количественный аспект. В государственном управлении главной является функция регламентации, а объектом управления, как правило, - однородная деятельность управляемых субъектов, выделяемая по разным основаниям. Муниципальное управление имеет черты как государственного, так и гражданского управления, т.е. является смешанным. В муниципальном управлении, как и в государственном, присутствует функция регламентации деятельности граждан, однако здесь также велика функция целеполагания, например при обеспечении нужд граждан 1 .

Исполнительную власть и государственное управление можно охарактеризовать как сущность и содержание, государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть, т.е. государственное управление является содержанием деятельности органов исполнительной власти 2 .

Система государственного управления в сфере туризма включает в себя следующие элементы: цели, задачи, субъекты, объекты, персонал управления; правовая регламентация построения и функционирования субъектов управленческой деятельности; компетенция субъектов управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности; управленческие (административные) процедуры.

Механизм государственного управления в сфере туризма, как и в других сферах жизнедеятельности общества и государства, состоит из субъектов управления, функций, форм, методов и стадий управленческой деятель-

  • 1 См.: Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. М. : Норма, Инфра-М; 2011. 320 с.; Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: Фундаментальный курс. М., 2004.
  • 2 См.: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л. Л. Попова. - М.: Норма, Инфра-М, 2011; Административное право России: учебник. - М., 2010; Кадимое С.Т. Проблемы государственного управления в современной России: дис. ... канд. полит. наук. М., 1998; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997; Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. - М., 2000.

ности. Участвующие в управленческом процессе элементы объединяются в систему посредством соответствующего нормативного регулирования, а возникающие между ними связи обеспечивают надлежащее функционирование управления .

К основным функциям государственного управления в сфере туризма можно отнести следующие функции .

1. Информационное обеспечение сферы туризма. Данная функция заключается во внедрении и развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность органов государственного и муниципального управления в целях повышения качества и доступности предоставляемых публичных услуг. К этой функции следует отнести и необходимость создания, обеспечения функционирования государственной автоматизированной туристской информационной системы, а также ситуационно-распределительных центров, осуществляющих мониторинг безопасности туризма и информирование туристов, туроператоров и тур- агентов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания.

Важная информационно-пропагандистская функция государства - содействие развитию туристско-информационных центров на территории Российской Федерации, а также просвещение и информирование населения по вопросам развития туризма в Российской Федерации.

  • 2. Прогнозирование и моделирование в сфере туризма. Эта функция заключается в определении приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в том числе принятие концепций, доктрин и стратегий развития туризма или его отдельных аспектов. Разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых и иных программ развития туризма также относится к данной функции.
  • 3. Бюджетное и иное планирование в сфере туризма. Указанная функция включает в себя деятельность по разработке докладов об основных результатах и направлениях деятельности национальной туристской администрации, текущих и долгосрочных планов осуществляемых ею мероприятий в установленной сфере деятельности. Кроме того, функция предусматривает планирование бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ развития туризма, на государственную поддержку социального и иных приоритетных видов туризма в Российской Федерации, обеспечение финансирования мероприятий, направленных на формирование образа России как страны, благоприятной для туризма, продвижение внутреннего и въездного туризма.
  • 4. Организация1 структуры публичного управления. Функция представляет собой определенный управленческий процесс, направленный на формирование и оптимизацию структуры, сфер деятельности, задач функций и полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма, а также структуры исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, определение их прав и обязанностей в сфере туризма. Неотъемлемой частью процесса организации управленческой деятельности является четкое разграничение сфер деятельности, функций и полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти в сфере туризма, а также определение характера участия саморегулируемых организаций в реализации отдельных функций государственного управления в сфере туризма.
  • 5. Распорядительство. Функция предполагает оперативное регулирование управленческих отношений в сфере туризма, разработку и принятие административных актов органов государственного и муниципального управления в сфере туризма, направленных на эффективное исполнение должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими, устранение административного усмотрения, ликвидацию дублирования административных функций.
  • 6. Руководство. Данная функция включает в себя разработку правил и процедур действий должностных лиц органов исполнительной власти в сфере туризма в установленной сфере деятельности, например при формировании и ведении единого федерального реестра туроператоров; информировании об угрозе безопасности туризма в стране (месте) временного пребывания.
  • 7. Координация. Функция координации направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти в сфере туризма и иных государственных и муниципальных органов, а также объединений граждан и юридических лиц для достижения общих целей и задач государственного управления (административные договоры, рабочие и экспертные группы, общественные советы, координационные совещания и другие формы взаимодействия).
  • 1 Организация - деятельность по упорядочению связей, субординации и координации усилий в процессе достижения определенной цепи (Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения// Антология уральской цивилистики. - М., 2001. С. 159). В понятии «организация» фиксируется два аспекта: структурная упорядоченность (взаимосогласованность взаимодействия более менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением) и эволюционная направленность (совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого) (См.: Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - СПб., 1999. С. 194).
  • 8. Контроль и надзор. Функция по контролю и надзору в сфере туризма есть установление соответствия или несоответствия фактического состояния сферы туризма, системы государственного управления туризмом требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования сферы туризма, установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления с точки зрения целесообразности и законности.
  • 9. Регулирование в сфере туризма. Данная функция включает в себя установление субъектами государственного управления в сфере туризма общеобязательных требований и процедур для объектов государственного управления в целях надежного существования и устойчивого развития сферы туризма (например, правила обеспечения безопасности туризма, порядок расторжения договора о реализации туристского продукта при наличии угрозы безопасности туристов, нормирование в сфере охраны окружающей среды, требования обязательной классификации объектов туристской индустрии и т.д.).
  • 10. Учет в сфере туризма. Функция учета - это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию, функционирование и развитие государственного управления в данной сфере (учет туроператоров в рамках единого федерального реестра туроператоров, официальный статистический учет в сфере туризма, налоговый учет гостиниц и иных средств размещения туристов, применяющих налог на вмененный доход, государственная регистрация прав на объекты туристской индустрии, относящиеся к недвижимому имуществу, государственная регистрация резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон и др.).

Так, наличие официального статистического учета в сфере туризма (статистика туризма) обеспечивает информационные потребности государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о состоянии и развитии туризма, туристской индустрии и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также об оценке туристских потоков, антропогенной нагрузке на туристские ресурсы, объекты туристской индустрии и окружающую среду, степени удовлетворения туристского спроса и соответствия потребностям.

Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма (далее «туристская политика», «туристская политика России») сформулированы в Законе о туристской деятельности. Вместе с тем, изменения в политической, социально-экономической жизни нашего общества, опыт функционирования российского и мирового туристских рынков требуют новых подходов к реализации государственной политики в этой сфере.

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

  • ? содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • ? определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • ? формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • ? осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

На основе данных нормативных принципов в научной литературе определяют публичный интерес в сфере туризма, который заключается в необходимости:

  • а) обеспечения личной безопасности туристов, защиты их нрав и законных интересов в России и за рубежом;
  • б) осуществления эффективного контроля за качеством и безопасностью услуг туристской индустрии, обеспечения их доступности для социальных туристов;
  • в) надежности, стабильности и предсказуемости функционирования национального туристского рынка, наличия на нем конкуренции, защищенности экономических интересов Российской Федерации и российских предпринимателей, в том числе на иностранных рынках;
  • г) устойчивости и результативности функционирования системы государственного управления сферой туризма, предоставления гражданам качественных и доступных публичных услуг;
  • д) укрепления законности и общественного порядка, эффективного противодействия разнообразным проявлениям «теневого права» в сфере туризма, обеспечения адекватности законодательства о туристской деятельности современному уровню развития туризма в мире, его стабильности и непротиворечивости (далее также - правовая безопасность в сфере туризма);
  • е) сохранности окружающей среды, материальных и духовных ценностей общества, в том числе туристских ресурсов мест временного пребывания туристов для настоящих и будущих поколений граждан Российской Федерации;
  • ж) обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  • з) создания благоприятных условий для развития туристской индустрии, формирования современной инфраструктуры туризма;
  • и) надлежащего информационного обеспечения сферы туризма, усиления роли и значения туризма для физического, интеллектуального и духовного развития граждан России;
  • к) взаимовыгодного международного сотрудничества и партнерства Российской Федерации и других государств в сфере туризма 1 .

Регулирование и охрана публичных интересов в сфере туризма осуществляется различными отраслями права и в первую очередь правом административным, которое определяет пределы (границы) самодеятельности субъектов сферы туризма, сферу их личной свободы, определенным образом нормирует общественные отношения в сфере туризма, устанавливает оптимальные модели (стандарты) взаимодействия субъектов исполнительной власти, с одной стороны, и граждан и юридических лиц - с другой. Регулируя публичные отношения, административное право определяет обязанность правящей власти оказывать гражданам публичные услуги и регламентирует взаимодействие между органами власти и лицами, пользующимися данными услугами. Совокупность сюда относящихся юридических норм составляет право публичных служб 2 .

Публичный интерес в сфере туризма не ограничивается только публичными отношениями. Он оказывает значительное влияние на частноправовую сферу, в определенных случаях вторгаясь в «предмет ведения» частного права. Так, некоторые публично-правовые функции выполняют публичный договор (ст. 426 ГК), финансовое обеспечение ответственности туроператоров, страхование граждан, выезжающих за рубеж, процедура расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с действием угрозы безопасности (ст. 14,17,17.1 Закона о туристской деятельности).

Несмотря на наличие определенных тенденций, свидетельствующих об усилении в сфере туризма роли и значения публичного интереса, его влияние на данную сферу не может быть безгранично. Чрезмерное «увлечение» методами публичного права так же вредно для развития сферы туризма, как и полное отсутствие государственного регулирования. Поэтому здесь следует строго руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, которая заключается в том, что баланс публичных и частных интересов признается одним из основополагающих конституционных принципов, на котором должно быть основано правовое регулирование отношений с участием государства. Оптимальна такая модель установления баланса интересов, при которой общественные интересы, формируясь из системы частных мотивов и являясь их составной частью, лежат в основе государственных. Государство должно учитывать частноправовые интересы в качестве самостоятельной конституционной ценности и находить точку равновесия между ними 3 .

  • 1 Писаревский Е.Л. Административно-правовое обеспечение безопасности туризма в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. юрид. наук.: М, 2011, с. 65.
  • 2 См.: ЕчистратовЛ.И. Административное право. - М.: типография И. Д. Сытина, 1911.
  • 3 См.: Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Российская газета. 2005. № 159.
  • См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. -М., 2009. С. 12.; Атаманчук Г.В. Управление в жизнедеятельности людей (очерк проблем). - М., 2008. С. 42, 62; Административное право России / под ред. Н.М. Конинаи Ю. Н. Старилова. - М., 2010. С. 21,28; Глазунов Н.И. Система государственного управления. - М., 2002; Пикулъкин А.В. Система государственного управления. - М., 1997.
  • См.: Административное право России / под ред. Н.М. Конина и Ю.Н. Старинова. -М„ 2010. С. 39-43.

Учебник. Под общ. ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 192 с.

Авторский коллектив: Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Писаревский Е.Л., Чудновский А.Д., John J. Downes, Marc McDonald, Pamella A. Seay, Tom Margiotti, Alfredo Valdes-Bango, Gianluca Rossoni, Jackie Tanti Dougal, Klaus Tonner, Marieke Timmerman, Piotr Cybula, Stephan Keiler, Doug Crozier, Larry Gore, Phil Cameron, Tim Law, Tom Dickerson, Uta Stenzel, Eugenio del Busto, Goretti Sanches Lima, Graciela Giiidi, Pamella A. Seay.

В учебнике представлены систематизированные знания об истории становления, современном состоянии и перспективах развития государственного и муниципального управления в сфере туризма в нашей стране и в мире. В учебнике рассмотрены основные направления государственной политики, статус и компетенция субъектов публичного управления, основные формы и методы государственного регулирования туристской деятельности. Особое внимание уделено актуальному международному и наиболее эффективному иностранному опыту публичного управления в сфере туризма. Для этих целей в подготовке учебника принимали участие ведущие эксперты - члены Всемирного форума юристов, работающих в сфере правового обеспечения туризма и путешествий (IFTAA).

Для студентов вузов по направлениям «Туризм» и «Государственное и муниципальное управление», преподавателей, специалистов в сфере публичного управления туризмом, а также всех интересующихся данной проблематикой.

Сокращения
Глоссарий
Введение

Глава 1. Общая характеристика государственного и муниципального управления в сфере туризма в Российской Федерации
§1. Государство и туризм
§2. Понятие и сущность государственного и муниципального управления в сфере туризма
§3. Государственное и муниципальное управление как научное направление и учебная дисциплина
Контрольные вопросы к главе 1

Глава 2. Организация государственного управления в сфере туризма в Российской Федерации
§1. Организационная структура государственного управления в сфере туризма в Российской Федерации
§2. Компетенция органов государственного и муниципального управления в сфере туризма
§3. Государственная и муниципальная служба в сфере туризма
§4. Юридическая ответственность и обеспечение режима законности в публичном управлении в сфере туризма.
Контрольные вопросы к главе 2

Глава 3. Особенности осуществления некоторых государственных функций (полномочий) в сфере туризма
§1. Государственное регулирование и управление в области организации туристской индустрии
§2. Государственное регулирование и управление в области продвижения внутреннего и въездного туризма
§3. Государственное регулирование и управление в области качества туристских услуг
§4. Государственное регулирование и управление в области осуществления инвестиционной деятельности в сфере туризма
Контрольные вопросы к главе 3

Глава 4. Международный и зарубежный опыт публичного управления сферой туризма
§1. Международный опыт публичного управления в сфере туризма
§2. Опыт публичного управления в некоторых иностранных государствах
Контрольные вопросы к главе 4

Литература
Приложения

Регулируется:

ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» + региональное законодательство (например, Закон Краснодарского края от 25 октября 2005 г. N 938-КЗ "О туристской деятельности в Краснодарском крае")

Принципы государственного управления в сфере туризма:

1) принцип доступности туризма;

2) принцип обеспечения безопасности граждан при занятии туризмом;

3) принцип государственной поддержки туризма;

4) принцип международного сотрудничества в сфере туризма;

5) принцип обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов;

6) принцип приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма;

7) принцип гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер к государственному управлению туризмом;

8) принцип охраны природы, исторических и культурных ценностей при осуществлении туристской деятельности.

Органы, занимающиеся управлением в сфере туризма:

Министерство культуры РФ, которому подконтрольно Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

2) информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

3) осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

4) в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Агентства;



5) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Агентству;

6) осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

7) осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

8) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности;

9) создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

10) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

11) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

12) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

13) организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

14) реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

15) осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

16) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций

Билет № 36

1.Государственный контроль в сфере исполнительной власти.

Исходя из установленного Конституцией разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:

1. президентский контроль;

2. контроль законодательных (представительных) органов власти;

3. контроль в системе органов исполнительной власти;

4. судебный контроль.

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации

Согласно ст. 114 Конституции и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации», оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Предложения указанных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту страны о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой(специализированный) контроль, например, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Большинство же федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономики, государственного имущества, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств - одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерствам финансов, экономики и Центральному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса рубля.

Контроль в сфере правопорядка осуществляют министерства юстиции, внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство экономики, Федеральная служба лесного хозяйства.

Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль - непременная часть управляющих воздействий руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.

В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты, управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.

2. Государственное управление в области труда, занятости и социальной защиты.

Трудовой кодекс

ФЗ "О прожиточном минимуме "

ФЗ "О государственной социальной помощи "

ФЗ "О занятости населения "

Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России), согласно Положению о нем, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную поли­тику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Основными задачами Министерства являются:

разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения,

повышению уровня жизни и доходов населения,

развитию социального страхования, кадрового потенциала,

совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства,

организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания,

улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,

становлению и развитию государственной службы,

совершенствованию

законодательства о труде, занятости и социальной защите населения.

Решения, принимаемые Минтрудом России, а также разъяснения по применению нормативных правовых актов в области труда и соци­ального развития обязательны для всех.

Федеральная государственная служба занятости населения, действующая в составе Минтруда России, свою деятельность направляет на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, инфор­мирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содейст­вия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в по­исках работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодате­лям в подборе необходимых работников;

организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации безработных граждан;

осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы заня­тости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Государственное регулирование развития туризма в Российской Федерации подразумевает воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для осуществления нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Новиков В.С. отмечает, что этот процесс включает в себя мероприятия по разработке государственной политики регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях.

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. Схема формирования государственной политики на основе стратегического планирования развития туризма.

Система государственного регулирования туризма в Российской Федерации опирается на Федеральный закон от 24.11.1996 г. No 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Амирханова Е.А. выделяет основные принципы государственного регулирования туризма . Так, основными принципами государственного регулирования туризма и туристской индустрии (далее «государственное регулирование туризма») являются:

  • 1) защита прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе обеспечение их безопасности при занятии туризмом;
  • 2) развитие туризма и индустрии туризма как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации;
  • 3) формирование представления о Российской Федерации как о стране, благоприятной для развития туризма;
  • 4) обеспечение устойчивого развития туризма на территории Российской Федерации;
  • 5) согласованность, а также обеспечение баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии;
  • 6) приоритетная поддержка малого предпринимательства в области туризма;
  • 7) развитие конкуренции и недопущение монополизма на туристском рынке Российской Федерации;
  • 8) гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туризма;
  • 9) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования туризма;
  • 10) единство системы государственного регулирования туризма.

Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма (туристская политика Российской Федерации) является составной частью социально-экономической политики Российской Федерации и включает в себя совокупность принципов норм, целей, задач, методов и приоритетов, которыми руководствуется государство в своей деятельности по развитию туризма и туристской индустрии в Российской Федерации.

Целью туристской политики Российской Федерации является обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации в области туризма посредством создания в Российской Федерации современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в разнообразных и качественных услугах.

Туристская политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Государственное регулирование туризма в Российской Федерации решает следующие основные цели в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке туризма (ст. 4 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»):

  • ?обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • ?охрана окружающей среды;
  • ?создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • ?развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

  • - определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • - нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • - разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • ?содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • - защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  • - содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • - развития научных исследований в сфере туризма;
  • - стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
  • - формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также реестр);
  • - информационного обеспечения туризма;
  • - создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • - оказания государственных услуг в сфере туризма;
  • - взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляет государственное управление туризмом в Российской Федерации.

Государственное регулирование туризма осуществляется посредством:

  • ?установления порядка создания и деятельности органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное управление туризмом в Российской Федерации;
  • ?установления общих правил осуществления различных видов предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии и осуществления контроля и надзора за ее осуществлением;
  • ?установления особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов туристской индустрии;
  • ?лицензирования туроператорской и турагентской деятельности;
  • ?технического регулирования в сфере туристской индустрии, а также иного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в области туризма для граждан, общества и государства;
  • ?разработки и реализации целевых, инвестиционных и других программ, концепций и проектов в области туризма;
  • ?налогового регулирования;
  • ?таможенных, валютных, миграционных, санитарно-эпидемиологических формальностей (туристские формальности);
  • ?государственной поддержки приоритетных видов туризма и деятельности субъектов туристской индустрии;
  • ?государственного протекционизма;
  • ?информационного обеспечения туризма;
  • ?статистического наблюдения в области туризма и туристской индустрии;
  • ?установления квалификационных требований к подготовке кадров в области туризма;
  • ?защиты прав и интересов участников отношений в области туризма и туристской индустрии;
  • ?иных мер экономического и административногохарактера, в том числе предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке туризма выдвигаются программы развития туризма в Российской Федерации.

Для развития туризма в Российской Федерации разрабатываются стратегии, концепции развития туризма, а также целевые, адресные, инвестиционные и другие программы и региональные программы развития туризма.

Программы развития туризма могут носить краткосрочный (до 3 лет), среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный характер (10-15 лет).

Основные составляющие программы включают обоснование ее разработки, цели, задачи, сроки реализации, систему программных мероприятий, ресурсное обеспечение, механизм реализации и контроля и ожидаемые социально-экономические результаты.

В программах предусматривается:

  • 1. Создание условий для развития и обновления материально-технической базы туризма, в том числе посредством бюджетного инвестирования, предоставления субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся развитием внутреннего и въездного туризма.
  • 2. Определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации (субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и т.д.) и повышение эффективности использования существующей материально-технической базы туристской индустрии.
  • 3. Разработка и внедрение нормативных правовых актов в области туризма и деятельности субъектов туристской индустрии.
  • 4. Проведение налоговой, инвестиционной и ценовой политики, стимулирующих развитие внутреннего, социального и въездного туризма.
  • 5. Расширение межотраслевой и межрегиональной координации в области туризма, а также контактов с иностранными государствами.
  • 6. Научное и информационное обеспечение туризма.
  • 7. Поддержка малого предпринимательства области туризма;
  • 8. Создание условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, занимающихся обслуживанием туристов.
  • 9. Развитие социального, самодеятельного и других видов туризма.

Российская туристская отрасль в последние годы оказалась в центре всеобщего внимания. Последнее время на российском рынке появляется все больше компаний, работающих в области туризма: на данный момент их количество достигает 9000, хотя фирм, в действительности работающих в этом сегменте российской экономики, намного меньше -около 6000. Из них чуть больше 30 компаний реально контролируют рынок, каждая из них обслуживает более 5000 туристов в год. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), ранее известного как Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), это одна из наиболее прибыльных отраслей российской экономики: по результатам деятельности за 2010года прибыль предприятий туризма увеличилась в 2,2 раза по сравнению с 2008 годом .

Однако ситуация в отрасли по-прежнему является критической. Во-первых, на российском туристском рынке работает слишком много мелких фирм, предоставляющих услуги низкого качества и не имеющих представления о стандартах сервисной индустрии, принятых во всем мире. Это является следствием общего состояния индустрии гостеприимства в России.

В государственном управлении индустрией туризма России принимают участие координирующие органы, такие как Президент РФ, Правительство РФ, органы отраслевой и межотраслевой компетенции и государственные органы власти субъектов Российской Федерации.

Система управления туризмом в Российской Федерации представлена в Приложении Б.

Президент Российской Федерации занимает в системе государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными, судебными и иными государственными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он формально не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В данной связи определяющим является положение о том, что Президент устанавливает основные направления политики государства, а значит, и направления в социально-культурной и экономической сферах, в частности в сфере туризма.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ на Президента РФ возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей. На основании данной нормы можно говорить о том, что все законы, в том числе и в сфере туризма, должны быть подписаны Президентом РФ и обнародованы.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, соответственно в сфере туризма нормотворческая деятельность главы государства также важна. Особое значение среди указанных нормативно-правовых актов Президента РФ имеет Указ от 25.04.1994 No 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». В целях обеспечения государственных интересов в сфере туризма и создания условий для развития международного и внутреннего туризма в Российской Федерации в указываемом правовом акте одной из приоритетных задач государства признается всемерная поддержка развития туризма в Российской Федерации. Важно отметить, что с середины 1990-х гг. Президентом РФ не было принято ни одного нормативно-правового акта, регулирующего отношения в сфере туризма или направленного на совершенствование туристской деятельности в России. Большая часть таких актов принимается Правительством РФ, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а также Федеральным агентством по физической культуре и спорту. В соответствии со ст. 1 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»Правительство Российской Федерации -высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Как орган исполнительно-распорядительного характера Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение законодательства РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. В качестве полномочия общего характера за Правительством РФ закрепляется регулирование в социально-экономической сфере (к данной сфере относится и туризм). Кроме этого, Правительство РФ среди большого количества полномочий специального характера разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы. Как видно, государство воспринимает туризм исключительно как сферу межотраслевого управления, где приоритетными являются физическая культура и спорт. Отраслевым органом государственного управления в сфере туризма является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. Важно отметить, что перечень полномочий Минспорттуризма России в сфере физической культуры и спорта достаточно подробно разъяснен, тогда как в сфере туризма весьма обтекаем. В частности, за Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ закреплено право самостоятельного принятия нормативно-правовых актов:

  • 1)в сфере физической культуры и спорта -нормативно-правовых актов, содержащих перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации; порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта; общие требования к содержанию положений о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях; Единую всероссийскую спортивную классификацию и положение о ней; положение о спортивных судьях; положение о присвоении почетных спортивных званий; порядок проведения обязательного допингового контроля; типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта; общие принципы, критерии формирования и порядок утверждения списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и многие другие;
  • 2) в сфере туризма -нормативно-правовых актов «по другим вопросам установленной сферы деятельности».В целом полномочия Минспорттуризма России в сфере туризма свелись к координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации (п. 5.3 Положения «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»). При этом важно отметить, что законодатель не разъясняет, какие конкретно направления может координировать Минспорттуризм. Осуществление государственного управления в сфере туризма по остаточному принципу является шагом назад для развития туризма как экономической отрасли. Эта сложная сфера требует особого внимания и контроля со стороны государства. Объединение данной сферы со спортом и молодежной политикой свидетельствует о том, что государство рассматривает туризм как социальный институт, при этом выпуская экономическую составляющую.

В России постоянно меняются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма. За десятилетний период в России проведено, по меньшей мере, десять преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма. В настоящее время ответственным за развитие туризма в России является Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм),создано указом Президента России от 18.11.2004 г. No 1453 .В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по туризму, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 No 901 , Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

В настоящее время наблюдается постоянный и быстрый рост объема туристской деятельности, что приводит к тому, что многими странами туризм рассматривается как один из важных факторов развития государства. Несомненно, этот факт представляет интерес для структур, на государственном уровне определяющих направление развития и методы стимулирования наиболее перспективных отраслей экономики. Обратив внимание на туристскую отрасль, государственные органы в странах, где туризм обладает значительным потенциалом развития, предприняли ряд мер, которые могли бы способствовать увеличению объемов туристской деятельности. Положительную роль в увеличении туристских потоков сыграл, например, тот факт, что после окончания Второй мировой войны политика властей в европейских странах была ориентирована на упрощение визовых формальностей при пересечении границ. Так в послевоенные годы впервые проявилось вмешательство государства в развитие туристской отрасли.

Однако необходимость участия государства в регулировании туристской сферы не определяет сама по себе степень этого участия. В странах с развитой рыночной экономикой, отлаженным хозяйственным механизмом и развитым законодательством, учитывающим интересы как общества в целом, так и отдельных его групп, в том числе производителей и потребителей туристского продукта, вмешательство государственных органов может быть минимальным. Именно такая тенденция наблюдается в настоящее время в Европе и Северной Америке, где государственный сектор все больше отрывается от отрасли туризма, передавая свои традиционные полномочия местным властям и частному сектору. В странах же с неустойчивой экономикой необходимо повышенное внимание со стороны государства к туристской сфере, поскольку это отчасти поможет нейтрализовать негативные воздействия кризисов. Устранение государства от участия в регулировании деятельности туристской отрасли нарушает хрупкое равновесие во взаимоотношениях между производителем и потребителем туристского продукта, причем страдают в основном потребители.

Очевидно, что государство призвано играть главенствующую роль в развитии отраслей, признаваемых приоритетными для данной страны. Формы и границы такого участия каждая страна определяет самостоятельно исходя из реальных возможностей, общих приоритетов и соотношения спроса и предложения, складывающегося на внутреннем рынке. Таким же образом решаются вопросы о сотрудничестве с частным сектором: в каких областях его можно признать наиболее значимым, и какие формы оно должно принимать для обеспечения максимальной эффективности.

В конце XX в. государственное вмешательство в индустрию туризма в основном ориентировалось на рекламно-информационную деятельность. Распространение средств массовой информации и открытие их возможностей в области рекламы побудили использовать новые технические средства для увеличения потребительского спроса в туризме. По организовать крупную рекламную компанию, деятельность которой направлена на продвижение национального туристского продукта, невозможно без финансовой и организационной поддержки государства.

Когда речь заходит об экономических механизмах государственного регулирования туристской сферы, исходят обычно из тех соображений, что туризм в качестве многоотраслевого комплекса нуждается в координации и регулировании, как никакая другая сфера. Вместе с тем государственное присутствие и регламентация сковывают предпринимательскую инициативу и мешают развитию рыночных отношений. Иными словами, государство должно вмешиваться, когда этого требуют интересы общества и отрасли, и отходить на второй план, позволяя субъектам туристской деятельности действовать самостоятельно, если это необходимо, хотя сочетание строгой регламентации с разумной самостоятельностью представляется непростым делом.

Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних по отношению к туристской сфере воздействий. Необходимость государственного регулирования туризма определяется следующими факторами:

  • - комплексным характером отрасли: элементами индустрии туризма являются средства размещения, предприятия питания, развлекательные учреждения и туристские предприятия - организаторы поездок; кроме того, туризм находится в тесном взаимодействии с другими отраслями экономики - транспорта, торговли, сельского хозяйства, что требует внешнего координирующего вмешательства;
  • - необходимостью сохранения и рационального использования факторов окружающей среды, культурного и природного наследия в сфере туризма, повышения престижа страны в глазах международной общественности, решения проблем безопасности и пр.;
  • - влиянием туристской отрасли на общее состояние экономики страны, определяющееся кроме других факторов прямыми денежными поступлениями от внутреннего и въездного туризма, а также активизацией деятельности в смежных отраслях, в том числе благодаря мультиплицирующему эффекту;
  • - большим воспитательным воздействием туризма, особенно в пределах своей страны, формированием чувства патриотизма; пропагандой национальных туристских ценностей, которая является одним из способов пропаганды государственной модели данной страны, в том числе политического строя, экономики культуры и образа жизни населения.

Каждая из перечисленных причин уже является достаточные основанием для того, чтобы государство обращало особое внимание па туристскую сферу. Кроме того, ряд обстоятельств позволяет отнести туристскую отрасль к отраслям экономики, которые оказывают не локальное, но глобальное воздействие на состояние всей экономики. Безусловно, государственные органы не могуч не учитывать эти моменты при определении сфер первоочередного регулирования.

Вообще, управление рыночной моделью развития туризма с элементами государственного регулирования осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения и, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о само организации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

Таким образом, государственное регулирование развитие туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечение нормальных условий функционирования рыночного механизма реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы.

Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования се цели, задач, основных направлений, выборе инструментов и методов ее проведения. Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственное регулирования развития туризма от других отраслей народное хозяйства заключается в том, что в регулировании деятельности отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.

Государственное регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

  • - координацию и содействие развитию туризма в масштабе планеты, которые осуществляются Всемирной туристской организацией при участии международных правительственных и общественных организаций;
  • - согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейский союз);
  • - согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которая обеспечивается специально созданными государственными органами и общественными ассоциациями туристских организаций.

Параметры развития туристской отрасли, получившей мировое признание в качестве ведущего сектора услуг, устанавливаются государством. Оно же призвано определять юридические и налоговые правила, согласно которым будет функционировать индустрия туризма. К задачам государственных органов в любой сфере деятельности традиционно относят прямое государственное инвестирование или привлечение частных инвестиций для развития необходимой инфраструктуры, особенно в наименее благоприятных с экономической точки зрения регионах. Это способствует выравниванию уровней развития разных экономических зон в пределах страны. Также государство экономически влияет на туризм путем регулирования спроса на туристский продукт и предложения, цен на услуги и доходов населения. Наконец, подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров для сферы туризма также относится к государственным функциям. При этом государственное регулирование должно быть дозированным, поскольку выход за определенные разумные пределы уровня государственного вмешательства тормозит развитие бизнеса.

Основными рычагами государственного регулирования в туристской сфере являются:

  • - разработка законодательной базы, регламентирующей основные вопросы развития туристской сферы, включая экономическое стимулирование развития перспективных видов туризма (обычно это достигается установлением налоговых льгот и особых условий инвестирования), а также разработку правил функционирования туристских предприятий;
  • - разработка антикризисных программ, позволяющих смягчить неблагоприятные последствия неравномерного развития мировых экономических процессов. В целом туристская отрасль показывает более высокую устойчивость в кризисных ситуациях, чем большая часть других отраслей, в том числе благодаря значительной инерционности этой сферы (создание материально-технической базы, обеспечивающей удовлетворение потребностей развития традиционных видов туризма, занимает несколько лет, причем практически нет возможности быстро изменять предложение в соответствии с меняющимся спросом). Договорная практика, широко распространенная в туристской сфере, также способствует смягчению воздействия кризисных явлений. Вместе с тем на туристскую деятельность, как ни на какую другую, влияют факторы, находящиеся вне контроля представителей данной сферы (теракты, изменение политики, в том числе визовой, негативная информация о направлении, случаи массовых заболеваний, изменения климата, колебания курса валют и пр.);
  • - создание условий, благоприятствующих притоку инвестиций в туристскую сферу. Стабильная государственная экономическая политика и разработка стратегии развития туристской отрасли на перспективу наиболее значимые из них;
  • - выравнивание уровней экономического развития регионов с помощью определения приоритетов и размеров государственной поддержки;.
  • - координация темпов развития туристской отрасли и смежных отраслей;
  • - регулирование туристских потоков путем формирования спроса и расширения предложения в области туристских услуг.

Государственное управление туристской отраслью и реализация национальной туристской политики осуществляются обычно путем создания специального административного органа управления туризмом национальной туристской администрации (НТА), роль которого в разных государственных структурах неодинакова. В сфере разработки и реализации туристской политики НТА взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристскими ассоциациями, союзами и другими общественными объединениями и организациями. Однако основным звеном формирования и реализации туристской политики является именно национальная туристская администрация, от усилий которой, степени воздействия на другие органы государственного управления, инициатив в области законодательства, налоговой, финансовой, экономической и социальной сфер зависит успех или неудача реализации туристской политики государства.

В рекомендациях Всемирной туристской организации отмечается, что орган государственного управления туризмом «должен заниматься только туризмом. Это повысит приоритетность задач и значимость данного сектора в государственной структуре».

Административный орган управления туризмом (национальная туристская администрация) должен решать следующие задачи:

  • - организовать эффективное взаимодействие с министерствами и ведомствами, прямо или косвенно соприкасающимися с туристской индустрией и обслуживанием туристов;
  • - убедить другие государственные структуры считаться с интересами туристской отрасли при разработке политики в области бюджета, налогообложения, инвестиций, кредитов, социальной сферы, разработке и принятии крупных программ в сфере экономики, экологии, трудовых отношений и занятости, профессиональной подготовки и т. д.;
  • - обеспечить эффективное взаимодействие с местными органами государственной власти и туристским бизнесом.

Достаточно сложно определить функции административного органа государственного управления в сфере туризма. Анализ зарубежного опыта в этой области показывает, что при выяснении круга полномочий и вопросов, относящихся исключительно к компетенции этого органа, необходимо стремиться решить три основные проблемы: межведомственного взаимодействия, партнерства с туристским бизнесом и общественными объединениями, а также необходимого уровня децентрализации. Национальная туристская администрация должна проявлять свою компетенцию и нести возлагаемую на нее ответственность за состояние и развитие туризма, что проявляется при выполнении следующих функций этого государственного органа:

  • - формирование и обеспечение реализации государственной туристской политики и целевых программ развития туризма;
  • - межотраслевая координация функционирования системы туризма;
  • - разработка нормативных правовых актов и финансово-экономических параметров развития туризма;
  • - лицензирование, сертификация и стандартизация в туристской индустрии;
  • - маркетинг национального туристского продукта; создание представительств органа государственного управления туризмом за рубежом и обеспечение их эффективного функционирования;
  • - организация международного сотрудничества в области туризма;
  • - содействие туристам, туроператорам, турагентам и их объединениям в участии в международных туристских программах;
  • - разработка практических мер но привлечению отечественных и иностранных инвестиций в туристскую индустрию;
  • - разработка механизма инвестиций, вкладываемых государством в развитие приоритетных направлений инфраструктуры туризма;
  • - организация взаимодействия и делового партнерства с туристским бизнесом, объединениями туроператоров, турагентов и туристов;
  • - разработка практических мер по поддержанию отечественных производителей туристского продукта;
  • - содействие туристским предприятиям в работе по внедрению прогрессивных технологий туристского обслуживания;
  • - оказание консультационной помощи субъектам хозяйствования, осуществляющим туристскую деятельность;
  • - разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;
  • - содействие возрождению и развитию традиционных центров туризма, освоению новых туристских районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
  • - формирование системы информационного обеспечения туристской индустрии;
  • - создание и обеспечение функционирования единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
  • - регламентация профессиональной деятельности в туризме;
  • - решение вопросов, связанных с научным обеспечением развития туризма.

Опыт большинства стран свидетельствует о необходимости и целесообразности разделения деятельности органов национальной туристской администрации на две ветви. Одна из них, основная, которую можно назвать бюрократической, охватывает общие вопросы государственного управления: нормативно-правовая база, сбор и обработка статистической информации, координация деятельности туристских предприятий и регионов, международное сотрудничество на межгосударственном уровне и т. д.

Вторая ветвь - маркетинговая, ею занимается, как правило, ведомство, которое подчиняется или входит в состав национальной туристской администрации, но само по себе органом управления не является. В его компетенцию входят все вопросы, связанные с маркетингом национального туристского продукта, направленного на формирование привлекательного имиджа страны и продвижение его на внешних рынках. Причем именно эти направления деятельности получают основную долю государственного финансирования - десятки миллионов долларов в год и сотни специалистов, что гораздо больше, чем выделяется на бюрократическое направление. Есть попытки сделать такие маркетинговые ведомства частично самоокупаемыми, в основном за счет коммерциализации рекламно-информационных услуг. Но в любом случае речь идет лишь о привлечении средств, дополняющих государственные ассигнования.

Национальные туристские администрации тесно взаимодействуют с местными органами власти и частным бизнесом. На это нацелена общая мировая тенденция уменьшения роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и сокращения государственных расходов. В результате такого взаимодействия возникают смешанные государственно-частные институты в сфере регулирования туризма. Их цель - привлечение к выполнению государственных задач средств из частного сектора, поиск взаимовыгодных форм сотрудничества между органами управления различных уровней.

Созданию привлекательного для туризма имиджа государства и продвижению национального продукта, вбирающего в себя все многообразие и неповторимость его туристских возможностей, придается большое значение как в странах, уже завоевавших свое место на международном рынке, так и в странах, появившихся на нем относительно недавно. При этом существуют определенные различия в подходах к организации данной деятельности.

В силу ряда факторов политического и экономического характера в мировой практике существуют разные национальные системы организации, управления и регулирования туризма. С определенной долей условности можно говорить о трех моделях государственного управления туризмом.

Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной самоорганизации. Правительства отдельных стран принимают управленческое решение об отказе от национальной туристской администрации в тех случаях, когда туризм стране вообще не нужен, когда страна занимает прочное положение на международном рынке туризма и является привлекательной для зарубежных туристов либо когда субъекты туристского рынка сознательны и занимают сильные позиции, т. е. способны решать свои проблемы без государственного участия.

Эта модель управления индустрией туризма используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура, ведавшая туризмом). Руководство страны решилось на это но ряду причин:

  • - необходимость сокращения расходов федерального бюджета;
  • - наличие прочных позиций США на международном рынке туризма;
  • - привлекательность страны для зарубежных туристов и уверенность в этой привлекательности;
  • - существование сильных частных компаний в индустрии туризма, способных на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка туризма.

Ликвидация государственной туристской администрации - очень серьезный шаг, для которого необходимы особые условия.

Вторая модель государственного управления туризмом предусматривает наличие сильного и авторитетного государственного органа - министерства, концентрирующего в своих руках контроль над деятельностью всей отрасли. Эта модель очень эффективна, но для ее реализации требуются определенные условия, в частности, значительные финансовые вложения средств в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, государственное инвестирование в туристскую инфраструктуру. Так, египетская государственная туристская администрация в 1999 г. только в Италии потратила на рекламу национального турпродукта около 3 млн долл. США, что привело к огромному эффекту, превосходящему все ожидания.

Организация управления туриндустрией по этой модели распространена в Турции, Алжире, Египте, Тунисе и других не слишком богатых странах, в которых туризм является одним из основных источников валютных поступлений.

Например, в Турции Правительство в 1963 г. приняло решение о создании Министерства туризма, под руководством которого началось финансирование строительства отелей, мотелей, клубов, с его помощью были созданы первые туристские фирмы. С 1970 г. в ведение министерства туризма полностью передано планирование и строительство туристских комплексов. С 1982 г. в Турции действует закон «О поддержке туризма», который носит ярко выраженный публично-правовой характер и содержит как меры государственной поддержки туризма, так и механизм их реализации.

В Алжире в 1963 г. создано министерство туризма. Официальная структура национальной туристской индустрии была изменена в 1979 г. путем реорганизации национальных корпораций, занятых вопросами туристского развития, и создания государственных предприятий. В 1976 г. образована Национальная туристская гостиничная корпорация, на которую возложена ответственность за управление и маркетинг всего туризма в государственном секторе. Тогда же было создано Алжирское национальное управление туристских работ, которое стало заниматься всеми вопросами инфраструктуры, и строительных работ, связанных с развитием туристского сектора.

В Египте министерство туризма, которому поручено руководство развитием и эксплуатацией туристских районов, было образовано в 1973 г. В работе министерства принимают участие Генеральная компания по туризму и гостиницам Египта. Для координации туристских планов был создан Высший совет по туризму, который возглавляется премьер-министром страны.

Управление туристской сферой Марокко также осуществляется специально созданным министерством туризма, поскольку туризм является стратегическим направлением развития экономики страны. Туристская инфраструктура Марокко была создана к концу 80-х гг. XX в. В то время правительство поощряло элитный туризм для состоятельных клиентов, но позднее перешло на поощрение массового семейного туризма, и страна с помощью ценовой политики начала конкурировать даже с Испанией.

В Тунисе существует министерство торговли, туризма и ремесел. В 1973 г. был принят закон о формировании туристских зон, передавший контроль за использованием земли на перспективных территориях государственному агентству. Приняты определенные меры для поощрения инвестиций в туристскую отрасль, в частности, долгосрочные налоговые льготы и символическая плата за аренду земли, что обеспечило рост финансовых вложений в отрасль, в том числе иностранных инвестиций.

Третья модель государственного управления туризмом преобладает в развитых европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого- либо многоотраслевого министерства. Чаще всего это министерство экономического направления. При этом подразделение данного министерства, в компетенции которого находятся вопросы развития туризма, осуществляет деятельность в двух направлениях: занимается глобальными вопросами государственного регулирования (разработкой нормативно-правовой базы, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне, обработкой статистической информации) и маркетинговой деятельностью, участием в выставках, управлением туристскими представительствами за рубежом.

Такая модель избирательного участия государства в управлении туристской индустрией присуща большинству европейских стран, и она наиболее приемлема и близка для России. Государственная турадмини- страция в развитых европейских странах работает во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом для привлечения к выполнению государственных задач финансовых средств из частного сектора, нахождения взаимовыгодных форм сотрудничества между органами управления различных уровней. Следствием реализации этой политики является возникновение смешанных по форме собственности (государственно-частных) институтов в области регулирования туристской деятельности.

Рассмотрим в качестве примера третей модели государственное управление туристской индустрией в некоторых странах.

В Италии государственная туристская администрация переживает длительный и сложный процесс реформирования, который начался с 1993 г. с упразднения министерства туризма. Долгое время Департамент развития и конкуренции туризма подчинялся министерству производственной деятельности, в 2013 г. вопросы туризма отданы в ведение Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма. Основные функции национальной туристской администрации сводятся к координации деятельности региональных турадми- нистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и Евросоюзом). Полномочия местных турадминистраций значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать свои регионы внутри страны и за рубежом. Значительная роль в управлении туризмом в Италии принадлежит Национальному управлению по туризму (EN/T), основные функции которого - рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных туристских администраций.

Государственное управление туристской индустрией во Франции также является примером третьей модели. На уровне исполнительной власти туризм входит в компетенцию министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого находятся Госсекретариат по вопросам туризма. Они и курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений, проводят экономические анализы и исследования, касающиеся туризма. Кроме этого, существует еще целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом и также поддерживаемых государством, например, Французское агентство туристского инжиниринга, Национальный наблюдательный совет по туризму, Национальное агентство по отпускным поездкам и ряд других. Маркетинговой деятельностью и продвижением французского туристского продукта на международном туристском рынке занимается национальная туристская ассоциация «Maison de la France» («Дома Франции»), возникшая в 1987 г. в результате соглашения о партнерстве между местными администрациями, турфирмами, гостиницами, объектами экскурсионного показа.

Основная организация Бельгии, занимающаяся регулированием туризма, Генеральный комиссариат по туризму, образованный в 1939 г.

Он входит в состав Министерства связи. С 1977 г. Генеральный комиссариат был подразделен на три службы: центральная служба, которая в основном ответственна за организацию туризма за границей, и две комиссии по туризму (одна для граждан, говорящих по-французски, другая - по-фламандски), деятельность которых связана с организацией туризма внутри страны, финансовым вмешательством государства, развитием социального туризма и сотрудничеством с компетентными министерствами в вопросах планирования и создания материальной базы туристских услуг. В провинциях созданы туристские федерации и местные туристские управления при магистратах городов и центрах провинций. Эти местные туристские федерации и туристские управления объединяются в Высший совет по туризму и Высший совет по социальному туризму.

В Португалии Государственный секретариат по туризму входит в состав Министерства экономики, инноваций и развития. В 1976 г. была создана Национальная туристская корпорация, среди обязанностей которой - управление гостиницами и турагентствами, а также государственными инвестициями в туристский сектор экономики и торговли. В ведении корпорации находится Национальный институт подготовки специалистов по туризму и гостиничному делу.

Функции управления в области туризма в Канаде возложены на Канадскую комиссию по туризму, которая включена в структуру промышленного отдела Министерства промышленности Канады. Основными задачами Комиссии являются: информирование клиентов, развитие туристской индустрии мирового класса, удовлетворение растущих потребностей туристов, укрепление сотрудничества между различными туристскими организациями и участниками туристской индустрии и т. д.

В Эквадоре Национальный директорат по туризму подчинен Министерству промышленности, торговли и интеграции. Он отвечает за вопросы планирования, рекламы и развития туризма, а также осуществляет контроль этого развития. Формулирование генеральной политики Директората находится в ведении министра промышленности, торговли и интеграции, возглавляющего Межминистерский комитет по туризму.

В Колумбии для развития туризма был создан Фонд развития туризма (Национальный фонд туризма - «Фонтур»), деятельность которого находится в ведении Министерства торговли, промышленности и туризма. Основными направлениями деятельности Фонда являются развитие внутреннего туризма, осуществление различных социальных программ, поддержка местных сообществ, продвижение национального культурного наследия.

Таким образом, государственное регулирование сферы туризма должно осуществляться в двух формах: во-первых, как текущий контроль, направленный на реализацию конкретных мероприятий по развитию туризма; во-вторых, как стратегическое регулирование, направленное на оценку уровня достижения поставленных целей. Объектами стратегического регулирования являются состояние и степень использования туристского потенциала страны, реализация запланированных целевых программ, а также мониторинг внешней и внутренней среды и изменений в экономической и социальной политике государства.

Различные по форме системы государственного регулирования индустрии туризма как способы реализации туристской политики государства выполняют в разных странах схожие задачи, основными из которых являются регламентация туристской деятельности, информационное обеспечение, продвижение национального туристского продукта, подготовка кадров и т. д. В конечном счете туристская политика всех названных стран направлена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности этой отрасли народнохозяйственного комплекса.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины