Собственная система ценностей. Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка

Ценность — это все то, что способно удовлетворять потребности человека.

Ценность — объективная значимость многообразия компонентов действительности (свойств, признаков какого-либо предмета или явления), содержание которых определяется потребностями и интересами людей.

Ценность и значимость не всегда совпадают. Значимость может быть позитивной или негативной; ценность — позитивная значимость.

Ценность — проявление социального бытия. Она формируется в процессе практики, ценность, то есть имеет общественную природу. Связь с практикой обусловливает историческую изменчивость ценностей; ценности меняются с развитием общества — то, что вчера было ценностью, может перестать быть ею сегодня.

Роль ценностей в жизни общества заключается в следующем:

1. через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность;

2. человек создает новые и сохраняет старые ценности, что влияет на развитие культуры;

3. ценность поступков, мыслей, вещей заключается в том, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в самосовершенствовании человека.

Оценка и ее функции

Оценка — это система ценностей, на основе которой человек определяет свое отношение к миру.

В структуре оценки различают две стороны:

1. фиксация некоторых свойств предмета;

2. отношение человека к нему (одобрение или осуждение)

Функции оценки:

1. гносеологическая — отражает действительность и социальную значимость объекта;

2. активизирующая — формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность;

3. вариативная — выбор человеком каких-либо объектов на основе сравнения их между собой.

Ценностные ориентации личности

Ценностные ориентации — отношение субъекта к условиям своего существования, в котором проявляется результат свободного оценочного выбора социально-значимого предмета.

Ценностные ориентации — это ядро личности, обусловливающие ее активность.

Классификация ценностей

1. По видам потребностей:

— материальные

— духовные

2. По значимости:

— истинные

— ложные

3. По сферам деятельности:

— экономические

— эстетические

— религиозные и т.д.

4. В зависимости от носителя:

— индивидуальные,

— групповые;

— общечеловеческие

5. По времени действия:

— сиюминутные;

— кратковременные;

— долговременные

— вечные.

И др. виды ценностей.

Нравственные ценности

Этика наука о морали. Мораль — сфера должного. Нравственное — сфера реально существующих нравов

Исходные категории нравственности – добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло — отрицательные явления в общественной и частной жизни людей, силы торможения и разрушения.

Нравственный человек наделен чуткой совестью – способностью осуществлять моральный самоконтроль. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед самим собой и другими. Правильной мерой требования или воздания является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что дает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Коренной вопрос этики – смысл человеческого существования. От его реализации зависит человеческое счастье (наивысшая форма нравственного удовлетворения, проистекающая из сознания правильности, благородства основной жизненной линии поведения.

Религиозные ценности

Религия основана на фатальной вере в бога и не требует доказательства. Ценности здесь являются ориентиром в жизни верующих, обусловливает нормы и мотивы их поведения и поступков. Подразделяются на материальные (предметы культа, строения и т.д.) и духовные (вера).

Эстетические ценности

Термин «эстетическая ценность» служит для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Эти ценности могут создаваться в различных видах деятельности, так как в них проявляется творчество, неотъемлемым элементом которого является красота.

Эстетическая ценность воплощает множество значений: психофизиологическое значение для органов чувств; значения для воспитания, для ценностной ориентации, для наслаждения. Основной категорией эстетической ценности есть прекрасное. разновидность эстетической ценности – возвышенное. Их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании качеств личности.

Обдумайте и обсудите ситуацию. Глеб рассказал другу Сергею о своих переживаниях по поводу отношений, которые сложились в их классе.На следующий день большая часть класса уже знала содержание их разговора. На уроке по основам здоровья Глеб и Сергей отвечали на вопрос о своих жизненных ценностях, и оба поставили на одно из первых мест такую ценность, как дружба. Оцените их поведение и их ответ на уроке.

Роль жизненных ценностей в формировании характера

Каждый человек в процессе жизни определяет для себя жизненные ценности. Именно они формируют фундамент личности человека, поскольку определяют то, что человек считает самым главным в своей жизни. Это убеждения, идеи, принципы, т. е. те основополагающие ориентиры, которые наполняют нашу жизнь смыслом, формируют наш характер, определяют нашу судьбу. Это то, что дает человеку возможность ответить на вопрос: «Для чего я живу?»

Жизненные ценности — это внутренние обязательства человека перед собой, он не может их нарушить.

Характер человека формируется под непосредственным влиянием жизненных ценностей, иногда человеку легче умереть, чем отказаться от них. И это не образное выражение, а реальные жизни людей, их судьбы. Ярким примером является жизнь выдающегося биолога, селекционера, генетика, путешественника Николая Ивановича Вавилова. В трагические годы сталинских репрессий он, столкнувшись с аморальными людьми, для которых главным в жизни было написание доносов,

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Николай Вавилов очень любил повторять: «Жизнь коротка, надо спешить». А еще он писал: «Если ты стал на путь ученого, то помни, что обрек себя на вечные поиски нового, на неспокойную жизнь вплоть до самой смерти. У каждого ученого должен быть сильный ген беспокойства. Он должен быть одержимым».

Для настоящего ученого большой жизненной ценностью является возможность открывать новое. Как она может влиять на характер ученого?

фабрикование судебных дел против невиновных, разрушение науки, сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Говоря это, ученый имел в виду научные убеждения и базовые человеческие ценности. Для Вавилова главными в жизни были честь, достоинство, мужество, справедливость, творческий научный поиск во благо всего человечества. Эти ценности сформировали основные черты его характера — активность, трудолюбие, смелость, порядочность. Он погиб в сталинских застенках в 1943 году. Вся его жизнь — яркий пример человека, который защитил свои жизненные ценности ценой собственной жизни, пример характера, который определил судьбу.

Важно научиться анализировать свои жизненные ценности. Во-первых, определиться с их наличием. Во-вторых, сформулировать их в понятной для себя форме. В-третьих, помнить, что жизненные ценности проявляются не в словах, а в действиях, в вашей повседневной жизни.

Ценности и качество жизни

К сожалению, есть люди, которые не задумываются над определением ценностей своей жизни, они просто живут, приспосабливаясь к обстоятельствам любой ценой. Они могут красиво говорить о ценностях, но по их поступкам видно, что это лишь слова. На самом деле поведение таких людей определяется не жизненными ценностями, а какими-то другими факторами.

Каждый из вас формирует себя как личность, определяет черты своего характера, выбирает жизненные приоритеты.

Основные жизненные ценности, которые создают наш характер,— это семья, учеба, любовь, дружба, здоровье, творчество, свобода, справедливость, самосовершенствование.

Жизненные ценности начинают формироваться в детстве и являются основой всей дальнейшей жизни, влияют на ее качество.


Качество жизни — это восприятие человеком своего положения в обществе в зависимости от его системы ценностей и в связи с его целями и ожиданиями. Фактически качество жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Человек определяет качество своей жизни, сравнивая фактический уровень удовлетворения потребностей с ожидаемым. Такое сравнение состоит из объективных и субъективных критериев, которые характеризуют физическое, психическое и социальное благополучие.

Субъективно человек оценивает качество своей жизни по системе собственных ценностей. Если главной ценностью человека является, например, творческая работа, то именно ее наличие воспринимается как высокое качество жизни, а если человек считает, что главное — это деньги, то высокое качество жизни определяют доходы, но отнюдь не творческая работа. Таким образом, наши ценности оказывают непосредственное влияние на нашу субъективную оценку качества собственной жизни.

Опорные точки. Жизненные ценности играют важную роль в формировании характера человека и влияют на его оценку качества собственной жизни.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Что такое качество жизни?

2. Когда начинают формироваться жизненные ценности?

II уровень

3. Какие основные жизненные ценности сформировали ваш характер?

4. Как человек определяет качество своей жизни?

III уровень

Виды ценностей человека

Могут ли нам навязать чужие ценности, которые мы не хотим разделять?

6. Почему люди иногда защищают свои жизненные ценности ценой собственной жизни?

7. Объясните, почему люди выбирают разные критерии для оценивания качества своей жизни?

IV уровень

8. Докажите, что жизненные ценности являются фундаментом личности человека.

9. Почему именно поступки определяют настоящие жизненные ценности человека?

Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина

Человеческие ценности

1. Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?

Список ценностей огромен и у каждого человека индивидуален. У каждого человека свои нравственные — это то, что он больше всего ценит в жизни , что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках . Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении, действиях человека . На наших ценностях основывается наш выбор

Ценности бывают истинные и ложные. Иногда, люди даже не осознают на основе чего они делают свой выбор. Простой бытовой пример: человек считает, что одна из его ценностей – здоровье, но при этом он курит, ест нездоровую пищу или употребляет алкогольные напитки, долго остается в постели, нежится. Можно сказать, что у этого человека здоровье – ложная ценность. Истинной ценностью можно назвать – получение физического удовольствия. На словах все может быть красиво, но дела человека говорят сами за себя.

Матфея 7:15-20:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

Что является ценностью для вас? Подумайте об этом.

На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

«Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». (Д.С. Лихачев)

Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».

У Антона Павловича Чехова тоже есть известное выражение: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

А что же говорит Библия?

Похожая информация:

  1. Бертран Рассел о ценности философии
  2. Ваш заработок будет прямо пропорционален вашей ценности на рынке
  3. Возможность создания дополнительной ценности
  4. Вопрос 1. Понятие духовности. Духовные потребности, интересы и ценности
  5. Глава 6. Характеристика различных эмоций. диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности
  6. Глоссарий. Активы – основные фонды, оборотные средства и нематериальные ценности, создаваемые за счет инвестиций
  7. ГРЕХ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
  8. Дело № 88 / 4’2004. ются нападкам расовые ценности
  9. Драгоценности и часы
  10. Заключительные замечания. Понятия полезности и ценности обычно используют в двух разных смыслах: (а) воспринимаемая ценность, степень удовольствия или боли
  11. ЗАРЯЖЕННЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ, АМУЛЕТЫ, ОБЕРЕГИ
  12. ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, УБЕЖДЕНИЯ

Поиск на сайте:

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа.

Как определить свои главные жизненные ценности?

Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного, напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Харский К.В.

Наш взгляд на систему личностных ценностей включает в себя следующие предположения:

1. Все что может представлять ценность для кого-либо на этом свете можно отнести к одной из четырех групп ценностей:

Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.

Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.

Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.

Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.

2. Истинная позиция ценности в иерархии проявляется не словах, которые говорит человек, а выборах, которые он делает.

Человек, рассуждая о том, что представляет для него ценность, часто ошибается. И дело тут не в стремлении выглядеть лучше, схитрить или как-то подогнать свой ответ под ожидаемое от него. Часто человек просто не осознает свою систему ценностей – это обычное для нас (людей) состояние. По крайней мере, пока мы не начнем сознательно изучать и изменять свои ценности. Все это значит только одно: исследуя ценности другого человека (да и свои тоже) обращайте внимание не на слова, а на действия. Вспомните русские народные сказки. Богатырь подъезжал к развилке дорог, а там камень, а на камне написано, что направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь. Не имеет значения, что говорил или думал обо всем этом богатырь, важно одно – по какой дороге он продолжил свой путь. Если жизнь важнее, то он повернет направо, а если без коня и жизнь не нужна – налево.

3. Личностные ценности один из мощнейших фильтров из числа тех. что стоят между сознанием человека и окружающим миром.

Никто не может воспринимать мир непосредственно. Мир, прежде чем мы его воспримем своими пятью органами чувств, преломляется множеством фильтров. Назовем несколько главных: физиологические ограничения самих органов чувств, используемый язык и словарный запас, убеждения человека и личностные ценности. Если вас интересует информация о фильтрах восприятия, обратитесь к литературе по Нейролингвистическому программированию. Остановимся на том влиянии, которое оказывают на каждого из нас личностные ценности в качестве фильтра. Посмотрите в окно и запишите, что вы там увидели. Сделали?

Что такое человеческие ценности

Теперь попросите сдать то же самое вашего мужа или жену, детей, сотрудников, кто там сейчас рядом с вами. Ваши списки в чем-то будут совпадать, но, без всякого сомнения, будут и различия. Ценности, как фильтры делают одну простую вещь: важное они делают видимым, а не важное – наоборот.

Можно говорить, что, в буквальном смысле, не видимым. Человек, для которого автомобили не являются ценностью глядя в окно на громадную автостоянку увидит бездомную кошку, которая спит под одной из машин, а тот, для кого «Ягуар» — мечта всей жизни разглядит его при беглом осмотре среди нескольких сотен других авто. Ценности делают видимым то, что для человека имеет значение. Эту особенность можно использовать для выявления личностных ценностей человека.

Как выявить личностные ценности человека?

1. Попросите человека рассказать о себе. Слушая автобиографию выделяете в ней моменты когда собеседник делал выборы: мог пойти в медицину, а пошел служить в армию, могла выйти за одного, но предпочла другого, мог продолжить карьеру в одном месте, но ушел на менее оплачиваемую работу… Наша жизнь сплошь состоит из выборов. Надо только научиться выявлять их в речи другого человека.

2. Уловите тенденцию. А тенденция, скорее всего, будет одна из четырех возможных:

Ваш собеседник – идеалист. Выборы, которые делал человек, продиктованы той или иной идеей, например, желанием достигнуть совершенства, найти смысл жизни и т.д.

Ваш собеседник – материалист. Выборы, которые делает человек, продиктованы исключительно материальными соображениями: получить прибыль, сохранить накопленное, снизить потери.

Ваш собеседник – эмоционал. Выборы, которые делает человек, продиктованы его эмоциями и переживаниями. Под влиянием чувств он выбирал высшее учебное заведение, под влиянием чувств принимал решение устроиться на работу, а затем под влиянием других чувств увольнялся с нее.

Ваш собеседник – виталист. Выборы, которые делает человек, продиктованы желанием сохранить жизнь, создать семью, сохранить здоровье и т.п.

Начав наблюдать за людьми и научившись определять их систему ценностей вы увидите, что у некоторых доминирует одна группа ценностей, а другие подавлены. Но есть люди у которых доминирует несколько (обычно две) групп ценностей, например: материальные и витальные, эмоциональные и материальные и другие возможные комбинации.

3. Проведите проверку. Зная, что личностные ценности – это мощный фильтр и предполагая доминирующую систему ценностей, предложите человеку рассказать что он думает о том или ином, конкретном событии.

Например:
Если у человека доминирует идеологическая система ценностей, предложите ему рассказать о современном искусстве, о различных религиозных концессиях, о возможности человеком достичь совершенства. Важно понять, что материалисту эти тему будут не интересны, и он проявит это в своих рассказах, сводя все дело к деньгам. Если такие темы предложить эмоционалу он станет говорить о своих переживаниях относительно означенного. Виталист скажет, как эти темы влияют на здоровье, детей и семью. Аналогично устройте проверку, предложив рассказ, материалисту (что он думает об изменениях курса доллара), эмоционалу (какая книга произвела на него сильное эмоциональное воздействие), виталисту (как сохранить здоровье).

Темы, которые мы обозначили в примерах условны, общаясь с конкретным собеседником, вы поймете, что именно надо предложить в качестве проверки. И обратите внимание: если вы угадали, то рассказ будет по теме, интересный, с массой деталей. Если не угадали, то собеседник будет сворачивать на важные для него темы: он скажет, что лучший способ сохранить здоровье – это быть богатым и покупать дорогие лекарства.

Для того чтобы понять систему ценностей собеседника вам должно хватить десяти минут. Если прошло десять минут, а вы не имеете не малейшего предположения о том, что важно для человека это значит одно из трех:

Первое – ваш собеседник не вполне жив.
Втoрое – он искусно скрывает свое личное отношение ко всему о чем бы вы его не спросили.
Третье – вы не те вопросы задаете, или пустили беседу на самотек, и, может быть, ваш собеседник просит вас рассказать о том и об этом изучая вашу систему ценностей…

Человек как высшая моральная ценность

Мир ценностей - специфическое человеческое творение, а сама аксиологическая способность в развитом виде связана лишь социальной формой движения. Тем не менее, логически вполне оправданно обратиться к истокам этой способности, уходящей своими корнями в фундаментальные свойства материи.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что всем живым организма присущ прекрасно отработанный в процессе эволюции механизм биологической оценки, что у них развита способность относиться к окружающему миру в соответствии со своими потребностями, делить вещи на полезные и вредные. Нечто подобное - как возможность, как предпосылка оценочной формы взаимоотношений материальных объектов - есть, по нашему мнению, и в неорганической природе.

Человек не просто одна из ценностей, а ценность особая, он - творец, создатель материальных и духовных ценностей. Даже не будучи делом рук человека, предметы природы являются ценностями лишь постольку, поскольку они способны удовлетворять потребности людей. Вот почему человек и человеческое общество представляют собой фундамент царства ценностей и вершину ценностной иерархии. Человек - высшая, ни с чем не сравнимая ценность. Если при широком, философско-социологическом подходе ценность отдельного человека и ценность человечества могут до известных пределов отождествляться, то в этике возникает необходимость разделить и даже в чем-то противопоставить эти понятия. Ведь сфера этическая - это сфера согласования личных и общественных интересов, а мораль, как уже отмечалось, выступает прежде всего как регулятор взаимоотношений между личностью и обществом, между их интересами.

Вот тут и возникает необходимость разграничения ценности отдельного человека и человечества, личности и общества. Высшей ценностью должно быть человечество, высшим благом - благо общества. Без этого нет морали, нет долга, ответственности, совести. Моральный человек обязательно должен исходить в своем поведении из общественного интереса, рассматривая благо общества как высшее благо, а само общество, человечество - как высшую ценность. Является ли в таком случае высшей ценностью каждый отдельный человек. И да и нет. Это следует понимать в том смысле, что благо отдельной личности, в конечном счете, есть лишь цель общества. Разумеется, общество существует для человека, ради его блага и счастья, но это не исключает того, что в каких-то конкретных ситуациях общество может не рассматривать данного человека как высшую ценность. Более того, нравственный человек и сам себя не всегда так рассматривает, считая высшей ценностью не себя, а общество, других людей, их благо. Ярким тому свидетельством служит поведение лучших представителей человечества, которые по велению своего нравственного сознания проявляли и проявляют самоотверженность вплоть до героического самопожертвования.

Получается парадокс: какая же человек высшая ценность, если и общество и он сам готовы ущемлять его интересы, а в чрезвычайных обстоятельствах даже посылать на смерть.

Однако здесь нет логического противоречия, а есть противоречие жизненное, вытекающее из необходимости согласования личного интереса с общественным. В результате оказывается, что и человечество, и человек есть высшие ценности, но в их взаимодействии определяющая роль принадлежит общественному интересу, а следовательно, ценности общества.

Поэтому можно сделать вывод, что в этической сфере и, более того, во всей общественной жизни благо общества, его интерес - всегда высшая ценность, а благо отдельного человека таковым является не всегда, зато личность есть высшая ценность, в конечном счете, как конечная цель всего общественного развития.

Признание человека высшей ценностью с необходимостью порождает такие нравственные отношения и моральные ценности, как уважение, доверие и любовь к человеку, заботу об его благе и счастье.

В созданном людьми царстве ценностей особое место принадлежит уважению. И дело здесь не только в том, что каждый человек дорожит уважением общества, окружающих, близких ему людей, а потерю уважения с их стороны рассматривает как огромную утрату.

Уважение само по себе есть чувство ценности, особый способ определения ценности людей или общественных институтов. Уважая кого-то или что-либо, человек тем самым добровольно принимает ценность объекта уважения, его права по отношению к нему.

Каждому виду достоинства ценности соответствует свой вид уважения, которое может быть персональным, групповым, профессиональным, гражданским, национальным и так далее. Существует и уважение к человеку как таковому, основанное на признании человеческого достоинства, ценности человека вообще.

Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

Этот вид уважения наиболее важен в сфере нравственности, он входит в качестве компонента в основные общечеловеческие нормы морали, во все гуманистические ценности. Другой общечеловеческой ценностью является вера в человека, доверие к нему, которое можно считать одним из универсальных моральных отношений. Как и уважение, доверие основано на признании достоинства человека, его ценности. Соответственно нескольким видам достоинства существуют и несколько видов доверия, начиная от персонального доверия именно к данному человеку и заканчивая доверием к человеку вообще, к человеку как таковому, доверием к людям.

Человеколюбие, забота о благе людей составляют основу таких моральных ценностей, как благородство, доброта, доброжелательность, чуткость, деликатность, тактичность и другие. Не случайно благородными называют деятельность и поведение, которые проникнуты заботой о людях.

Человек добрый, доброжелательный - это гуманный человек, желающий и делающий добро людям, способствующий их благу и счастью. Чуткий человек обладает обостренной внимательностью к делам и чувствам окружающих, способен на сострадание и сорадование. Деликатность - это внутренняя, присущая человеку тонкая и высокая внимательность к людям, мягкость и осторожность в обращении с ними.

Черты моральной ценности присущи и многим качествам общения, культуры поведения. Воспитанность, вежливость, культурность характеризуют усвоение личностью традиционных форм поведения, соблюдение ею правил приличия, требований этикета, внешней культуры. Важность этих правил признается людьми, начиная с глубокой древности, что нашло свое отражение в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, в художественной литературе и конечно в этике.

В личном плане справедливость выступает и как определенная оценка поведения человека, и как принцип, норма его поведения и как нравственное чувство справедливости. Справедливость в особой степени должна быть присуща официальным представителям общества, должностным лицам, специально уполномоченным распределять между людьми материальные и духовные блага. Но она необходима и всем без исключения, ибо каждый человек, выполняя какие-либо общественные функции, выступает при этом как представитель общества, который должен действовать справедливо, объективно, беспристрастно.

Таким образом, именно гуманизм и справедливость ярче всего представляют и выражают тот комплекс социально-нравственных ценностей, который порождается признанием человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.

Список литературы

1. Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. - 252 с.

2. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. ‑ М.: Импэто, 1997. ‑ 96 с.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. ‑ М. : Прогресс, 1990. ‑ 495 с.

4. Калмыков В. Н. Основы философии. - Мн. : Выш. шк. (Вышэйшая школа), 2003. ‑ 541 с.

Библиографическое описание: Темирбаева С. К. Человек как высшая моральная ценность // Наука без границ. — 2016. — № 3. — С. 35-38.

Ценности в жизни человека играют огромную роль .

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Определение понятия и признаки

Что это такое?

Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры , в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к , и понижению .

Список основных признаков :


Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом .

Роль

Составляющие личности

Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

Предпосылки поведения

Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.

Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни , постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, и т.д.

В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам .

Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

Как формируются?

Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  2. Деньги . Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть . Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности

Личностные

Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

Отношения, семья

Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

Общение, взаимопомощь.

Материальные ценности

Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

Положение в обществе

Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

Духовные ценности

Духовное развитие

Образование, самообразование, самопознание.

Второстепенные ценности

Развлечения

Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Система ценностей у мужчин и женщин

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе , а основной ценностью женщин — реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами .

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

Ценность человеческих отношений

Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное . Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.

Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения , поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

Наличие близких по духу людей рядом придает , наделяет положительными эмоциями.

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей :

  • семья;
  • дети;
  • здоровье;
  • карьера;
  • деньги;
  • самореализация;
  • друзья;
  • развлечения;
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

Переосмысление

Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:


Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

Ценности - это социальное понятие, природный объект который приобретает социальное значение и может являться объектом деятельности. Ценности - ориентир жизни человека. они необходимы для поддержания социального порядка и воплощаются в поведении и нормообразовании.

Американский социальный психолог Гордон Оллпорт (1897-1967) разработал следующую классификацию ценностей:

Теоретические;

Социальные;

Политические;

Религиозные;

Эстетические;

Экономические.

Существует конфликт ценностей, который в то же время является источником их развития. В связи с этим ценности подразделяют на две категории:

1) базовые, терминальные, стабильные ценности-цели (например, свобода);

2) инструментальные, т.е. ценности-средства как свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели (например, твердая воля, выдержка, честность, образование, работоспособность, аккуратность).

Можно также подразделить ценности на актуальные, наличные и возможные. В связи с многообразием классификаций исследовать ценности достаточно трудно. Действительно, как перейти от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, существующим в сознании структурам ценностей?

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Результаты исследований, проведенных в Санкт-Петербургском университете, показали, что в 1930-1950-е гг. среди ценностей на первом месте были романтика и трудолюбие; в 1970-1980-е - практичность и настойчивость. За период с 1988 до 1990 г. возросла ценность индивиду­ального человеческого существования и снизилась ориентация на широкую человеческую общность. Соотнося ценности с тем или иным социокультурным основанием, в недрах которого они возникли, их можно классифицировать следующим образом:

Традиционные, ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;

Современные, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей;

Общечеловеческие, в равной мере ориентированные и на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни, и на их инновации.

Можно различать ценности и по отнесению их к соответствующим потребностям индивидов:

Витальные (благополучие, комфорт, безопасность);

Интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми);

Смысложизненные (нормы и образцы поведения, одобряемые в данном этносе, обществе, культуре). По роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы их подразделяют как:

Преимущественно интегрирующие;

Преимущественно дифференцирующие;


Одобряемые;

Отрицаемые.

Для прикладных целей важна типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. По данному основанию выделяются:

«ядро», т.е. ценности высшего статуса (фундаментальные нравственные ценности, их разделяет не менее 50% населения);

«структурный резерв», т.е. ценности среднего статуса, которые в определенное время могут перемещаться в «ядро» (в этой области наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты), их одобряет 30-45% населения:

«хвост», т.е. ценности низшего статуса, их состав малоподвижен (как правило, они унаследованы от прошлых пластов культуры), их разделяет менее 30% населения России.

Таблица 3.1 Социокультурные параметры ценностей*

Ценности

Цели-средства

Цивилизационная принадлежность

Соотнесенность с потребностями человека

терми­нальные инстру­менталь­ные традици­онные совре­менные общече­ловеческие витальные интсрак-ционные социали-зацион-ные смысло-жизнен-ные
Жизнь человека + + ++
Свобода + + + + ++
Нравственность + + + ++
Общение + + ++
Семья + + + ++
Работа + + ++
Благополучие + + +
Инициативность + + ++
Традиционность + +
Независимость + + +
Самопожертвование + + ++
Авторитетность + ++
Законность + + ++ + +
Вольность + + ++ +

* «+» имеется соответствие; «++» имеется хорошее соответствие

Специалистами зафиксированы изменения в статусно-иерархической структуре 14 базовых (терминальных и инструментальных) ценностей, произошедшие за период реформирования российского общества в 1990-е гг. (табл. 3.1).

Особенность ценностей как феноменов культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Поэтому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам. Ниже приведено изменение распространенности ценностей россиян с 1990 по 1994 г., т.е. за период" наиболее резких изменений объективных условий социальной среды (табл. 3.2).

Российское общество меняется. Этим изменениям, по сути, нет исторических аналогов. Конфликт ценностей в современном российском обществе очень сложный и многоплановый. Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе взаимодействия их и социального поведения индивидов учитывать прежде всего изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие «шло» от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня все в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них - к потребностям.

Таблица 3.2 изменение распространенности ценностей россиян (1990-1994),%

Ценности

Ценности

Место ценностей и социокультурной эволюции

Основной массив Горячие точки

Доминирующие

Законность 1 65,3 80,0 74,8 1 Законность

Универсальное терминально-интегрирующее ядро

Общение 2 65,1 67,0 73,9 2 Общение
Семья 3 61,0 65,0 69,3 3 Семья

Между оппозицией и доминированием

Работа 4 50,0 61,9 56,1 4 Свобода
Нравственность 5 48,4 53,2
Свобода 6 46,1 49,5 5 Независимость

Модернистский терминально-интегрирующий резерв

Жизнь индивида 7 45,8 51.0 49,6 6 Жизнь индивида
50,4 46,7 7 Нравственность
49,0 44,1 8 Работа

Оппозиционные

Самопожертвование 8 44,0 44,0 44,9 9 Инициативность

Смешанный инструментальный дифференциал

Традиционность 9 41,0 44,0 37,1 10 Традиционность
Независимость 10 40,0
Инициативность 11 36,2 38,3 34,3 11 Самопожертвование

Ценности меньшинства

Вольность 12 23,3 32,0 25,0 12 Благополучие

Смешанный дифференцирующий «хвост»

Благополучие 13 23,0 23,9 24,7 13 Вольность
Авторитетность 14 18,0 20,0 19,6 14 Авторитетность

В связи с этим и при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из системы и динамики ценностей. Социальные нормы реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны установления модального должного поведения (должного с точки зрения общества). Они выполняют функцию интеграции, упорядочения жизни индивидов, групп, общества. Главное в норме - ее предписывающий характер. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, предсказуемость поведения. Все социальные нормы можно разделить на универсальные (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы), личностные, индивидуальные. Все нормы являются безличными правилами поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами.

Вопросы и задания для повторения

1. Охарактеризуйте понятие «ценности».

2. Какие классификации ценностей вам известны?

3. Охарактеризуйте «систему ценностей»

В чем смысл жизни? Как прожить полноценную и счастливую жизнь? Что по-настоящему ценно в жизни? Правильно ли я живу? Это главные вопросы, на которые мы все пытаемся найти ответ... В этой статье я предлагаю вам новую возможность пересмотреть свои жизненные приоритеты и найти для себя ответы на эти «вечные» вопросы.

Когда я серьезно заинтересовался этой темой и начал поиск, то обнаружил, что лучшие ответы на эти вопросы дают нам люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Я изучил книги-бестселлеры о людях, которые узнали, что очень скоро умрут и поменяли свои жизненные приоритеты; собрал различные исследования на тему «о чем сожалеют перед смертью»; добавил немного восточной философии и в результате получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь.

1. Самобытность

Все в жизни имеет свое назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты еще с самого детства.

Индивидуальность - высочайшая ценность в мире.
Ошо.

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где ее задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, - это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Ее пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а так же список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдете свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: "Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить?"

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, «убиваясь» при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия – это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретете истинное счастье. Так задумал Бог.

Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите.
Дипак Чопра



2. Самораскрытие и духовный рост

Перестаньте быть животным!.. Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабочены, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы осознать, что он духовное существо и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт.
Дипак Чопра

Осознайте Бога внутри себя. Человек – это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние «Быть», когда у вас нет мыслей и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь ее полнотой. Состояние «здесь и сейчас» - это уже духовное переживание.

Среди нас есть люди, немного, но есть, которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо еще в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определенная сумма…Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, о душе?
Юджин О’Келли, «В погоне за ускользающим светом»

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием.

Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира – это важнейшая задача человека.
Робин Шарма

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе ее достижения.

3. Открытость

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет – это вопрос выбора.

Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение.

Что посеешь, то и пожнешь.
Народная мудрость

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

  1. Дайте волю своим эмоциям и чувствам. Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в свое удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом - радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.
  2. Примите себя и жизнь такой, какая она есть. Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а событиям случаться самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит будет еще лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.
Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день.
Рэнди Пауш «Последняя лекция»


4. Любовь

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнес нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

Любовь – это питание для души. Любовь для души – это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа.
Ошо

Самый лучший способ поднять волну любви в своем теле – это благодарность. Начните благодарить Бога за все, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за все, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: "Почему я должен быть благодарен сейчас?" Ответ придет из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь - это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью все, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете…и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.
Карлос Кастанеда



5. Отношения

Когда проходит жизнь и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они – это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям свое внимание и восхищение ими, - все это вернется к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счету ты помогаешь быть счастливым самому себе.
Ошо

PS: Недавно в сети наткнулся на интересный опрос: «О чем вы будете сожалеть перед смертью?» 70% участников ответило «Когда придет время, тогда и узнаем...».

Так о чем Вы будете сожалеть в конце своего пути?

"Мамочка, а когда закончится кризис?" - как- то спросила меня вернувшаяся из детского сада дочь. Так уж повелось в этом мире, что самые трудные вопросы задают дети, а мы, взрослые пытаемся ответить на них. Нам больше всего хотелось бы, чтобы мир наших детей был светлым и чистым, чтобы в нем царили любовь и радость, вера и надежда. Но как подарить это детям, если мы сами перестали ощущать свое будущее? Сможем ли мы когда-нибудь почувствовать снова уважение к самим себе, к своей культуре, к своему народу, без чего не может существовать ни одно государство?

Характеристика современной ситуации как кризисной, предполагает, что кризис может быть преодолен. В нашем менталитете заложена непреодолимая вера в то, что за холодной зимой наступит весна, за "трудной годиной"- процветание. Этому учат русские былины и сказки, об этом поется в русских песнях -"без мрака нету света, без горя нет удач." И все же современное состояние духовной культуры России не может не тревожить

В начале 90-х гг. в жизненном мире россиян произошел перелом в связи с изменением основ жизни общества. Современный мир стал сложным, взаимозависимым, быстро изменяющимся, непредсказуемым в своем развитии. Многие негативные тенденции в развитии современной культуры связаны с изменениями в экономической и социальной сфере. Никогда еще Россия и русские не переживали такого трагизма и унижения, как теперь.

И в каждом сердце, в мысли каждой- Свой произвол и свой закон... ...над нашим станом, Как встарь, повита даль туманом, И пахнет гарью. Там - пожар.

Строки из "Возмездия" А.Блока стали актуальны как никогда. В стране с некогда относительно однородным составом населения, произошла резкая социальная дифференциация, повлекшая за собой формирование новых субкультур в рамках современного российского общества, реструктуризацию ценностных ориентаций, формирование новых культурных запросов. Перемены в мироотношении людей, глубинные и массовые, в свою очередь, изменяют облик экономической, политической жизни, влияют на темпы экономического роста. Стремительные изменения ведут к глубокой неуверенности, рождающую мощную потребность в предсказуемости. "Глубокая неуверенность в будущем способствует возникновению не только потребности в сильных властных фигурах, которые защитили бы от угрожающих сил, но и ксенофобии. Пугающе быстрые перемены рождают нетерпимость к изменениям в культуре и к иноэтническим группам". Так было в США на рубеже ХХ в., так было в Германии в 30-е гг. Так, по навязчивой аналогии явлений, в современной России.

Тотальный характер принял процесс обнищания общества. Происходят процессы люмпенизации населения, что закономерно ведет к снижению уровня духовных запросов личности, повышению агрессивности общества, активизации маргинально- криминальных слоев, для которых с точки зрения социокультурных взглядов характерны презрение к интеллектуальному и духовно-нравственному началу в человеке, к исторически сложившимся нормам общественного бытия и социального поведения, к образованности, эрудированности и т.п. Известный российский культуролог А.Я. Флиер в работе "Культура как фактор национальной безопасности" отмечал, что "по устойчивости традиций, норм и образцов, бесперебойному социальному воспроизводству, нормативной жестокости и одновременно пластичности, адаптированности к меняющимся условиям существования и т. п. криминальная культура (включая такие ответвления как субкультуры бомжей, гадалок, мелких мошенников, проездных попрошаек и др.) давно уже стала одним из наиболее стабильных социокультурных явлений в России" . Это значительно снижает безопасность жизни в обществе, что не может не сказаться на ценностных ориентациях по отношению к власти, религии, политике. Когда люди чувствуют, что под угрозой их выживание, они реагируют напряжением, стрессом. Это стимулирует активность индивида на преодоление угрозы. Но высокие уровни напряжения могут становиться дисфункциональными и даже опасными. Ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты, обеспечивающей определенный уровень предсказуемости и контроля над ситуацией. Помните у Ницше: "Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК". При отсутствии такой системы убеждений люди испытывают ощущение беспомощности, приводящее к депрессии, безразличию, фатализма, безропотного смирения или форму злоупотребления алкоголем или наркотиками. Неслучайно сегодня философы говорят о том, что кризис культуры в современной России становится фактором угрозы национальной безопасности страны.

Поставленный на грань выживания, человек стремится лишь к удовлетворению своих биологических потребностей, подчиняя свою систему ценностных ориентаций проблеме выживания. Исторический опыт большинства развитых стран подтверждает гипотезу ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает. Неудовлетворенные физиологические потребности первенствуют по отношению к социальным, интеллектуальным, эстетическим. Условия экономической необеспеченности, непредсказуемости будущего, приводят к определенным сдвигам в шкале ценностных ориентаций субъектов культуры. На первый план выходят "материальные" ценности, обеспечивающие поддержание собственного существования и собственной невредимости, отодвигая ценности, связанные с удовлетворением потребностей в признании, в самовыражении, в эстетическом удовлетворении.

В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Старые конфликты поколений ушли в прошлое. Нарушился привычный механизм трансляции культурных ценностей. Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что старшее поколение в современной России, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Это вызвало определенную растерянность. Они не спешат предавать новому поколению те ценности., которые получили из прошлого. Современная молодежь оказалась в довольно сложной ситуации. Эрих Фромм отмечал: " С раннего детства человек узнает, что быть модным- значит пользоваться спросом и что ему тоже придется "выйти" на рынок личностей. Но добродетели, которым человек научен,- честолюбие, чувствительность к чужому настроению, способность приспособится к требованиям других - носят слишком общий характер, чтобы обеспечить успех. Он обращается к популярной литературе, газетам, фильмам за более конкретными образцами и находит лучшие. последние модели для подражания.

Ничего удивительного, что в этих условиях чувство само ценности человека жестоко страдает. Условия для самоуважения - не в его власти. Человек зависит от других в одобрении и постоянной потребности в одобрении; неизбежным результатом являются беспомощность и неуверенность. В рыночной ориентации человек теряет тождество с собою; он становится отчуждением от себя.

Если высшая ценность человека- успех, если любовь, истина, справедливость, нежность, милосердие ему не нужны, то, даже проповедуя эти идеалы, он не будет к ним стремиться." В современной социо-культурной ситуации уровень непредсказуемости, неопределенности продолжает возрастать.

Смотрите, как дельно, бодро. Организованно держится В нашем столетии ненависть. Какие берет высоты, Как легко выполняет задания: Бросок-попадание! Ах, эти чувства иные- Как хилы они и вялы. Разве букет их чахлый Способен сплотить толпу? Разве сочувствие может Других победить в забеге? Разве многих сомнение за собой поведет?

Эти строки современного поэта, лауреата Нобелевской премии 1996 г. Виславы Шимборской удивительно точно предают мироощущение современного человека

Обессмысливание жизни, когда все теряет какое- либо значение и превращается в хаос вещей и событий,- есть прямое следствие разрушения иллюзий в результате столкновения с реальностью. Ведь смысл- это порождение наших проекций на внешний мир. Мы оказались не в состоянии жить в этом реальном мире, но система наших ценностей уже не защищает наш внутренний мир. Духовный кризис порожден крушением всех прежних привычек, стереотипов поведения, ориентации человека, что привело его к безысходности. Это приобретает особое значение для молодежи. Ценностные установки в дополнение к образу жизни человека формируют его картину мира комплекс отчасти рациональных (основанных на достоверном знании), но в значительной мере и интуитивных (ментальных, образных, эмоциональных и т.п.) представлений и ощущений о сущности жизни, о закономерностях и нормах этого бытия, ценностной иерархии его составляющих. Как известно базовая структура человеческой личности обычно складывается к моменту достижения индивидом зрелости и относительно мало меняется в дальнейшем. Это не означает, что никаких изменений не бывает в зрелые годы. Анализ показывает, что процесс развития человека никогда полностью не останавливается. Однако вероятность глубокой личностной перемены резко снижается после достижения зрелости. Таким образом изменить ценностные ориентиры взрослого человека сложнее. Фундаментальные перемены ценностей, отражающие перемены во внешней среде, осуществляются постепенно, по мере того, как на смену старшему поколению приходит молодое. Поэтому обществу не может быть безразлично, какая система ценностей формируется в сознании современных молодых людей.

В современных гуманитарных науках активно исследуется гипотеза о том, что системы убеждений на массовом уровне изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические и социальные последствия. Связь между ценностями, экономикой и политикой является взаимной. Нравственность, общественное сознание, которое отражает сложившуюся в обществе шкалу ценностей, определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и политика. Подробный анализ этих проблем представлен работе видного американского социолога Рональда Инглхарта.

Все это привело к тому, что проблема ценностей стала одной из самых дискуссионных в современных гуманитарных науках.

Ценности- спорный и неоднозначный термин. Проблема ценностей связана с вопросом о смысле человеческого бытия. Столь модная ныне формула " смысл жизни" (одним из первых ее ввел Ф Ницше) включает в себя вопросы- что есть ценного в жизни, чем она вообще ценна? Очевидно, что каждая эпоха развития человечества отвечала на эти вопросы по-своему, создавая свою систему ценностей. Мир ценностей историчен. Система ценностей формируется естественным путем. Каждая из них имела свое начало, откуда-то появилась в человеческом обществе. Ницше устами Заратустры говорит: "Жить не мог бы народ, не умей он оценивать"; "Скрижаль высших благ висит над каждым народом. Вглядись, то скрижаль его преодолений...То похвально, что ему трудно дается; что непреложно и трудно, то называет он добром; а что из крайней нужды вызволяет: самое редкое, самое трудное он нарекает священным" И потому у каждого народа свои, особенные ценности- "хочет он сохранить себя, так не должен он оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что одобрял один народ, в глазах другого было посмешищем и позором...Впрямь, люди сами дали все их добро и зло...Человек впервые вложил ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал смысл вещей и человеческий смысл!"

Но способен ли человек самостоятельно создавать ценности? Думается, что нет. Слишком мы все разные, слишком в разных мирах мы живем. Ценности всегда были групповыми, они объединяли и разъединяли людей.

Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории. Ценности выступают как сила, определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта - будь то отдельный человек, нация, этнос, государство. На основе ценностей, которые они принимают или исповедуют, люди строят свои отношения, определяют цели своей деятельности, занимают политические позиции.

Ценности - это не объекты (хотя на практике чаще всего ценности и рассматриваются как некоторое качество, присущее объекту, и в силу этого сам объект воспринимается как ценность), например - произведения великих живописцев, исторические и культурные памятники. Разве у кого-то из нас возникает сомнение, что Парфенон или Московский Кремль, работы К.Фаберже или несравненного Ван Гога - это ценности?). "Объекты" способны быть лишь носителями ценности, независимо от того материальны они или духовны. Ценность не может быть и свойством объекта, т.к. свойство лишь объясняет его способность обрести ту или иную ценность, став ее носителем. Ценности выступают как отношение субъекта (человека или общества) к этим объектам, сфера переживаний человека. Чтобы объект обладал ценностью, необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств, которые способны удовлетворять определенные потребности. Одна из восточных притч повествует о том, что однажды ученик спросил учителя: " Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И. Доказать это просто. "Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.". Источник возникновения ценностей - социальный опыт. Настоящим субъектом ценностного сознания является не отдельный человек в качестве самодостаточной данности, а общество в его конкретных формах проявления (род, племя, группа, класс, нация и т.п.) Ни ценности индивида, ни ценности общества в целом не могут измениться мгновенно. Фундаментальная перемена ценностей осуществляется постепенно. Критерием отделения ценного от неценного в качестве генеральной тенденции всегда выступает общественный интерес. Ценности, как это не покажется парадоксальным, оказываются надличностными, трансцендентными. Мера, степень трансценденции, способность в качестве своих жизненных ориентиров иметь не узкий круг "своих", "ближних", а и "общечеловеческих" ценностей - единственный путь сближения культур, путь к достижению диалога между ними. Ценности на этой высшей ступени своего развития утрачивают границы, замкнутость. Они выступают в роли культурных универсалий, абсолютного образца, на основе которого вырастает весь мир культурного многообразия. Однако, само понятие "общечеловеческие ценности" требует конкретизации и уточнения. Если вдуматься в его содержание, то мы легко увидим его условность. На это указывал Ницше: "Все хорошие вещи были некогда вещами дурными; из всякого наследственного греха произошла наследственная добродетель" Широко распространена идея о том, что на основе современной европейской цивилизации возникнет некая единая цивилизация, с некоей единой системой ценностей, которую стало принято называть системой "общечеловеческих ценностей". Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм (не это ли определило принятие решений о реформе образования в России), наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Но эта система не должна быть абсолютизирована. К тому же, в ней самой наблюдаются процессы смены ценностных ориентаций, вызванных ростом благосостояния в этих странах, уверенностью в будущем, что меняет сам стиль жизни. Далеко не все можно считать общим для всех. Никакая стратегия не является оптимальной на все времена " Единая мировая цивилизация- это такой же нонсенс, как и генетически стандартный человек, и цивилизационное разнообразие столь же необходимо, для обеспечения стабильности рода человеческого, как и разнообразие генетическое. И в то же время род людской взаимодействует с природой как единый вид, следовательно неизбежны и какие- то общие стандарты поведения и мотивы принятия решений"- отмечал академик Н.Н. Моисеев.

Необходимо признать, что общечеловеческие ценности существуют, хотя бы потому, что все человечество принадлежит к единому биологическому виду. Они обеспечивают целостность культуры, отражая единство жизненного опыта человечества. Высшие гуманные ценности, действительно, очень по-разному понимались в разные времена и у разных народов, но они присущи им всем. В глубинных основах культуры любого народа всегда - или по крайней мере, быть может за очень редким исключением - содержаться сходные, более или менее одинаковые для всех культур ценности. Они выступают в роли культурных универсалий. Каждая новая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако с необходимостью она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. Общечеловеческие нормы могут нарушаться и на самом деле они часто нарушаются. "Нормы и ценности в культуре детерминируют поведение человека. Вершины этой культуры- идеи добра, цивилизованности и социального порядка, но ее повседневная практика - беспросветный массив диких запретов, пуританских норм и безжизненных идеалов. Странным образом "разумное, доброе, вечное" культуры обращается на уровне ее повседневного функционирования в дубину для репрессии экзистенциального". Человек живет по одним законам, а. осознает же свою жизнь по другим. Есть масса примеров тому, что честные оказываются в дураках, что на лжи, лицемерии и нахальстве делается карьера, что благородство ведет к разорению, а подлость обеспечивает богатство и почет. Но парадоксальный факт: хотя житейский опыт показывает, что вору и подлецу жить легче, а быть порядочным трудно и невыгодно, но не смотря на это, порядочность и благородство, доброта остаются общепризнанными духовными ценностями, и никто не хотел бы слыть подлецом. Так называемые "новые русские" на заработанные, отнюдь не честными путями, средства отправляют своих детей учиться в самые престижные учебные заведения мира, нанимают для них талантливых гувернеров, - они хотят видеть их благородными, с хорошими манерами и блестящим образованием. И это тоже тенденции сегодняшнего дня в России.

Не в том суть жизни, что в ней есть, Но в вере в то, что в ней должно быть.

Эти строки, принадлежащие И.Бродскому яркое подтверждение тому, что общечеловеческие ценности значимы для любой культуры, так как они и делают человека человеком.

Обособленное существование народов в течение долгого времени вело к тому, что, содержащиеся в их культурах общечеловеческие ценности рассматривались людьми как нормы, действующие лишь в рамках их общества, а за пределами его не обязательные. Это вело к формированию своеобразного двойного стандарта.(Политическая культура Америки, как мне представляется -яркое подтверждение этому).Но современный мир становится все более взаимозависимым. По мере преодоления национальной замкнутости, увеличению степени знакомства людей с культурами других народов (этому во многом способствуют и средства массовой информации, развитие новых компьютерных технологий, рост международных обменов, развитие туризма и т.п.) постепенно обнаруживается наличие в разных культурах одних и тех же ценностей, хотя и выраженных в различных формах. Эти ценности осознаются как действительно всеобщие. Глобализация проблем, стоящих перед человечеством приводит к пониманию того, что различие ценностей требует сегодня разрешения в диалоге.

Из безграничного океана ценностей мировой культуры каждый выбирает то, что в наибольшей степени отвечает его потребностям и интересам. Необходимо учитывать тот факт, что люди, воспитаны в разных цивилизационных рамках и очень по- разному воспринимают происходящее, оценивают его, по разному реагируют, по разному принимают решения, даже в одинаковых ситуациях. Многое зависит от того, в какой конкретной ситуации, происходит актуализация или воплощение ценностей. " Теперь ситуация сосуществования множества альтернативных ценностно-нормативных и гносеолого-онтологических систем воспринимается уже не как упадок..., а как необходимая данность, которая должна быть осознана и из которой должны быть сделаны выводы". Таким образом, одной из труднейших проблем современности является мера сочетания и разнообразия цивилизационных установок и некоторых "общепланетарных императивов".

, 1946
Энтьен Беоти
Бумага, тушь 497x310 mm

Система ценностей определяет поведение человека сообразно с принципом разумности существования. Они изменяются, актуализируются в ответ на изменение внешних обстоятельств. Изменения, произошедшие за последние годы в мироотношении людей, привели к формированию новых ценностных ориентаций. Последствия этих изменений еще только складываются, элементы прежней культуры все еще широко распространены, но можно, тем не менее, различить черты нового. Все более высокий приоритет отдается качеству жизни, чем экономическому росту. Не абсолютное богатство, а чувство экзистенциальной безопасности является в наши дни решающей переменной. Этим объясняется и такое пристальное внимание к проблемам нравственности, экологии и т.п.

В современной культуре формируется диалогическое отношение и человека к человеку, признание свободы своего партнера. Человек сам осуществляет выбор ценностей из того океана смыслов, созданных человечеством. Нельзя не согласится с мнением французского экзистенциалиста Жан-Поля Сартра, что мы не в состоянии ни на кого переложить тяжесть принятия моего решения и ответственность за это решение. Общечеловеческие ценности, закрепленные в сознании человека нормами морали, предписаниями религии, культурной традицией во многом определяет поведение человека в обществе, но существует лишь как обстоятельства, при которых я все- же решаю сам, что для меня значимо, а что нет. Смысл знаменитого сартровского тезиса: "человек обречен быть свободным" состоит в том, что он никогда не завершен, он все время делает и переделывает себя сам, т.е. сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, в выборе ценностей. Воспитание- формирование ценностного сознания, но оно может быть только диалогом. Выбор смыслов всегда происходит в сфере экзистенциальной. А потому ценности не могут быть заданы. В дзен- буддистской традиции существует одна притча, которая, на мой взгляд, очень точно передает смысл всего вышесказанного "Одного дзенского Мастера спросили: "Что вы обычно делали до того как стали просветленным?

Он сказал: "Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца."

Затем спросили его: " А теперь. когда вы стали просветленным, что вы делаете?"

Он ответил: " Что же я еще могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца".

Вопрошающий был, естественно. озадачен. Он попытался узнать в чем же тогда разница.

Мастер засмеялся и сказал: " Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь все это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие; это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставлять себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать. Но в глубине души я злился, хотя внешне ничего не говорил. Теперь я просто рублю дрова, потому, что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца, потому. Что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится к нам, нам будут нужны дрова. Нам нужно будет отапливать помещение. Учитель стареет. ему нужно больше тепла. Из этой любви я ношу ему воду из колодца, рублю дрова. Но теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость"

Общество обречено жить в потоке обновляющегося знания, в череде все новых и новых проблемных ситуаций. Это условие существования и культуры, и человека. Развитие культуры происходит нелинейно, многообразно. Изменение системы ценностей - закономерный, неизбежный процесс. Новая, формирующаяся иерархия ценностей должна соответствовать новому складывающемуся типу культуры. В этом многообразии залог устойчивости системы.

Сегодня мы наблюдаем ситуацию формирования новой системы ценностей в России. Можно ли уже сегодня сказать какой она будет? В полной мере нет, но, очевидно, что эта новая система ценностей, ориентируясь на "общечеловеческие" стандарты, должна учитывать особенности менталитета России. В современной культуре Я- сознание слишком слабо развито (сказывается многовековое существование традиционной культуры). Общество способно задавить пробуждение сознания Я (события в Чечне ярче всего показали механизмы этих процессов. Когда ты отвечаешь не за себя, а за весь свой род) Ценность индивидуальности, свободной личности, способной к саморазвитию, к возможности существования в современном динамичном мире должна соотносится со свойственной для русской культуры идеей соборности. Необходимо поверить в то, что у нас не все потеряно, важно почувствовать общность - мы не одни, у нас общая судьба, вернуть самоуважение и гордость за свою нацию. Идея национальной чести, как показывает опыт послевоенной Японии и Германии может спасти общество от деградации. Но не обойтись и без развития свободной личности, а это значительно повышает ценность образования.

Отсутствие готовых способов трансляции ценностей культуры, необходимость поиска, создание новых способов связи поколений и разных культур - обстоятельство с одной стороны стрессовое, с другой творческое, развивающее. Не случайно в одной древней восточной притче говорилось о том, что как-то на одном собрании зашла речь о падении нравов.

Не успел он окончить, как один дервиш заметил: как знать, а может быть дно окажется лучше верха.1

Но, очевидно, чтобы реальные перемены произошли необходимо сделать свой выбор между свободой и ответственностью. Необходимо начать с работы над собой. Только на это надежда и только это абсолютно в нашей власти.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины