Картотека дидактических игр для средней группы олимпиадные задания (старшая группа) на тему. Дидактическая игра «времена года» картотека на тему Дидактическая игра какое время года средняя группа


3. Е. АГРАНОВИЧ
ВРЕМЕНА ГОДА






Художник Е. М. Воробьева

Агранович 3. Е.

А251 Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа / Худ. Е.М. Воробье-ва. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 8 с. вкл.

18ВМ 5-89814-102-2

Пособие включает методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа. Реко-мендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и срав-нительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — массовых и компенсирующего вида, — а также для индивидуальных домашних занятий и игр с детьми. Та-кие занятия будут способствовать расширению и уточнению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в жи-вой и неживой природе, помогут активизировать речевую деятельность.

УДК 376.3 373.2 ББК74.3 74.102я Санкт-Петербург:< ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по разви-тию речи (составление описательных и сравнительных расска-зов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в до-школьных образовательных учреждениях — как массовых, так и компенсирующего вида. Советуем также родителям использо-вать его в индивидуальных занятиях и играх с детьми. Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению пред-ставлений дошкольников о временах года, о сезонных измене-ниях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи.

Пособие включает настоящие методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа.

Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связ-ную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу рече-вого развития детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием мыш-ления. Средний и особенно старший дошкольный возраст — это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор ребенка, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи — речь ста-новится более связной.

Учеными установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений, но испытывают значительные трудности при овладении различ-ными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Малыш 4—5 лет, не закончив одной части высказывания, мо-жет перейти к другой, с совершенно новым содержанием; смыс-ловые связи между фразами в его речи или слабо выражены, или совсем отсутствуют. Хотя дети в общем успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целое вы сказывание, умение отражать в рассказах различные виды свя-зей, выделять и объяснять взаимную зависимость предметов и явлений у них надо целенаправленно формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

В дошкольном возрасте дети еще только начинают овладе-вать монологической речью, поэтому нуждаются в своевремен-ной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связно-му и последовательному изложению своих мыслей, педагог по-могает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения. Выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладе-ния языковыми средствами, способствует совершенствованию всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетичес-кой.

Наибольшие затруднения обучение связной монологической речи вызывает у дошкольников с речевой патологией (общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития различной этиологии). Монологическая речь данной категории детей ха-рактеризуется рядом типичных недостатков: бедностью слова-ря (малым количеством обобщающих понятий, преобладанием глаголов и существительных и недостаточным количеством прилагательных, наречий); неточностью понимания значений слов и неправильным словоупотреблением; пропуском смысло-вых звеньев; нарушением логической последовательности пове-ствования; длительными паузами; большим количеством оши-бок в построении предложения и согласовании его членов (так называемые падежные и предложные аграмматизмы).

Рассказ-описание для детей с тяжелой речевой патологией практически недоступен. Они обычно ограничиваются перечис-лением отдельных предметов и действующих лиц на сюжетной картинке. Некоторые дети способны лишь отвечать на вопросы.

У данной категории детей отмечается также значительное сни-жение речевой активности, что обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

Обучение рассказыванию занимает важное место в общей си-стеме логопедической работы и проводится в соответствии с ин-дивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляе-мость, недостаточную переключаемость, логопед при построе-нии занятий соответствующим образом подбирает речевой ма-териал, создает такие ситуации, которые актуализируют по-требность ребенка в речевых высказываниях.

Таким образом, овладение связными формами высказыва-ний (особенно в случаях речевой патологии) — сложный и дли-тельный процесс, требующий умелого педагогического воздей-ствия и руководства.

Важную роль в занятиях с детьми (как имеющими нормаль-ное речевое развитие, так и логопатами) играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Вы-готский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть ха-рактерные признаки представленных на них объектов, расска-зывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка и т. д.; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняе-мые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, разви-тию логического мышления.

На занятиях по развитию речи часто используется фланелеграф. Любая картинка на фланелеграфе как бы оживает, пред-меты можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную по-требность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная сме-на видов деятельности с включением двигательного анализато-ра активизирует внимание детей, поддерживает интерес к за-нятию.

С помощью фланелеграфа можно подвести ребенка к пони-манию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Малышу легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием фла-нелеграфа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню рече-вого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше воз-можности самостоятельно действовать с картиной. Фланелеграф позволяет использовать при восприятии сюжетной карти-ны двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наибо-лее активизирующему речевую деятельность детей. -

Таким образом, использование наглядно-дидактического по-собия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу четырех задач, стоящих перед логопедом, воспитателем, родителями:


  1. обогащение словаря ребенка и формирование у него грам-матических категорий;

  2. развитие связной речи в процессе обучения рассказыва-нию;

  1. развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);

  2. формирование пространственно-временных представле-ний.

Работа по обучению рассказыванию (составление расска-зов-описаний и сравнительных рассказов) состоит из двух эта-пов:

  • подготовительного, цель которого — познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить
    понимать последовательность изображенных на картине собы-тий, установить причинно-следственные связи между предме-тами и явлениями;

  • основного, цель которого — научить детей составлять рас-сказ (развернутость рассказа будет зависеть от уровня речевого
    развития и этапа обучения).

Процессу обучения детей различным видам рассказывания предшествует большая работа по сравнению отдельных предме-тов и явлений.

Взрослый может предложить ребенку в качестве помощи план рассказа. Например:

«Зима»

  1. Какое время изображено на картинке?

  2. Назови первые приметы этого времени года в природе.

  3. Назови зимние месяцы.

  4. Назови признаки зимы.

  5. Расскажи о жизни птиц и зверей зимой.

  6. Назови зимние забавы и развлечения.

Ребенок сам может сложить картинку, соответствующую оп-ределенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу (см. образцы сюжетных картин на цветной вкладке), но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. Это повышает его заинтересо-ванность в выполнении задания, стимулирует речевую актив-ность и произвольное внимание.

В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи — все это спо-собствует развитию мышления, памяти, внимания.

Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры.

«Чего не стало?» Взрослый убирает какую-нибудь сущест-венную деталь картины, а ребенок называет исчезнувший пред-мет.

«Что изменилось?» Взрослый меняет местами какие-нибудь существенные детали картины, а ребенок говорит, что измени-лось.

Примечание. При выполнении этих заданий ребенок не должен видеть манипуляций взрослого.

«Нелепицы». Взрослый составляет из деталей игры различ-ные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на фланелеграфе (например: летом дети катаются на лыжах, грибы растут на дереве, и т. д.).

Формирование пространственно-временных представлений нередко вызывает значительные трудности, особенно у детей-логопатов. Между тем недостаточная сформированность этих мыслительных категорий в дальнейшем может стать одной из причин нарушений чтения и письма, что подтверждается ре-зультатами обследований младших школьников, имеющих та-кие нарушения. Действия с пособием помогут детям усвоить та-кие понятия, как верх низ, вправо влево, перед за по-сле между, над под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность).

^ КАК ПОДГОТОВИТЬ

ПОСОБИЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

  1. На лист плотного картона или оргалита (размер произ-вольный) натянуть однотонную фланелевую ткань или кусок
    коврового покрытия.

  2. Вырезать все детали пособия по контуру.

  3. На обратную сторону каждой детали наклеить кусочекбархатной бумаги (ворсом наружу) или «липучки».

Подготовленные таким образом детали будут хорошо дер-жаться на фланелеграфе, в то же время их легко снимать и пе-редвигать.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Жукова Н.С., Масткжова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоле-ние ОНР у дошкольников. — М. : Просвещение, 1990.

  2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Се-ливерстова. — М.: Просвещение, 1981.

  3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском са-ду. — М.: Просвещение, 1978.

  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопеди-ческих занятиях. — М.: Просвещение, 1990.

  5. Савченко А. Фланелеграф на занятиях по развитию речи// Дошкольное воспитание, 1976, № 2.

  6. Соломенникова Л. Об использовании наглядности дляформирования связной монологической речи // Дошколь-ное воспитание, 1999, № 4.


На вкладке — образцы сюжетных картин: Осень. Зима. Весна. Лето.
ЗАГАДКИ

Летом гуляет, зимой отдыхает.

(Медведь)


Всех перелетных

Птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)


Снег на полях. Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)


Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

(Заяц)


Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...

(снегири)


Лежал, лежал, да в речку побежал.

(Снег)


Бел, да не сахар Ног нет, а идет

(Снег)


Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)


Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

(Дерево)


Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза — угольки, руки — сучки. Холодная, большая, кто я такая?

(Снежная баба)


Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)


Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

(Заяц )


Под кочкою крошка, только шляпка да ножка.

(Гриб)


Зимой и летом одним цветом.

(Елка)


Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает?

(Осенью




Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год.

(Елка)

А.Рождественская


Летом вырастают, а осенью опадают.

(Листья)


Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает?

(Летом)


Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака)


Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)


Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает.

(Солнце)


Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются.

(Дождь) Л. Ульяницкая


По небесам оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой...

(тучи)


Синенька шуба покрыла весь мир.

(Небо)


Кручу, урчу,

Знать никого не хочу.

(Вьюга)


У нас под крышей гвоздь висит. Солнце взойдет — гвоздь упадет.

(Сосулька)


Оно как синее стекло: скользко, весело,светло.

(Лед)


Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

(Гриб)

П.Расс-Серебряная


Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.(Бабочка)

























Учебное издание

Зоя Евгеньевна АГРАНОВИЧ

^ ВРЕМЕНА ГОДА

Наглядно-дидактическое пособие

для занятий по развитию речи с дошкольниками

с использованием фланелеграфа

Алексеева Ольга Александровна.

Воспитатель МБДОУ №122"Солнечный лучик", г.Чебоксары

Дидактическая игра "Времена года"

СКАЧАТЬ (с фото)

Дерево «Времена года».

«Игра для дошкольников - способ познания окружающего,

игры имеют большую педагогическую ценность -

они развивают у детей смекалку, выдержку,

самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

Дидактические игры для дошкольников позволяют применить полученные знания на практике и узнать что-то новое. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных качеств: любознательность, активность; отзывчивость; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Прежде всего, дидактические игры осуществляют познавательное развитие детей. Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Дидактические игры способствуют возникновению у детей потребности к установлению определённых социальных отношений со сверстниками и взрослыми, изменяется поведение детей.

Дидактическая игра

«Времена года»

(вторая младшая группа)

Цель

  • Развивать у детей умений выделять характерные признаки времён года;
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную речь и находчивость;
  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Воспитывать любовь к природе, доставить детям радость от игр.

Материал: дерево, картинки с признаками времен года, зайчик игрушка.

Словарная работа: листопад, таит снег, берлога, снегопад.

Ход игры:

1.Ребята заходят в группу и видят печального зайку (рядом с ним картинки времена года). Воспитатель:- Зайчик ты, что такой грустный? Ребята Зайка не знает, какое сейчас время года. Мы тебе поможем, расскажем о каждом времени года.

2. Загадывание загадок.

Воспитатель:- Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

Соответствующую картинку дети находят и относят к дереву «времена года».

3.Упражнение «Подбери пару»

Дети берут по одной картинки. Называют признак времени года (таит снег, солнце припекает, листья опадают и т.д.). По сигналу находят такую же картинку.

Воспитатель:- Ребята молодцы, правильно подобрали пары. Зайка хочет с вами поиграть.

4. «Зайки и лиса»

По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки «роют» землю)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

Воспитатель:

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)
Воспитатель: - Ребята вы такие молодцы, помогли зайке.

А ты зайка больше не грусти, ребята тебе помогли.

Все признаки времен года нашли.

Имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Составители:

воспитатели

I квалификационной категории

Пляшева Гульнара Алиевна,

Акатьева Лейсян Ильдусовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2015 год

Дидактическая игра «Времена года»

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) .

Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Целью дидактической игры «Времена года» является:

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

Выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;

Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года»

Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»

Задачи:

  1. Закрепить знания о природных явлениях.
  2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
  3. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.

Материал: как вариант,

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (Осень).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильн о.

Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.

К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.

Вариант 2. Игра «12 месяцев»

Задачи:

  1. Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
  2. Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Вариант для детей от 3 до 4 лет.

На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.

Вариант для детей от 4 до 5 лет.

К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Вариант 3. Игра «Круглый год»

Задачи:

  1. Учить детей называть времена года.
  2. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
  3. Активизировать и обогащать словарь.
  4. Развивать воображение, фантазию, мышление.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.

Например: март – «М» - молоко, мыло и т.д.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

Вариант 4. Физминутка «Времена года».

Задачи:

  1. Учить детей выполнять движения в соответствии с указанной схемой.
  2. Формировать двигательную активность.
  3. Развивать ловкость, внимательность.

Правила

Вариант 5. Игра «Дорисуй картинку»

Задачи:

  1. Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
  2. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.

Материал

Список использованной литературы

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.


Галаова Залина
Дидактические игры на тему «Времена года»

Дидактические игры к макету «Пирамида»

Дидактическая игра «Дополни»

(Для детей 4-7 лет)

В игре участвует подгруппа детей из 3-4 человек.

Цель : Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, дополнить отдельно взятыми элементами по временам года .

Материал к игре : модель «Времена года » , картотека стихотворений и загадок по временам года , раздаточный материал к игре на каждого ребёнка.

Ход игры:

-«Когда это бывает?» Отгадывание загадки или зачитывание стихотворения о конкретном времени года ;

Рассматривание стороны пирамиды с изображением данного времени года ;

Выбрать сторону фишки, подходящая к нему;

Дидактическая игра «Что не по сезону?»

(Игра предназначена для детей в возрасте 3-7лет)

Цель : Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.

Игровое оборудование :

Модель «Времена года » , кукла, одежда, сундучок для одежды (шкафчик) .

Задачи :

Ход игры : На столе макет «Времена года » , с одним из времён года . Перед макетом кукла в одежде, соответствующая данному сезону (с одной ошибкой)

Описывание времени года на макете , характерных признаков;

Рассматривание куклы, её одежды;

Выявление детали одежды куклы, одетая не по сезону.

Объяснение причины выявленной ошибки.

Дидактическая игра «Одень куклу по сезону»

(Для детей 3-7лет)

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Индивидуальная или подгрупповая совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель :

Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.

Задачи :

Закреплять умение правильно называть предметы одежды;

Формировать умение образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать в речи прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже, навыки общения (можно включить задачу обучения составлению простых предложений по вопросам);

Тренировать навыки последовательного одевания и раздевания;

Развивать пальчиковую моторику;

Игровое задание :

Правильно подобрать одежду и одеть куклу.

Правила игры :

Подбирать одежду по сезону, последовательно одевать куклу.

Игровое оборудование :

Модель «Времена года » , кукла с комплектами одежды : зима, весна, лето, осень; картинки с природными признаками всех времён года ; книжки с загадками по различным темам, картотеки сезонных примет.

кукла, одежда, сундучок для одежды (шкафчик) .

Ход игры:

(Воспитатель садится напротив детей. На столе макет «Времена года » . Возле неё на стульчике сидит кукла девочки) Предлагает детям выбрать один из времён года на макете . Проводится описание данного времени года .

Как одеваются люди… (называет выбранное детьми время года

Надо одеть Таню по сезону. Какую одежду будем одевать? (Ответы детей)

Откуда можно взять одежду? (из сундучка, из шкафа)

Вспомните, пожалуйста, как правильно надо одеваться на прогулку. (Ответы детей)

Ребята под руководством воспитателя или самостоятельно в нужной последовательности одевают куклу. Детям разрешается поспорить, стоит ли вещь одевать сейчас. То, что не понадобится кукле, дети убирают в сундук или шкаф. Воспитатель благодарит детей .

Публикации по теме:

«Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада «Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада. Дары осени. Цель: закрепить с детьми признаки осени (ранней, поздней,.

Представляю вашему вниманию подборку и изготовление дидактических игр на тему "Осень" для детей моей первой младшей группы. 1. Разрезные.

Дидактическая игра «Мама потерялась» В этой игре используются картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей. Детеныши.

Цели: обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные.

Конспект НОД в логопедической подготовительной к школе на тему “Времена года. Весна – игра “Что? Где? Когда?” Материалы и оборудование.

Тема занятия: «Месяцы и времена года» Цели занятия: формирование знания о временах года у детей старшего школьного возраста, научить их.

Презентация «Закрепление умения различать времена года по признакам и по сезонным изменениям. Лэпбук «Времена года» Лэпбук объединяет обучение и воспитание в целостный процесс и дает возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей.

Что нам осень принесла.

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Ход игры

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

Зимние развлечения.

Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения».

Ход игры

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

Весна.

Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?

Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

Времена года.

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.

Ход игры

На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

Когда это бывает?

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Отгадать по описанию.

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Ход игры

Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.

Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Что похоже на солнышко?

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление.

Материал: солнышко, предметные картинки.

Ход игры

На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин).

Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

День-ночь.

Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель называет действия людей днем ​​или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

Что изменилось?

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины