«Лирический герой лирики Ф. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф

Сочинение

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение солнца русской поэзии, то Тютчев ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем Современнике в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как Видение, Бессонница, Как океан обемлет шар земной, Последний катаклизм, Цицерон, О чем ты воешь, ветр ночной, Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева не изображение, а осмысление природы философская лирика, и вторая его тема жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения Бессонница, Видение, Последний катаклизм, Как океан объемлет шар земной, О чем ты воешь, ветр ночной… Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он видит стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родной!

Заклинает поэт ветр ночной, но продолжает стихотворение так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественная: ведь в душе человека те же бури, под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится, тот же родимый, что и в мире окружающей среда.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы мысль стихотворений философского цикла: Цицерон, Как над горячею золой, Душа моя элизиум теней, Не то, что мните вы, природа!.., Слезы людские, Волна и дума, Два голоса. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение Цицерон со знаменитой формулой: Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые). Отсюда острое ощущение конца бытия (Как над горячею золой), признание безнадежности (Два голоса). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (О, как убийственно мы любим, Предопределение, Последняя любовь). Откуда же у Тютчева все эти страсти роковыеОни определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что творческая активность Тютчева приходится на рубеж 2030-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Разберем стихотворение Я лютеран люблю богослуженье, датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера. Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца: Собравшиеся в дорогу, в последний раз вам вера предстоит. Поэтому так пуст и гол ее дом (а в первой строфе Сих голых стен, сей храмины пустой). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозной точки зрения благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу.

Но час настал, пробил…

Молитесь Богу,

В последней раз вы молитесь теперь.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление вечного и мгновенного, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая лишь короткая вспышка.

Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: Я, царь земли, прирос к земле, По высям творенья, как Бог, я шагал… Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония хаос, любовь смерть, вера безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, на пороге двойного бытия. Душа всегда жилица двух миров.

Может быть, это восприятие личности на грани двух миров и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как никогда приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны это некая форма существования, близкая к хаосу (частый образ у Тютчева). В одном из стихотворений Сон близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и благодатным, и волшебным, и младенчески-прекрасным.

Двойственность Тютчева ярко проявилась в стихотворении Сон на море. Он пишет:

…Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

И в том же стихотворении:

По высям творенья, как Бог, я шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен прихоти волн и в то же время шагает по высям творенья.

Тютчев никогда не уставал говорить о том, что человек часть природы, ее неотделимая частица. В то же время, особенно в раннем творчестве, он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей…

Этот мотив снова звучит в стихотворении Душа моя Элизиум теней… Душа чуждается живой жизни, толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта. Напротив, он стремится именно к живой жизни (особенно в ранней лирике):

Нет, моего к тебе пристрастъя

Я скрыть не в силах, мать-земля!

Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки), то позже поэт спускается на грешную землю, зачастую не ограничиваясь умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу. Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви Весь день она лежала в забытьи… Женщина (любимая женщина) лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.

Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Вся поэзия Тютчева пронизана трагизмом одинокого существования, раздвоенностью души, неверием, часто отчаянием. Но вместе с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Да, борьба безнадежна, но бороться надо!

В этом, может быть, единственный смысл бытия.

Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, тени от дыма (даже не дыма, только тени!). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности.

Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Чем старше он становился (в поэтическом и человеческом отношении), тем чаще он связывал с человеком образ борьбы, отчаянного боя. Поначалу человек для Тютчева лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание бесполезности жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, роковой, но он неизбежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.

1. Истоки формирования поэзии Тютчева.
2. Раздвоенность мира лирического героя.
3. Хаос и Космос как основа мира.
4. Одиночество героя в мире.
Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи наследия Тютчева считают, что по духу его поэзия предвосхищала творчество Достоевского и Толстого. Его волновали те проблемы, которые позже интересовали русских романистов. Исследователь Берковский считал, что мироощущение Тютчева сформировалось под воздействием двух полюсов мировой истории. Рушились старые общественные связи, зарождался новый миропорядок. Тютчев почувствовал, что современное европейское общество стоит накануне грандиозных исторических потрясений. Эти ощущения и размышления поэта отразились и в его творчестве, наложив отпечаток на лирического героя и его мировосприятие. Мир лирического героя в поэзии Тютчева также раздвоен, нестабилен. Но в лирике Тютчева это противостояние, разрушение старого и построение нового даны более глубоко, эти идеи выведены на философский уровень. В лирике Тютчева находит место конфликт противостояния и вечного воссоединения природы и человека. Поэт пишет о таких глобальных понятиях, как Космос и Хаос, которые являются созидательным и разрушительным началами, властвующими над миром. Тютчев ощущает себя частицей мира, и все чувства и настроения человека считает проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, «как состояние и действие живой души». Природа для него - сгусток живых страстей, сил, чувств. В лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Яркий пример этому - стихотворение «День и ночь». День и ночь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет «хаосом», олицетворением «бездны безымянной».
Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе.
Воля к смерти («Самоубийство») и воля к жизни («Любовь») одинаково привле-кательны для человека. Важнейшая тема для Тютчева - хаос, заключенный в ми-роздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее - лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Хаос в поэзии Тютчева - это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса - печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигается блаженство.

Человек чувствует себя раздвоенным, неуверенным в мире Хаоса и Космоса не только из-за постоянного противостояния этих двух стихий. Нелегко ему определить свое место в Природе, сложно выразить свое отношение к миру. «ЗПепПит» - философское стихотворение, основная идея которого - бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Человек не может выразить свою душу, передать свои мысли другому. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с глубиной душевного мира обрекает человека на одиночество. Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь».
Мысли Тютчева о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Поэт стре-мится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление «вечного» и «мгновенного», всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: «Я, царь земли, прирос к земле», «По высям творенья, как Бог, я шагал...». Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония - хаос, любовь - смерть, вера - безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге двойного бытия». Душа - всегда «жилица двух миров».
Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Поначалу человек для Тютчева - лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание «бесполезности» жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, «роковой», но он неиз-бежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.
Борьба Космоса с Хаосом наиболее заметна не в природе, а в общественной жизни человека, его душе. Мятежные волны, которые плескались в Европе в то время, наводили поэта именно на такие мысли. Поэт считал, что новый миропорядок рождает в людях хаотические стихии. Современная цивилизация, по его мнению, не в состоянии высветить душевные глубины человека, его подсознательное, глубинное, остается непознанным, хаотическим.
Подобное осмысление современной действительности и философское познание стихий, которые правят миром, создавало образ лирического героя с трагическим, раздвоенным мировосприятием.

Творчество Федора Ивановича Тютчева - это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева - это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно в любовной лирике.

Любовь у Тютчева огромна и всеобъемлюща, она захватывает всего человека. Но она трагична, потому что такая любовь не может существовать в этом мире. Поэтому лирический герой несчастен. В его жизни много страданий, потерь, горя и разлук. Разлуки неизбежны, потому что любовь ослепляет человека, а когда проходит время, то он понимает, что предмет любви далек от идеала.

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек...

Противоречия лирического героя мешают ему быть счастливым. Но еще чаще он сам придумывает себе страдания.

Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней -

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Лирика Ф.И. Тютчева таинственная и непостижимая. Его стихотворения мелодичны, форма у них отточена. Особенно поражают стихи о природе: они гармоничны, совершенны, время не властно над ними.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей нарушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

В стихах о природе мы видим тонкое восприятие красоты мира, чувствуем запахи, краски, слышим звуки. Тютчев мастерски рисует картины природы: он обращает наше внимание на что-то особенное, яркое, он умеет приблизить к нам явления природы, передать небесную гармонию. В природе он видит борьбу противоположностей и показывает нам, что от этого и возникает гармония. Лирический герой отзывчив ко всему, что происходит в окружающем мире. Для него и для автора природа - это часть Родины.

Творчество Федора Ивановича Тютчева - это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева - это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно в любовной лирике.

Любовь у Тютчева огромна и всеобъемлюща, она захватывает всего человека. Но она трагична, потому что такая любовь не может существовать в этом мире. Поэтому лирический герой несчастен. В его жизни много страданий, потерь, горя и разлук. Разлуки неизбежны, потому что любовь ослепляет человека, а когда проходит время, то он понимает, что предмет любви далек от идеала.

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек...

Противоречия лирического героя мешают ему быть счастливым. Но еще чаще он сам придумывает себе страдания.

Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней -

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Лирика Ф.И. Тютчева таинственная и непостижимая. Его стихотворения мелодичны, форма у них отточена. Особенно поражают стихи о природе: они гармоничны, совершенны, время не властно над ними.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей нарушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

В стихах о природе мы видим тонкое восприятие красоты мира, чувствуем запахи, краски, слышим звуки. Тютчев мастерски рисует картины природы: он обращает наше внимание на что-то особенное, яркое, он умеет приблизить к нам явления природы, передать небесную гармонию. В природе он видит борьбу противоположностей и показывает нам, что от этого и возникает гармония. Лирический герой отзывчив ко всему, что происходит в окружающем мире. Для него и для автора природа - это часть Родины.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины