Дипломная работа: Бюрократия и бюрократический аппарат. Чем активнее генпрокуратура, тем скорее выборы Бюрократический аппарат необходим для управления

Политической основой деспотической монархии являлся бюрократический аппарат управления. Социальной основой деспотической монархии стал слой чиновничества, бюрократии, благополучие которой было тесно связано с монархией. Именно служилая знать, бюрократия являются правящим классом в деспотической монархии. Абсолютная, юридически неограниченная власть правителя нуждается в чиновниках. Как система передаточных властей, бюрократия необходима во всяком государстве и является необходимой и полезной до тех пор, пока не узурпирует, не присваивает верховной власти монарха. Бюрократия обладает собственными интересами, отличными от общего блага. Монарх может стать игрушкой в её руках, что в конечном итоге приводит государство к гибели.

Бюрократия - это иерархическая лестница лиц и учреждений, которая служит для передачи влияния монарха по всем направлениям государственного управления. Бюрократия - это господство слоя профессиональных чиновников, находящихся в иерархической зависимости друг от друга. Бюрократический аппарат - это система подчинённых монарху профессиональных чиновников, которые назначаются сверху, и назначение происходит по принципу личной преданности монарху, профессионализму (знанию дела), а не по происхождению. Разумеется, предоставление должности возможно по праву родственной близости, по рекомендации и протекции влиятельных лиц, по праву знатности. Чиновники делятся на ранги (чины), получают плату за исполнение должностей в соответствии с рангом. Нижестоящие чиновники подчиняются вышестоящим.

Важнейшей опорой власти монарха являлись силовые структуры - дружина (армия) и полиция, способные физическим воздействием поддерживать повеления власти. Хорошо вооруженная, отлично владеющая оружием дружина служила достаточной угрозой против разъединённой массы населения. Деспотическая монархия опиралась не столько на ополчение свободных, сколько на постоянное войско, в котором воины получали от царя за службу наделы земли.

Особенности бюрократического аппарата управления в Китайской монархии

Наиболее мощный, сложный, разветвленный бюрократический аппарат управления был создан в Китайской империи с III в. до н.э. В ней существовали чисто китайские методы отбора чиновников. К ним относился метод выдвижения способных чиновников, за которых отвечали те чиновники, кто их рекомендовали. Это означало, что в случае плохой работы или нарушения приказа отвечал не только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в своё время рекомендовал виновного на должность. Китайцы впервые использовали систему конкурсных экзаменов, при которой экзаменующийся демонстрирует свои знания и способности, отвечая без книг и пособий, по памяти, на заранее неизвестные вопросы (заранее известен только круг вопросов) в устной либо письменной форме. Успешно сдавшие экзамены назначались на должности в управлении.

В большинстве случаев чиновниками становились потомки знати и чиновников, зажиточных землевладельцев. Ведь сыну богатого было легче получить образование и оказаться в рядах чиновников. Однако богатство само по себе не обеспечивало принадлежности к чиновничеству. Дело в том, что при обилии сыновей и отсутствии принципа майората (это преимущественное наследование недвижимого имущества старшим сыном) даже весьма значительное имущество уже в третьем поколении становилось практически небольшим. Поэтому получившие в наследство небольшую часть имущества отца или деда и сами не преуспевшие в учении и сдаче конкурсных экзаменов оказывались за пределами чиновничьего сословия.

Наоборот, упорные, способные, честолюбивые выходцы из небогатых слоев населения могли попасть в сословие чиновников. В императорском Китае ученый - чиновник являлся социальным идеалом. Все слои населения империи обладали сильным стимулом к учёбе и получению знаний. Формально каждый налогоплательщик имел право попробовать свои силы и испытать свой шанс на экзаменах, а в случае удачи сделать блестящую карьеру. Поэтому на практике появление способного мальчика в деревне обращало на себя внимание односельчан и родни. При материальной поддержке родственников, богатого покровителя он мог, преодолев все препятствия, успешно сдать экзамены, получить должность, что сулило почёт и богатство не только ему, но и его родственникам и покровителю.

Бюрократизм - это слово, которое можно часто услышать по отношению к властным структурам. Но вот значение этого понятия известно не каждому.

Общая информация

Бюрократизация - это свойство организации, а точнее, её системы управления. В чем это выражается?

Когда говорят про бюрократический аппарат, то с технической точки зрения подразумевают узкоспециализированную организацию или иерархию, в которой коллективизируется собственность, ответственность, человеческая мысль и профессиональная конкуренция. Это постепенная эволюция в сторону узкой направленности специалистов. Бюрократизация - это процесс, в рамках которого предусмотрено вытеснение «универсальных» людей, которые могут улавливать взаимосвязи между различными направлениями и темами работ. На их место приходят узкие специалисты, не способные убрать противоречие между конечной целью и средствами, а также не работающие на её достижение. Когда отсутствует эволюционная конкуренция и превышается определённый критический уровень разделения труда, то эффективность организации может упасть до очень низких показателей. Главным принципом становится не логика действий, а стабильность и спокойствие. Непосредственно результативная деятельность подменяется её имитацией, а все силы идут на создание впечатления существующего благополучия.

Государственная бюрократизация

Это настоящий бич современности. Когда применяются принципы чрезмерной централизации исполнительной власти, то возникает это своеобразное «заболевание». В таких случаях можно наблюдать ситуацию, когда аппарат управления непомерно разрастается и начинает генерировать сам для себя работу. Чиновники зачастую работают чисто формально, поскольку они занимают должности по большей части для своих корыстных и личных интересов. В качестве примера неудержимого роста можно привести Советский Союз. По состоянию на 1936 год было только 18 народных комиссаров. В 1940 году их количество повысили до 40. В начале 70-х годов центральный аппарат насчитывал больше 60 ведомств и министерств. В середине 80-х их количество держалось около отметки 100. Следует отметить, что за этот период население возросло примерно в два раза. Но вот количество управляющих структур - пятикратно.

А есть ли проблемы с рынком?

Когда упоминается бюрократизация, это подразумевает деятельность государственных структур. Но подвержен ли такому негативному влиянию частный сектор предприятий? Да, большим компаниям. Причиной такого развития стало то, что на предприятиях постоянно растёт количество занятых людей. Как результат - ими становится всё трудней управлять, на выполнение постановлений уходит больше времени, и компании всё меньше поддерживают инновации. Отбор людей на должности осуществляется не на основании их профессионализма и практических навыков, а с использованием формальных критериев, которыми может выступать образование и трудовой стаж. Бюрократизация организации ведёт к тому, что исчезает возможность свободной инициативы. К тому же работников, как правило, обкладывают отчетностями, что уменьшает их эффективность и убивает радость от труда.

Различия

Давайте разберёмся, чем же отличается государственная бюрократия от частной. Противостояние между этими образами мышления можно показать на примере общественной и частной собственности на средства производства. Так, государственной бюрократии можно не беспокоиться о своём положении. На определённой территории она является полновластным хозяином, и никто ей конкуренции не составит. С частным предпринимателем всё по-другому. Когда у него есть он должен их использовать таким образом, чтобы получить прибыль (что подразумевает удовлетворение существующего спроса). Если предприниматель не достигнет этой цели, то он будет нести убытки и в конечном итоге его вытеснят с рынка более успешные конкуренты. В таком случае человеку придётся переквалифицироваться в наёмные работники.

Калькуляция

Она применяется для того, чтобы проверить всё с максимальной точностью. Предприниматели используют калькуляцию убытков и прибылей, чтобы видеть, какой эффект даёт конкретная сделка в общей картине деятельности компании. В конечном итоге она позволяет даже самым сложным и большим фирмам точно устанавливать результаты, что были достигнуты отдельными подразделениями. Из этого следует возможность суждений об их вкладе в общий успех предприятия. На основании полученной информации можно принимать решения о премии, повышении заработной платы.

Но следует понимать, что точный контроль имеет свои пределы. Так, благодаря учету чрезвычайно сложно, а в большинстве случаев и невозможно сказать об успехе или неудаче деятельности отдельного человека. Относительно точно можно оценить также влияние руководителей подразделений. Если же вернуться к теме бюрократизации чиновников, то следует отметить, что в данном случае можно принимать только субъективные решения (он плох/хорош).

Особенности

Но есть один общественный процесс, где аппарат управления может быть уверенно оценен как успешный или неудачный, - война. При этом следует сделать оговорку, что это относится исключительно к отдельным операциям. Такие вопросы, как распределение сил до начала процесса, влияние на результат, компетентность и правильность мер - это всё также субъективные мнения. Например, были командиры и генералы, которые применяли гениальную тактику, но ввиду некоторых факторов (например, численности, нехватки боеприпасов) не могли выполнить свои задачи. Их осуждают, не задумываясь. Относительно других армейских чинов можно сказать, что они проявили чудеса халатности и некомпетентности и только благодаря случайным обстоятельствам смогли выйти победителями из сражений.

Как решаются вопросы?

Процесс бюрократизации является весьма сложным, поэтому пробовать всё решить с помощью одних вычислений - чрезвычайно непросто.

Чтобы облегчить деятельность, руководители организаций выдают своим подчинённым инструкции. Их выполнение является обязательным условием работы специалистов. В обычных случаях они предусматривают план поведения, учитывая нормальное положение дел. Но если возникает чрезвычайная ситуация, то, к примеру, расходование дополнительных сумм требует наличия разрешения от вышестоящих начальников. Следует отметить, что для этого необходимо пройти, как правило, утомительную процедуру. В её защиту можно сказать только то, что это относительно эффективный метод контроля и учета. Ведь если бы каждый руководитель отдела имел бы право совершать все необходимые с его точки зрения траты, то размеры издержек выросли бы до огромных цифр. Бюрократизм - это форма взаимодействия, при которой возникает много ненужных расходов. Кроме того, многие траты, которые должны быть совершены для осуществления прогресса, не производятся. Это в большей степени относится к государственной управляющей машине, чем к коммерческим организациям.

Пример частного предприятия

То, что бюрократизация власти приводит к определённым проблемам, продемонстрировать не сложно. В качестве примера давайте рассмотрим частное предприятие. На нем совершается деловая сделка, где выигрывают обе стороны - нанимаемый и наниматель, а не оказывается услуга, в которой заинтересован только один человек.

Также наблюдается разница и в выгоде. Так, наниматель заинтересован в том, чтобы оплачивать работу своего сотрудника. В противном случае высок риск, что квалифицированный специалист перейдёт на должность на другое предприятие или в компанию, где его труды будут оплачиваться лучше. Работник, с другой стороны, должен качественно выполнять свои служебные обязанности. Таким образом, он сможет заработать себе на достойную плату. Следует учитывать, что предложение рабочего места в данном случае является именно деловой сделкой, которая строго регулируется со стороны законодательства. Также необходимо учитывать и то, что в полезном и эффективном специалисте заинтересован сам предприниматель. Можно уверенно передать полномочия о найме и увольнении работников, поскольку будет осуществляться строгий контроль со стороны счетоводства и бухгалтерии относительно справедливой оплаты.

Пример бюрократии в государственных органах

Теперь давайте поговорим о государственных органах власти. Проблема бюрократизации здесь в том, что затруднено выявление конкретного производительного вклада подразделения или человека. Поэтому при решении вопроса о вознаграждении существенное влияние могут оказать личное предубеждение и протекционизм, а также иные неуставные отношения. Всё это в конечном итоге мешает организации действовать эффективно. К тому же негативно проявляется ещё и факт лоббирования, когда официальные должности занимаются людьми по каким-то определённым договоренностям.

Заключение

Как видите, с бюрократией можно встретиться не только в органах государственной власти, но и в частных компаниях. Правда, в наших реалиях наиболее ощутимо чувствуется именно первый вид. Чтобы избежать негативных последствий данной организации аппарата управления можно воспользоваться передовыми технологиями, к которым относят интернет, автоматизированные системы управления и подобные изобретения. Конечно, внедрение таких наработок является возможным исключительно для крупных предприятий и органов государственной власти. Но с другой стороны, именно последние больше всего и страдают от бюрократии. И использование подобных наработок приведёт к тому, что повысится общий показатель эффективности работы рассматриваемого государственного органа или крупного предприятия.


Наряду со старинными республиканскими учреждениями зарождался особый бюрократический аппарат. Появление его можно объяснить тем авторитетом, которым обладал Август. При создании этого аппарата были использованы частные связи Августа.
Во времена империи широкое распространение получил институт прокураторов. Императорские прокураторы ведали самыми разнообразными делами. Им предоставлялся сбор некоторых налогов и они выполняли и другие функции. Собственно говоря, из прокураторов, вольноотпущенников, клиентов и рабов императора и вырос имперский бюрократический аппарат. Высшие должности занимались людьми высших сословий.
Только от императора зависело назначение префекта города (prefectus urbi). Основной функцией префекта была охрана порядка в городе, он ведал городской полицией и ему принадлежала юрисдикция по уголовным делам.
В силу того, что Август пользовался империем, он назначал легатов из представителей сенаторского сословия. Они командовали армиями и управляли императорскими провинциями. Назначение легатов восходило к республиканской практике. Императором была использована эта практика для создания круга должностных лиц, принадлежащих к сенаторскому сословию, но зависящих от императора. Многочисленные надписи указывают, что императорские легаты приравнивались к пропреторам и составляли особое «нерегулярное» звено в сенаторской карьере.
Большое значение в возникающей императорской бюрократии приобрели особые всаднические должности. Венцом всаднической карьеры была должность командующего преторианской гвардией - префекта претория, на которую люди назначались самим Августом.
Особо важные миссии возлагались на приближенных Августа. Высокое положение принцепса позволяло поручать это его близким (amici) и спутникам (comites).
Источники и прецеденты императорской власти были многообразны. Император, в качестве верховного полководца, назначал легатов и префекта претория, как носитель высшего империя, он назначал префекта города. Но в этой системе много таких черт, которые мы можем назвать патримониальными. Август, подобно патрону, дает поручения и назначает на различные должности своих друзей, спутников, вольноотпущенников и даже рабов. Эти патримониальные черты приобретут впоследствии общегосударственное значение, а использование личных связей опять-таки было выражением auctoritas Августа.
В период домината была создана законченная бюрократическая система. Центр её составлял священный дворец (palatum sacrum) и священная опочивальня императора. Обслуживание императора и его семьи не отделялось от общегосударственных задач. Император был неограничен в своей власти, он лишь советовался со своими приближенными, составлявшими государственный совет - consistorium principis (самое слово consistorium, заменившее слово consilium, показывает, что члены совета стояли в присутствии императора).
Государственный совет подготавливал законопроекты и обсуждал, по поручению императора, вопросы политики. От имени императора мог выступать его главный секретарь - quaestor sacri palatii; ведомством двора управлял praepositus cubiculi (эту должность обычно занимали евнухи), во главе императорских служб стоял magister officiorum. Высшие чиновники назывались comites. Комиты (первоначально comes значило - спутник императора, затем это стало определенным служебным рангом) делились на разряды. За ними следовали notarii. Каждый высший императорский чиновник имел свою канцелярию. Чиновники составляли как бы особую армию, построенную на субординации, высшие из них имели те же чины, что и командиры армии, а весь штат императорских канцелярий составлял как бы особое войско (militia palatina). Чиновникам присваивалась определенная форма одежды, они получали право на пенсию.
Для выполнения всякого рода поручений существовал целый штат в 1100 человек, так называемые agentes in rebus, среди которых особую роль играли агенты тайной полиции. Финансовое ведомство делилось на два разряда: общегосударственных приходов и расходов (aerarium sacrum) и частных средств императора.
Итак, относительно бюрократической системы можно сказать, что аппарат, как в эпоху принципата, так и в эпоху домината, полностью зависел от императора.
Рассмотрев подробно две монархические формы правления, существовавшие в Древнем Риме, можно придти к выводу о том, что обе они были монархиями, но несколько разного характера: власть императора при принципате формально ограничивалась другими институтами, а при доминате она была неограниченной.

Николая I не готовили к управлению государством. Но железная воля и природный ум дали возможность достаточно эффективно управлять. В качестве главной опоры Николай I видел разветвленный полицейский и бюрократический аппарат, посредством которого он стремился контролировать все стороны жизни общества и государства. Цель политики он видел в укрепление внутреннего и внешнего положения России.

Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале 19 века их насчитывалось 15 - 16 тысяч, в 1847 году - 61,5 тысяч и в 1857 году - 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее.

Однако сущность бюрократического аппарата состоит не в списывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.

Поскольку вся информация стекается к министру через его аппарат, то министр оказывается как бы во власти своего аппарата. Подчиненные чиновники готовят и проекты решений по разным делам. Решение дела, как известно, во многом зависит от того, как оно будет доложено. Многочисленные дела, особенно те, которыми начальство не очень интересуется, фактически решают чиновники, готовящие их к докладу. Если подчиненные чиновники изо дня в день методично воздействуют на начальство в одном и том же направлении - это, в конце концов, становится общим направлением политики данного ведомства. В николаевские времена на посты руководителей министерств и ведомств нередко назначались армейские генералы, мало знакомые с новым для них делом. Именно они в первую очередь оказывались в положении начальства, руководимого подчиненными.

Однажды Николай I сказал: «Россией правят столоначальники». И действительно, среднее чиновничество (столоначальники) играет в принятии решений особую роль. Но столоначальник не отвечает за решение, принятое по его докладу. Отвечать в принципе должен тот, кто его подписывал. Но все знают, что министр или губернатор не мог принять иное решение, раз ему доложили так, а не иначе. Так происходит круговая безответственность, свойственная бюрократическому управлению.

Бюрократии свойственно свои узкогрупповые интересы выдавать за государственные нужды. Трактуемые узко и односторонне. Раздуваются штаты министерств и ведомств, растут внешнеполитические амбиции, а вместе с ними - военные расходы. Всеми благами пользуется чиновничья каста и те социальные группы, с которыми она связана (в России 19 века - в первую очередь поместное дворянство). Очень немного делается для улучшения жизни народа, хотя официальная пропаганда не устает повторять, что это - первейшая забота правительства. Расходы на образование, науку и культуру очень невелики и весьма избирательны: во-первых, создается картина всеобщего благополучия, во-вторых, преимущества получают те отрасли науки, от которых ожидают результатов, полезных в военном деле. Таковы коренные свойства бюрократической системы управления.

Введение

Глава 1. Методологические аспекты изучения бюрократии

1.1 Понятие бюрократии и эволюция теории бюрократии

1.2 Истоки возникновения бюрократии в России

2. Место бюрократии в системе государственной власти

2.1 Особенности системы государственных органов

2.2 Взаимосвязь бюрократии и государственной власти

3. Проблемы бюрократизма в системе государственных органов и пути их решения

3.1 Проблемы бюрократизма в современной системе

3.2 Пути преодоления бюрократизма

Заключение

Список использованной литературы

Анализ феномена бюрократии в современной политической науке далеко вышел за рамки ее понимания как административного явления, предполагающего описание ряда недостатков функционального характера. Бюрократия - это не только способ осуществления работы в учреждениях и не только специфически организованный, по определенным критериям отобранный слой служащих. Бюрократия - это тип государственной организации и стиль жизни в обществе. Это определенный тип динамики развития и приспособления к процессам модернизации общества.

В отечественной литературе до недавнего времени исследование бюрократизации общества ограничивалось критикой дисфункциональной стороны ее деятельности, свойственных ей рутины, формализма, косности взглядов, медлительности исполнительской функции. В течение длительного периода даже слабые намеки на возможность существования бюрократии как профессиональной группы, а тем более как социального слоя или типа государственного устройства считались недопустимыми. В соответствие с этим ее анализ в лучшем случае осуществлялся в форме критики западных концепций и прежде всего таких представителей буржуазной научной мысли как М. Вебер или, в меньшем объеме, Д. Марч, Г. Саймон, Селзник.

В 90-е годы, однако, в связи с изменением социальных процессов спектр размышлений о бюрократии существенно расширился. Появились работы, анализирующие феномены бюрократического сознания, связь явления бюрократии с организационно-управленческими понятиями и явлениями культуры. В связи с началом развития этого направления российской научной мысли для нас не могут не представлять интереса попытки западных теоретиков концептуализировать явление бюрократии, создать более или менее целостное видение этого феномена как результата жизнедеятельности самого социального механизма, его организационно-культурных составляющих.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур. Многочисленные недостатки современной системы государственного управления хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой бюрократического аппарата по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование государственного аппарата России представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления.

Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности бюрократии и бюрократического аппарата в системе государственных органов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие бюрократии и проследить эволюцию основных теорий бюрократии;

Выявить истоки бюрократии в России;

Рассмотреть систему государственных органов;

Выявить взаимосвязь системы государственных органов и бюрократии;

Исследовать проблемы бюрократизма в современной системе;

Определить пути преодоления бюрократии.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются методологические аспекты бюрократии.

Первая глава курсовой работы состоит двух пунктов.. в первом пункте рассматривается понятие бюрократии и основные теории эволюции бюрократии. Во втором пункте данной главы рассматриваются истоки возникновения бюрократии в России.

Вторая глава выпускной квалификационной работы исследует место, которое занимает бюрократия в системе государственной власти. Данная глава содержит два подпункта. В первом пункте рассматриваются особенности системы государственных органов. Во втором подпункте данной главы исследуется взаимосвязь бюрократии и государственной власти.

Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена основным проблемам бюрократизма в системе государственных органов и путей решения данных проблем. Третья глава состоит из двух пунктов. Первый пункт разбирает основные проблемы бюрократии в системе государственных органов. Второй пункт содержит пути преодоления бюрократизма.

При написании выпускной квалификационной работы автором были использованы такие методологические принципы как анализ, объективность, историзм, системность, статистические.


Слово «бюрократия» в буквальном переводе на русский язык означает господство канцелярии (от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть, господство), власть аппарата управления.

Считается, что термин «бюрократия» был введен в оборот в 40-е гг. XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурнеем, для которого бюрократия предстает как некий способ осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых гражданских служащих-чиновников. Употребление данного термина становится довольно распространенным в социально-политической литературе отдельных европейских стран в XIX веке. В этом столетии термин “бюрократия” обычно употреблялся для обозначения особого типа политической системы, в которой министерские посты занимались профессиональными чиновниками, как правило, ответственными перед наследственным монархом. Бюрократии при этом противопоставлялась система представительного правления, то есть правление выборных политиков, подотчетных законодательному собранию или парламенту .

Фундамент научного понимания проблем, связанных с бюрократией, был заложен такими мыслителями и учеными, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, А. Токвиль, Дж. Милль, К. Маркс.

Начало развитию теории бюрократии на поприще политического анализа положил Г.В.Ф.Гегель. Он первый подчеркнул ту роль, которую играют государственные служащие, или функционеры, в процессе унификации и рационализации общества, противостоя раздробленности на уровне гражданского общества в сфере экономической обособленности индивидов. Он фактически начал разработку того, что в современной политической литературе обозначается как институт государственного управления (в инструментальной традиции государствоведения) или институт государства (в этической традиции). Смысл существования и задачи этого института (в обеих коннотациях) состоят в созидании, отстаивании и сохранении общей, объединительной точки зрения, в поддержке идеи первичности общества как определенного единства над обществом как противоречивом множестве интересов.

Во времена Гегеля бюрократия ассоциировалась прежде всего с понятием централизованного европейского государства как прогрессивного для той эпохи явления. В его концепции идеи рационального устройства такого государства достигли наиболее отточенного и завершенного выражения. В “Философии права” он соединил этический рационализм И. Канта и традиции немецкого идеализма, соотнеся их с реалиями институционального устройства Прусского государства своего времени. (Всеобъемлющая регуляция жизни граждан Пруссии той эпохи резко контрастировала с британской системой самоуправления).

Гегель считал прусское государство воплощением рационального устройства человеческого общества как с точки зрения достижения общего блага, так и в перспективе реализации индивидуальных целей саморегуляции личности . Он рассматривал бюрократию как один из трех основных слоев общества, наряду со слоем промышленников и аграриев. При этом бюрократический слой, или слой гражданских служащих, по его мнению, был единственным слоем в обществе, который воплощал в себе и реализовывал в действительности всеобщий интерес. Частный интерес гражданских служащих, считал он, совпадает со всеобщим интересом. Реализация же общегосударственных целей, а также легитимность самого слоя бюрократии, полнота доверия по отношению к нему со стороны народа во многом зависят от политической культуры и социально-политического поведения этого слоя. Отсюда возникает необходимость уделять особое внимание образованию и обучению представителей этого слоя как граждан и как профессионалов, чтобы они были на уровне предъявляемых к ним требований и на уровне возникающих перед ними задач.

Также А. Токвиль (1805 – 1859) отмечал, что централизация, вездесущность, всемогущество общественной власти, единообразие ее законов – вот наиболее характерные черты всех зарождающихся сегодня политических систем .

Английский философ и экономист Дж.С. Милль (1806 – 1873) противопоставлял бюрократию и парламентскую демократию как два противоположных типа политической системы.

Парадоксальным преемником гегелевской традиции государствоведческой мысли был К. Маркс. Парадоксальным - потому, что он критически подошел к гегелевскому наследию, преемником - потому, что, как и у Гегеля, бюрократия ассоциируется у него с управлением государством.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины