Барселона – колыбель архитектурного гения Антонио Гауди. Антонио Гауди, гений — он во всем гений Изменение религиозных взглядов Гауди

На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии оказало магическое влияние творчество великого мастера Гауди. Архитектор Антонио Гауди и Корнет (Antoni Gaudi i Cornet) родился 25 июня 1852 года в городе Реус каталонской провинции Таррагона. Родители его были котельщиками, и юный гений часто помогал отцу и деду, восхищаясь виртуозной работой их рук при изготовлении изделий из меди. Влюбленного в природу и наблюдательного Антонио с детства привлекали совершенство форм, игра цветов и линий. Любовь ко всему натуральному нашла выход в творчестве Гауди – излюбленными материалами мастера стали камень, керамика, дерево и кованое железо.

Всего в архитектурном наследии Гауди 18 сооружений, большинство из них находится в Барселоне, определяя весь облик города. Он был влюблен в этот город, говорил по-каталански и в культуре своего народа черпал неиссякаемое вдохновение для творчества. Среди самых известных работ Антонио Гауди в Барселоне – дом Висенс, школа Терезианок, дом Бельесгуард, дворец Гуэль, дом Бальо, дом Мила (La Pedrera), парк Гуэль и, конечно, храм Святого Семейства.

Таинственный символ города – храм Святого Семейства

Храм – это «фирменный знак» Барселоны, общепризнанный символ города. Его величественные башни производят поистине незабываемое впечатление, само здание полно тайн и закодированных посланий Гауди. Но, пожалуй, главная загадка этого шедевра, который был задуман как храм искупления грехов, – в его незавершенности.

Здание проектировалось в готическом стиле, следы его прослеживаются в крипте и апсиде, однако потом гений импровизации поменял идею, экспериментируя со стилями и создавая свой уникальный архитектурный почерк. При создании храма Гауди почти не использовал чертежи, он собственноручно делал эскизы, и поэтому на работу уходило очень много времени. Над храмом Саграда Фамилия архитектор работал сорок три года, так и не завершив строительство. В 1926 году он погиб, попав под трамвай на перекрестке улиц Гран Виа и Байлен.

В 1936 году мастерские Гауди были сожжены, и только через 20 лет работы по строительству храма возобновились, уже по мелким кусочкам фотографий и набросков и, конечно же, без той волшебной импровизации, что была присуща только Гауди. Строительство собора продолжается до сих пор, неуклонно преодолевая финансовые и другие затруднения. Храм Святого Семейства, располагающийся в самом центре города на улице Майорка, 401 , ежегодно привлекает тысячи туристов, которые, любуясь величием проекта Гауди, пытаются разгадать его тайну...

Дом Бальо (Casa Batllo ) в Барселоне

Дом Бальо («Батло» , «Батльо» ) – один из многочисленных шедевров Антонио Гауди, элегантный образец стиля модерн, так распространенного в Каталонии в начале XX века. Дом Бальо был построен в 1904–1906 годах на Пасео де Грасия, 43 . Гауди реконструировал дом, применив свой фирменный стиль: многоцветная и сверкающая мозаика, кривые линии, выразительность форм, причудливые балкончики, фантастическая крыша с черепицей в виде рыбьей чешуи.

Местное название дома – Casa dels ossos («Дом костей»). В нем действительно узнаются образы костей и внутренних органов некоего гигантского загадочного животного. Крыша дома покрыта арками, что создает ассоциации со спиной дракона. По общепринятому мнению округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия Победоносца (Святой Георгий - покровитель Каталонии), вонзенный в спину дракона.

Дом Мила (Casa Mila, La Pedrera)

Дом Мила в Барселоне – один из лучших примеров архитектурной концепции Антонио Гауди. Кому-то его фасад напоминает набегающие волны, а кому-то – каменную гору с пещерами. Барселонцы шутливо так и называют его: «La Pedrera» («Каменоломня»).

Гауди, работая над строительством этого дома на углу оживленного проспекта Пасео де Грасия и улицы Провенса, как обычно, черпал вдохновение у природы. Концепция модерна здесь – это нечто живое, текучее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону так же изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью.

В 1984 году дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием, и сегодня на последнем этаже размещается музей, посвященный Антонио Гауди, остальные этажи отданы под элитное жилье.

Парк Гуэль (Parc Guell)


Другой знаменитый проект Гауди – парк Гуэль, расположенный за площадью Лессепс, на улице Олот . Парк Строился с 1900 по 1914 год, но, к сожалению, как и храм Саграда Фамилия, не был закончен.

Парк – совместный проект Гауди и предпринимателя Гуэля – был идеей вполне многообещающей: на склоне одного из холмов барселонской равнины планировалось возвести зеленый городок для отдыха богатых горожан. Однако грянул экономический кризис, и строительство пришлось заморозить. Гауди сумел лишь частично воплотить свои мечты в жизнь – была построена одна стена предполагаемого парка.

У входа в парк вас встречают два уютных «пряничных» домика, сделанных по примеру крепостных башен, разделенных эффектными железными воротами (в одном из этих домиков впоследствии поселился сам Гауди). Вверх ведет лестница, украшенная скульптурами фантасмагорических зверей, покрытых мозаикой, среди них – характерная ящерица Гауди, символ удачи и благополучия, встречающийся почти в каждом произведении мастера. Лестница ведет к просторному «Залу ста колонн», изюминка которого в том, что крыша одновременно является балконом извилистой формы, а карниз колоннады – спинка непрерывной скамьи, окаймляющей всю верхнюю площадь. Отсюда открывается один из лучших видов на город.

Парк Гуэль считается одной из работ Гауди, где в наибольшей мере проявилось его воображение. В домике, где жил архитектор в 1906–1926 годах, сейчас открыт музей его имени.

Дом Висенс (Casa Vicens)

Одна из первых работ Антонио Гауди – дом Висенс, который находится на улице Каролинас 18–24 . В 1878 году молодой предприниматель Мануэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. По не зависящим от него причинам строительство было отложено на 5 лет, и это было спасением для молодого Гауди, который просто не знал, как спроектировать дом: площадка под строительство была довольно узкой, и строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий.

В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди.

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности, бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии к незабываемым творениям Антонио Гауди.

На защите дипломных проектов в барселонской Провинциальной школе архитектуры председатель комиссии представил Антонио Гауди-и-Корнета следующим образом: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». Заносчивый студент ответил: «Похоже, теперь я - архитектор».

Антонио Гауди спроектировал и построил 18 сооружений, из которых 12 в своём любимом городе - Барселоне. Его творения чудесны, загадочны, наполнены глубинным смыслом. Кажется, что они принадлежат другой реальности, настолько искривлены и при этом гармоничны формы, настолько неожиданно буйство красок и фантастичны детали.

Стиль Гауди

Антонио Гауди выработал свой особенный стиль, соединив модерн и традиционную каталонскую культуру. Многие эксперты относят его творчество к стилю каталонского модерна . Пожалуй, это единственное архитектурное направление, особенности которого отчасти совпадают с чертами творчества барселонского архитектора. Но только отчасти.

Антонио Гауди создавал собственную эклектику, посредством смешения архитектурных стилей. Ни один архитектор до него не переносил законы природы на архитектуру . Благодаря этой особенности формы зданий Гауди настолько плавны и текучи и оттого неповторимы. В них нет ни одной прямой линии - ни внутри, ни снаружи.

Каса Висенс

Молодой архитектор впервые получил заказ на строительство жилого дома. Кирпичный и керамический промышленник, Мануэль Висенс предоставил ему полную свободу действий на крохотном клочке земли в 0,1 га. И здесь гениальность и фантазия Гауди проявились во всем блеске и сделали его самым модным архитектором Каталонии.

На 0,1 га он построил мавританский особняк с круглыми башнями по бокам, отделанный керамическими плитками, и окружённый садом. Здание получилось праздничным и ярким, чему немало способствовал шахматный декор и украшения в виде ягод, шишек, листьев.

Интерьер дома оставляет незабываемые впечатления. Дверные проёмы расписаны листьями и цаплями, а с потолка столовой свисает спелая вишня из раскрашенной лепнины. И, наконец, главная мистификация - барочный псевдокупол на абсолютно плоском потолке.

В 1925 году Каса Висенс был признан лучшим сооружением года.

Дом Батло. Дом Костей

Квартал, в котором находится здание, в народе получил название «Яблоко раздора». На одной улице стоят, прижавшись друг другу творения самых знаменитых каталонских архитекторов. Антонио Гауди проектировал и строил дом для текстильного фабриканта Хосе Батло Касановаса.

В Барселоне здание известно как «Дом костей» или «Дом с масками». Оба названия одинаково точно отражают его суть.

Название «Дом из костей» было дано из-за колонн в виде костей и балконов, напоминающих человеческие черепа. Казалось бы, должно получиться что-то мрачное и отталкивающее, но нет. Великий архитектор умудрился сделать здание весёлым и карнавальным. Фасад покрыт радужной мозаикой из битой керамики. Под утренними солнечными лучами дом играет и переливается всеми цветами. Крыша похожа на колпак Арлекина, а жуткие балконы-черепа видятся карнавальными масками.

Словно большое неведомое чудовище из другого мира здание бугрится, перетекает из одной плоскости в другую. В нём нет ни одной прямой линии, только волны, из-за которых дом выглядит живым. Это и есть неповторимый стиль Антони Гауди - ничего статичного и мёртвого, только жизнь и движение.

Каса Мило. Каменоломня

Как этот дом только не обзывали барселонцы: каменоломня, питомник змей, осиное гнездо, железнодорожная катастрофа, депо для дирижабля. Все эти определения верны. Суровое массивное здание будто вырастает из-под земли. Такое ощущение, что над скалой потрудились внешние силы - океанская волна, трудолюбивые насекомые, может быть даже огненная лава.

Перед Антонио Гауди стояла задача - построить современный и удобный жилой дом. С задачей он справился, только вот жильцы отказывались в нём жить, опасаясь стать посмешищем.

Начав работу над парком в 1900 году под покровительством барселонского мецената графа Гуэль, архитектор создал самое фантастичное творение.

Граф Гуэль хотел построить квартал-сад по английскому подобию, продав участки земли богатым горожанам под дома. Обустройство же территории поручил Гауди. Предполагалось, что между утопающих в зелени особняков будут виться тропинки, журчать фонтаны, виднеться гроты, и беседки.

В результате архитектор создал страну Чудес, вход в которую проходит через сказочные ворота и павильоны. В основе планировки парка лежит сжатая пружина - серпантином вьются крутые лестницы и извилистые дорожки.

Любимым местом детей в парке стал бассейн с драконом и змеёй. Популярным ритуалом посетителей парка стало сидение на скамье-змее, покрытой разноцветной переливающейся керамикой. Если присмотреться чуть внимательнее, то становятся различимы волшебные символы, формулы, слова молитв, числа, мозаичные картинки. Что означает этот ребус - никто не знает. Зато как интересно его разгадывать!

По воспоминаниям подрядчика, чтобы получить самую удобную форму сидений, Гауди приказал рабочим раздеться и усесться поудобнее на свежий раствор.

Собор Саграда Фамилия

Несмотря на нелюбовь барселонских властей, в 1884 году Антонио Гауди поручили закончить строительство Собора «Святого Семейства» . Начиная с 1910 года, архитектор жил только этим проектом. Он умер, так и не закончив собор, в 1926 году.

«Саграда Фамилия» стал лебединой песней мастера. Собор поражает масштабностью мысли и великолепием исполнения.

Высота храма - 45 метров, длина - 110 метров. Три входа, 5 продольных нефов и 3 поперечных, крытая галерея кольцом охватывает собор.

Каждый элемент «Святого Семейства» наполнен религиозным и философским смыслами. 12 башен по числу апостолов, где центральная с крестом - символ жертвы Христа, 4 колокола - по числу евангелистов, 2 шпиля по 170 метров в честь Иисуса и Богоматери.

При жизни архитектор успел построить только западный фасад, посвящённый Рождеству . Неоконченными остались восточный и южный, посвящённые Страстям Господним и Вознесению .

Фасад Рождества настолько совершенен, что его выделяют в отдельное здание. Каждый персонаж фасада срисован с реальных людей: Иуда - сторож-алкоголик, царь Давид - штукатур, Понтий Пилат - козопас, младенец Иисус - внук одного из строителей, осёл - ослик, принадлежащий старьёвщику.

Внутреннее пространство поражает не менее. Гауди задумал сделать его садом: колонны - платаны, чьи устремлённые в небо ветви смыкаются, образуя купол, сквозь который видны звёзды. Помещение спроектировано так, что колокола звучат как мощный орган, а завывания ветра напоминают пение хора.

Поклонники таланта

К творчеству Гауди невозможно отнестись равнодушно. Современники и восхищались им и ненавидели, считая уродством архитектуры. Однако сегодня оно заслужило признание и любовь, поставив его мастера в один ряд с Пабло Пикассо и Сальвадором Дали .

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

По свидетельствам близких и современников, характер Антонио Гауди (Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet) представлял собой клубок противоречий: гордый и мелочный, щеголь и бродяга, мудрый и чувствительный, остроумный и скучный.

После пяти лет подготовки, в возрасте 22 лет Гауди поступил в Высшую Архитектурную Школу. Это было учебное заведение нового типа, в котором преподаватели делали все, чтобы обучение не превратилось в рутину. В Школе студенты поощрялись, имея возможность участия в настоящих проектах, а практический опыт всегда очень ценен для архитектора. Занимался Антонио с удовольствием и энтузиазмом, по вечерам засиживался в библиотеке, выучил немецкий и французский языки, для того чтобы иметь возможность читать литературу по профилю. Антонио был одним из лучших учеников, но никогда не был любимым.

Его сложный, непокладистый характер и склонность любой ценой добиваться признания своей правоты настраивали преподавателей против него. Однажды ему поручили разработать проект кладбищенских ворот, а он принялся рисовать похоронную процессию во всех подробностях. Преподаватель возмутился его подходом к делу, а Гауди заявил, что тот ничего не смыслит в красоте, и покинул аудиторию, хлопнув дверью. Именно в это время и родилась фраза «гений или сумасшедший», которая цитируется во всех статьях о Гауди.

Так преподаватели отзывались об упрямце, который, впрочем, все экзамены сдавал на «отлично»… если дело не доходило до принципиальных споров. В таких случаях Гауди был бескомпромиссен, и отличная оценка тут же превращалась в неудовлетворительную.

Пожалуй, это время было самым счастливым в его жизни. Гауди снимал квартиру вместе со своим братом Франсиском, они носили один гардероб на двоих, поэтому казалось, что у Антонио несметное количество одежды. Молодые люди вместе ходили на вечеринки, участвовали в общественных мероприятиях, украшали карнавальные платформы, разыгрывали политические и исторические пародии из жизни известных людей, путешествовали по Каталонии. К ним часто приезжал отец, а мама каждый день писала письма.

Внезапно все оборвалось. Франсиск скоропостижно скончался. Все случилось настолько быстро, что врачи не успели поставить диагноз. Многообещающая медицинская карьера Франсиска оборвалась, так и не успев начаться. Антонио обезумел от горя. Для него брат был самым близким человеком.

Гауди всегда выглядел старше своих лет, а тут просто в одночасье постарел. Но семью архитектора, только оправившуюся от этого горя, вновь постигает новый удар: умирает мама, которая так и не смогла перенести потерю старшего сына. Вне себя от горя, Антонио углубляется в учебу. В свободное же время бесцельно бродит по Барселоне, пока держат ноги, и, приходя домой, падает без сил, забываясь тяжелым сном до следующего дня.

Через некоторое время будущий архитектор решает перевезти к себе в Барселону отца и младшую сестру Розу с дочерью. Одиночество для него невыносимо. Но после этого переезда Антонио приходится работать гораздо больше, чтобы прокормить всех. Кроме того, ему нужно готовить дипломный проект, для которого он выбрал как раз те злополучные кладбищенские ворота, из-за которых было столько споров. С большим трудом, преодолев препятствия обиженных преподавателей, в 1878 году Антонио Гауди получил диплом архитектора.

Один из первых его проектов ‒ рабочий поселок Матаро. Это проект поселения, созданный по заказу рабочего кооператива. К сожалению, он остался лишь на бумаге. Но для того чтобы понять нужды рабочих, Гауди посещал их слободки в пригородах Барселоны.

В одном из таких поселков Антонио познакомился с Жозефиной Морей. Она работала учительницей, была на несколько лет старше и гораздо опытней, поскольку уже была разведена. Жозефина имела строптивый характер, прекрасно развитое чувство пространства и ощущение прекрасного. Она была прелестна: темные волосы до плеч, тонкие черты лица и умение дать отпор любому, кто попробует посягнуть на ее свободу. Гауди был по-настоящему очарован.

Удивительна история и самой Жозефины. Будучи шестнадцатилетней девушкой, Пепита (ее уменьшительное имя) влюбилась во французского красавца-моряка и сбежала из дома. Быстро поженившись, молодые поселились в Марселе, крупном морском портовом городе Франции. Супруг Пепиты нещадно пил и поколачивал молодую жену, а вскоре записался на уходящее судно и отбыл в неизвестном направлении.

Сильный характер и хорошее образование не дали Жозефине скатиться на самое дно. Она зарабатывала себе на жизнь в трактирах Марселя игрой на фортепиано, пением и испанскими танцами. Через некоторое время девушка связалась с отцом и, выпросив у него прощение, вернулась домой в Барселону. Знание французского языка очень пригодилось ей в жизни. Получив образование, она стала работать в школе учительницей математики и французского.

Однажды Гауди получил заказ на оформление витрины магазина перчаток. Как всегда наш герой подошел к выполнению работы с большой фантазией. Он решил изобразить перчаточный город. Одни перчатки были у него деревьями, другие ‒ улицами и домами, третьи изображали влюбленные парочки, прогуливающиеся по бульвару, а четвертые он впрягал, как лошадей, в экипажи, которые тоже были...перчатками. Антонио так увлекся работой, что никого и ничего не замечал. Его отвлек владелец магазина с просьбой познакомиться с одним господином.

‒ Эусеби Гуэль, ‒ представился тот. ‒ Мне нравится, как Вы работаете!
‒ Вообще-то, я архитектор! ‒ гордо ответил Гауди.

Новый знакомый спросил, есть ли у Гауди проекты, и пригласил его к себе домой на ужин. Так архитектор встретил друга, заказчика и мецената. По сути, эта встреча была главной в жизни Антонио. Все его проекты стоили баснословных вложений и без покровителя не увидели бы свет.


Граф Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (Eusebi Güell i Bacigalupi) был старше всего на шесть лет, поэтому неудивительно, что молодые люди быстро подружились. Эусеби с большим интересом просматривал наброски Антонио, которые тот приносил ему во время каждого визита. Он выделил самый масштабный - проект кооператива Матаро ‒ и сказал, что если его доработать, то вполне можно участвовать на Всемирной выставке в Париже.

Эусеби Гуэль был членом городского совета Барселоны, депутатом и сенатором законодательного собрания Каталонии. За заслуги король Альфонс присвоил ему дворянское звание. Именно Гуэль похлопотал перед комиссией, чтобы проект никому не известного архитектора попал на Всемирную выставку. Учитывая то, что ее посетило три миллиона человек, и что проект был действительно очень интересным, Антонио Гауди в одночасье стал известным. Гуэль рекомендовал Гауди крупному фабриканту Висенсу Монтанеру, и архитектор получил свой первый крупный заказ.

Теперь в гости к Гуэлю Антонио приходил с Жозефиной, которой нравилось, что ее принимают в высших слоях общества. Частенько Гауди приглашал возлюбленную на прогулки вдоль моря, во время которых рассказывал о тех идеях, которые мечтал воплотить в архитектуре. Речь шла о гиперболических параболоидах и их сечениях, гиперболоидах и геликоидах. В переводе на человеческий язык параболоиды ‒ это пространственные фигуры, которые имеют форму седла или перевернутой рюмки. Гауди мог рассчитывать такие пространственные формы в уме, не делая вычислений и чертежей на бумаге.

Имея математическое образование, Жозефина иногда спорила с Антонио, который был в восторге от того, что любимая действительно понимает, о чем идет речь. Им было хорошо вместе, женщина ждала предложения руки и сердца. Но Антонио не спешил жениться. Он хотел быть уверенным в своем материальном положении.

Эусеби Гуэль очень хорошо умел считать деньги, но при этом не стремился получить выгоду мгновенно. Он отлично понимал, что самым надежным вложением капитала является недвижимость. И не просто недвижимость, а архитектурные сооружения, несущие в себе уникальный стиль человека, который их создал. Рожденный и воспитанный в Барселоне, Гуэль знал толк в хорошей архитектуре.

Когда невысокий рыжеволосый студент предъявил вниманию экзаменационной комиссии Барселонской школы архитектуры свой дипломный проект, удивлению почтенных профессоров не было предела. Здание, которое он предлагал построить, было настолько странным, что отнести его к какому-либо из стилей мировой архитектуры не предоставлялось возможным. “Господа, перед нами либо гений, либо сумасшедший!” — воскликнул председатель. “Похоже, теперь я архитектор”, — ответил Антонио Гауди-и-Корнет.

Гауди — волшебник из Барселоны

Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) реализовал за свою жизнь 18 архитектурных проектов. Большинство выстроенных каталонским зодчим зданий находится в Барселоне. Столица родной провинции стала для него домом и лабораторией, где он ставил свои странные архитектурные опыты.

Каждое творение испанского гения дышит свободой. Кроме чувства меры, которым всегда отличался архитектор, и, пожалуй, бюджета, фантазию Гауди ничего не сдерживало. Пластичные криволинейные формы, словно подсмотренные у природы, и смелое комбинирование материалов, фактур и цветов стали приметами личного стиля Гауди уже в молодые годы.

Смелые и экстравагантные идеи молодого архитектора не приходились по душе муниципальным властям, заказавшим его первое здание. Мало того, что оно имело вызывающе странный вид, но еще и смета оказалась просто огромной. Гауди никогда не пытался сэкономить, проектируя новое здание, — полет его безудержной фантазии было практически невозможно ограничить заранее определенной суммой. Чертежей вольнодумец не делал, строя по наитию и полагаясь на природное чувство гармонии. Так, порой целые помещения, не понравившиеся архитектору, могли пойти под снос. Оспаривать его решения пытались немногие. Вмешательства в творческий процесс он не терпел.
Такое отношение к работе и ее необычные результаты привлекли других клиентов — местную буржуазию, обеспеченную и следящую за модой часть населения. Большинству из них хотелось поразить воображение соседей своим жилищем, работы Гауди подходили для этого как нельзя лучше. Именно частные дома, созданные им, сейчас являются главными достопримечательностями Барселоны.

Его здания похожи то на диковинных животных, то на растения или скалы. Чтобы не резать помещения, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Безудержная фантазия сочеталась с тонким математическим расчетом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами.

Изобретение новых пространственных форм

Большинство произведений, созданных испанским мастером в зрелые годы, скорее напоминают живописный коллаж, нежели архитектурное сооружение (в том смысле выражения, в каком было принято его понимать на рубеже XIX-XX столетий). Подобный принцип архитектурного построения впервые появился именно в творчестве Антонио Гауди, предвосхитившего творческие установки, отразившиеся главным образом в работах художников-дадаистов, кубистов и сюрреалистов.

В те годы создавался образ современной Барселоны, воспетый множеством туристических путеводителей и книг по искусству. Гауди строил шедевры один за другим, каждый раз придумывая что-нибудь новенькое, никогда не повторяясь.

Каса Батлло (Casa Batllo) — дом, который Гауди взялся перестроить, он превратил в настоящий авангард модерна: ни одного прямого угла, причудливо изогнутые стены, словно это не здание, а огромное морское чудовище с перламутровой чешуей-черепицей.
Среди жителей Барселоны он известен под зловещим прозвищем — “Дом костей”. Достаточно одного взгляда для того, чтобы понять причины возникновения этого имени.

Дворец Гуэль (Palau Guell) — узкий высокий особняк, смешение востока и запада, мечети и венецианского палаццо.


Усадьба Гуэля. Герб Каталонии.

Каса Кальвет (Casa Calvet) — дом, построенный для семьи Кальвет, текстильных фабрикантов — одно из самых консервативных творений Гауди

Каса Мила (Casa Mila) — более известный в Барселоне под именем “Ла Педрера” — “Каменоломня” — уникальное по своей архитектуре каменное здание, очень необычных волнистых форм, которые, как сказал Гауди, “перекликаются с контурами окружающих Барселону гор, видных с крыши этого дома”. Другой известный фантазер из Барселоны, художник Сальвадор Дали, сказал, однажды, что это здание похоже на смятые штормовые волны.
Кстати саму крышу Гауди превратил в отличное место для прогулки, построив на ней лесенки, арки и прикрыв дымоходы и вентиляционные трубы диковинными керамическими фигурками.

Архитектор не ограничивался зданиями, создавая все, что могло прийти ему в голову — от шкатулок и уличных фонарей до фонтанов и скамеек. Это его умение пригодилось, когда меценат Гуэль предложил ему смелый проект — парк, в котором будет место для прогулок, и элитные постройки для местной аристократии. Для этого он приобрел огромную гору на окраине города, на которой со временем и был разбит парк Гуэль — красивейшее творение мастера.

Сооружения, построенные в парке Гуэль, являются, пожалуй, единственным в мировой архитектуре примером того, сколько существует всевозможных комбинаций сочетания мертвых каменных архитектурных построек с зеленью живых растений. Многочисленные колонны, то и дело встречающиеся на пути туриста, путешествующего по парку, напоминают застывший во времени и окаменевший доисторический лес.

Но главным и самым удивительным творением Гауди, безусловно, является собор Святого семейства, Саграда Фамилиа .

Дело всей жизни

Возведение храма было начато без участия Гауди. Идея создания храма, к слову, исходила не из церковных кругов — ее выдвинул Хосе Мариа Бокабелья , лавочник и книжник в одном лице.

19 марта 1882 года, в день святого Иосифа, с приличествующей случаю торжественностью в основание будущего собора заложили первый камень. Но планы скоро расстроились: из-за внезапно возникших разногласий архитектор Франсиско де Паоло де Вильяр, избранный руководить строительством новой святыни, отказался продолжать работу. И тогда для воплощения своих идей Бокабелья нашел талантливого 30-летнего архитектора Антонио Гауди. Молодой, общительный, обаятельный человек, аристократ и денди, страстный патриот родной Каталонии, новатор в архитектуре, Гауди принял это предложение, даже не предполагая, что Сагдара Фамилия окажется делом всей его жизни.

Антонио сходу отказывается от проекта своего предшественника и предлагает новый. Он задумывает возвести храм-«книгу», грандиозные каменные «страницы» которой расскажут о земной жизни Христа от Рождества до смерти и Воскресения. Саграда да Фамилиа — это пересказанный в камне и бетоне Новый завет .

Готика без костылей

Гауди взял за основу свой любимый готический стиль. Но он не собирался слепо копировать форму средневековых соборов, а мечтал вернуть их забытое содержание — динамику, устремленность вверх, тягу к небесному. Для этого ему предстояло решить сложнейшую техническую задачу: построить собор без неизменных атрибутов готики — контрфорсов и аркбутанов, необходимых для распределения веса конструкций, этих «костылей», как презрительно называл он их. «Традиционная готическая система — мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода», — писал Гауди.

Почти 12 лет понадобилось ему, чтобы решить проблемы, возникшие при возведении 45-метровых стен нефов. Он много экспериментировал, строил гипсовые макеты, плел удивительные веревочные конструкции, и все это для того, чтобы преодолеть притяжение материи, сделать камень зрительно невесомым. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, — так лучше распределяется нагрузка.

Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их «стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью». «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды », — ... Таким Гауди видел величайшее из своих творений.

Фасад храма Саграда Фамилия кажется мне одним из тех песочных замков, которые мы все любили сооружать в детстве на берегу моря: берешь в ладонь горсть сырого песка, выдавливаешь по капле вниз, и из этих случайных капель, чуждых рациональному расчету, вдруг начинают вырастать башни. Первая, вторая, третья... Все похожи, но ни одна не повторяет другую. Каждая индивидуальна. Каждая сложилась так, как легли падающие капли. Саграда Фамилиа так же сумбурна, особенно если пытаешься воспринять храм в целом, не разбивая на отдельные детали. Песочный замок вырастает до гигантских масштабов, но невнятица случайно упавших и застывших камнем капель остается.

Гауди отдал храму 43 года жизни , а с 1910 года и вовсе занимался лишь им, отказывая своим многочисленным заказчикам. Гауди знал, что ему не суждено увидеть храм завершенным. Некоторые, правда, и вовсе считают, что тайный замысел Гауди — вечное строительство собора.

Последние годы своей жизни Гауди провел у стен строящегося собора. От облика молодого щеголя не осталось и следа. Он не брал денег за свой труд, напротив, все средства вкладывал в постройку собора. Он с головой ушел в работу, забывая о комфорте, а одевался так плохо, что, завидев его, богатые друзья переходили на другую сторону улицы, дабы избежать с ним встречи: поношенная одежда, задумчивый, погруженный в себя взгляд отпугивали прежних знакомых; да еще, не дай Бог, денег попросит! Он был одинок, и хотя в молодости пережил несколько увлечений, архитектура не оставила в его сердце места для женщины.

«Мой заказчик никуда не торопится»

7 июня 1926 года в больницу для бедных доставили бродягу-старика, попавшего под колеса трамвая. В карманах бродяги кроме молитвенника и четок ничего не было. го собирались похоронить в общей могиле, но какая-то женщина, видевшая Гауди на стройке, случайно узнала в погибшем бедняке знаменитого архитектора. Его похоронили в крипте собора Святого Семейства, вернув мастера его любимому детищу... Вся Барселона провожала великого зодчего .

После смерти Гауди его дело, повторяя опыт мастеров Средневековья, продолжили ученики, и дальше — ученики учеников. Техническая документация собора, больше похожая на импрессионистические эскизы, чем на точные чертежи, затрудняла их работу. А единственной программой, которая смогла сделать расчеты необходимые для продолжения строительства Саграда да Фамилиа оказалась программа НАСА, рассчитывающая траекторию космических полетов.

Строительство великого собора продолжается и по сей день. Сегодня каждый турист, заплатив 9 евро за посещение храма, может тем самым внести посильную лепту в завершение собора. Подсчитано, что при нынешнем темпе поступления денег строительство будет окончено в 2022 году. Если планы осуществятся, то с момента закладки первого камня до окончания всех работ пройдет 140 лет. Небывалые сроки для нашего времени! «Мой заказчик никуда не торопится», — имея в виду Бога, повторял в таких случаях Антонио Гауди.

С Барселоной у меня связано воспоминание детства:

Это было в Барселоне
Девятнадцатого мая,
Когда все цветы, деревья
Расцвели, благоухая.

Дальше - не помню. Чье стихотворение - не знаю. Мама читала его с таким чувством, что я наяву представила себе эту майскую цветущую, нарядную Барселону. Даже в самом этом имени было что-то ласкающее. Барселона навсегда связалась в моем воображении с Первомаем и маёвкой - самыми веселыми праздниками нашего детства.

Впервые я попала в Барселону много лет спустя, в феврале. Шел дождь. Наутро, прильнув к окну автобуса, я увидела город: умытый, нарядный, раскрашенный, как дымковская игрушка. Это была Барселона моих детских грез. Это была Барселона Гауди.

Разумеется, не один Гауди создавал современную Барселону. Город знавал множество талантливых архитекторов на сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением. Кроме Барселоны Гауди, существует еще и современная Барселона, готическая Барселона, и район, в которой воплощены стили всех испанских провинций, и знаменитая Рамбла - район старой Барселоны. Но Барселона Гауди - это нечто особое, ни с чем не сравнимое. Тринадцать объектов (не всегда это здания), построенных Гауди в Барселоне, придают ей своеобразие и очарование и являются неотразимой приманкой для туристов.

Барселона Гауди - это сказка, воплощенная в архитектуре. Перед его жилыми домами толкутся зеваки - такого я не видела нигде. Странно, что в этих домах-теремах живут люди, а не обитают сказочные существа; что под этими вздыбленными крышами, за этими изогнутыми фасадами с вспученными балконами идет будничная жизнь. Еще труднее представить, что каждая деталь этого избыточно-пышного декора несет не только эстетическую, но и функциональную нагрузку. То есть создана не только для того, чтоб поразить воображение: богатые барселонцы привыкли не только к роскоши, но и к комфорту.

Гауди - гений, намного опередивший свое время. Феномен, не поддающийся объяснению и тем более подражанию. Неповторимый, несравненный, немыслимый.

Гауди причисляют к каталонскому модерну. Он и является ярчайшим его представителем. Но полностью он не вписывается ни в какое архитектурное течение. С таким же успехом его можно отнести к мавританскому барокко, к неоклассицизму или к неоготике. Но он предпочел своевольно перемешать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Что, действительно, отличает его от всех - это связь архитектуры с природой. Гауди обожествляет природу. У него церковные шпили завершены снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчаны корзинами с фруктами, с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручены улитками, решетки выкованы в виде пальмовых листьев. Но Гауди совершает то, на что до него не отважился никто: он переносит законы природы на архитектуру. Он сумел добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. Он применяет параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе. Лепнина порталов Собора Святого Семейства напомнила мне Посвящение из:

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.

Волн в архитектуре Гауди столько, что впору укачаться, а тридцать витязей прекрасных тоже найдут свое отражение в другом его шедевре, об этом - чуть ниже. Это, впрочем, мои собственные ассоциации: другой созерцатель может увидеть то, что имел в виду Гауди: историю Святого семейства. И прочитать соответствующим образом рельефы и статуи на портале Рождества - единственном, завершенном Гауди при жизни. Но даже закосневший в своем неверии атеист не может удержать восторженного вопля при виде четырех ажурных неоготических башен, взметнувшихся с Западного фасада над Барселоной. Гауди мечтал сделать Барселону католической столицей Испании. Он хотел вернуть Каталонии былое величие. Он добился своего. Отныне Барселона не мыслится без Храма Святого Семейства Гауди, как Париж - без Эйфелевой башней и Нью-Йорк - без Статуи Свободы.

Гауди отдал строительству Храма сорок пять лет жизни, но идея создания Храма принадлежала не ему, и не он был назначен его архитектором, хотя ко времени закладки храма в 1882 ему был 31 год и он уже создал несколько замечательных проектов. Идея принадлежала барселонскому книготоргоцу Жузеппе-Мария Бокабелья, который создал Ассоциацию почитателей Св.Иосифа. Ассоциация поручила создание Храма архитектору Франсиско де Вилья. Но едва начали возводить стены крипты (часовни), как у де Вилья возник конфликт с Ассоциацией и он отказался от строительства. Поэт Жуан Марагель, друг и почитатель таланта Гауди, и богатый промышленник и меценат Эузебио Гуэль предложили кандидатуру Гауди.

В ноябре 1883 года Гауди возглавил строительство, и руководил им до самой своей смерти в 1926 году. Последние 12 лет он отказался от новых проектов и целиком сосредоточился на Храме. В 1925 году он оборудовал себе жилье в Храме, чтобы иметь возможность руководить строительством практически, безотрывно. 7 июня (по другим источникам - 10-го) 1926 года Гауди вышел на свою обычную прогулку в церковь Сан Фелипе Нери. Он шел, погруженный в свои мысли, и не заметил приближающийся трамвай. Он был еще жив, когда его доставили в больницу. Гауди всегда уделял очень мало внимания своей внешности, и его не сразу опознали, приняв за бездомного. И отнеслись соответственно. Он прожил еще три дня. Его похоронили в любимой им часовне - единственном месте в Храме, где сейчас совершаются богослужения.

Гауди сохранил план своего предшественника - латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, хотя конфигурация фасадов в процессе строительства менялась неоднократно. Каждый из трех фасадов, символизирующих три религиозных добродетели - Веру, Надежду и Милосердие, должен быть увенчан четырьмя башнями - колокольнями, в честь двенадцати апостолов. Скульптор Джузеппе-Мария Субиракс создал по эскизам Гауди около ста скульптур на темы Страстей для центрального фасада на Западном портале.

Гауди не надеялся завершить Храм Святого Семейства при жизни. Он мечтал закончить Восточный фасад Рождества, чтобы плоды его усилий могло увидеть его собственное поколение. Этим самым он обязывал будущих строителей продолжать работу. Он успел закончить часовню, апсиду (полукруглую часть здания), секцию монастыря, часть вестибюля и церковно-приходскую школу. Три колокольни фасада Рождества были закончены уже после его смерти. Он оставил подробные чертежи, макеты в масштабе 1:10, эскизы дизайнов, дабы последователи не уклонились от его замысла. Но продолжать строительство оказалось непросто: оно требовало огромных средств. На время гражданской войны его решено было законсервировать. Несколько раз Храм находился под угрозой уничтожения. Школа была разрушена, мастерская Гауди разорена. Полемика по поводу того, продолжать или заморозить работы, явилась логическим следствием отношения властей к творчеству великого каталонца. Работы то разворачивались полным фронтом, то сворачивались из-за недостатка средств. Но тут вмешался Его Величество народ. В Фонд строительства Храма продолжали поступать деньги. Гауди верил:. И не ошибся. В среднем строительство требует три миллиона долларов ежегодно. В этом году барселонские евреи пожертвовали пять миллионов. Но даже при стабильном притоке средств, строительство рассчитано минимум еще на 65 лет, хотя точную дату никто назвать не может. Не мог ее назвать и Гауди. Когда его спрашивали, когда же будет закончена Саграда Фамилия, от отвечал: .

Сейчас над Храмом нависла стрела башенного крана. Интерьер - огромная строительная площадка: бетономешалки, железные конструкции, железобетонные блоки, гипсовые детали декора, капители колонн. Применяются самые передовые технологии и материалы, каких не знал Гауди. Компьютерный анализ подтверждает точность его расчетов, которые он проверял с помощью мешочков с песком, подвешиваемых к макету. Скептики сомневаются, что Храм Св. Семейства вообще когда-нибудь будет закончен и что тайный замысел Гауди заключался в том, чтоб сделать его строительство вечным.

Это может сегодня показаться невероятным, но до 1952 года, когда Испания отмечала 100- летие со дня рождения Гауди, его имя было мало кому известно. Он не упоминался ни в одном учебнике по истории искусств, и даже специалистам ничего не говорило имя. Последние годы жизни Мастера были окутаны молчанием. Да и сейчас его имя не пользуется такой популярностью, как, например, имена Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта.

На заре своей деятельности Гауди был связан с рабочими профсоюзами. Рабочее движение в промышленной Каталонии, особенно в текстильной промышленности, носило наиболее острый характер. Первым крупным проектом Гауди было создание рабочего городка в Монтаро. Впоследствии Гауди отошел от рабочего движения, стал истовым католиком и водружал христианские символы не только на соборах и жилых зданиях, но и на сугубо утилитарных постройках. Но, странным образом, его башни и колокольни напоминают вытянутые жирафьи шеи, католические кресты - пышно завязанные банты, окруженные воздушными шарами. Суровая католическая символика никогда еще не получала столь нестандартного воплощения. Похоже, великий архитектор навсегда остался в душе ребенком. О раннем детстве Гауди известно мало.

Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 году в каталонском городе Реусе в семье котельных дел мастера и был пятым и последним ребенком. Двое старших детей умерли во младенчестве. Антонио рос слабым и болезненным мальчиком. С шести лет он страдал артритом. Из-за ревматических атак он часто пропускал школу и отставал по математике и географии. Болезнь отдаляла его от сверстников и способствовала уединению. Правда, в школьные годы у него было два закадычных друга. Несмотря на болезнь, Гауди любил совершать долгие пешие загородние прогулки. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни. Его любовь к природе зародилась именно во время этих одиноких прогулок. Женщин в биографии Гауди не мог бы обнаружить даже самый дотошный исследователь. Был в его юности романтический эпизод, но девушка предпочла другого, и Гауди остался холостяком. Его единственной любовью стала архитектура.

В первые два года учебы Гауди в архитектурной школе в Барселоне на его семью обрушились одно за другим несчастья: умер старший брат, только что получивший диплом врача; за ним вскоре умерла мать, а потом и сестра Роза, оставив на его попечении свою маленькую дочь. После смерти матери отец Гауди продал свою мастерскую и вместе с внучкой переселился в Барселону к сыну. Гауди приходилось много работать, чтобы прокормить себя, отца и болезненную племянницу. Отец умер в 1906 году в возрасте 93 лет, племянница - шестью годами позже. Дом, где родился Гауди, не сохранился. Его снесли. На современном здании из стекла и бетона выбита надпись о том, что на этом месте стоял дом, где увидел свет великий архитектор. В Реусе есть гостиница, носящая имя Гауди, и больше ничто не напоминает о нем в этом маленьком сонном городке, совершенно пустом в это воскресное утро, когда мы посетили его.

Антонио не был прилежным студентом. Лекциям он предпочитал работу над книгой и осмысление собственного опыта. Своей эрудицией он обязан не столько академическому образованию, сколько самообразованию.В 1878 году он получил диплом архитектора и тогда же выиграл первое место в конкурсе на реконструкцию одной из старинных площадей Барселоны - Plaza Reial. Ему было поручено создание светильников.Это был первый и единственный государственный заказ. На протяжении почти всей жизни Гауди подвергался остракизму со стороны городских властей, и даже его частные заказчики не всегда разделяли его идеи. Упрямство и железная воля, с которыми он преодолевал препятствия, биографы объясняют национальными особенностями характера, свойственным жителям Реуса.

Расцвет Гауди связан с началом каталонского ренессанса. Богатые промышленники и купцы щедро жертвовали на перепланировку и реконструкцию Барселоны. Они заказывали здания знаменитым архитекторам, которые состязались друг с другом в изобретательности. Три дома, построенные в Барселоне 1880 году, обозначили начало каталонского модерна: издательский дом Монтанер и Симон (архитектор Доменич); столярная фабрика (архитектор Виласез) и Каза Висенс Антонио Гауди. Все три здания были построены под влиянием мавританской архитектуры из керамических плиток и кирпича. Развитие модерна дало толчок развитию местной керамической промышленности.

Каталонский модерн возник на мощном гребне национального сопротивления. Каталония не всегда принадлежала Испании. Она стала испанской в результате роялистского брака Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, той самой, которая отправила в путешествие Колумба и изгнала из Испании евреев. Последующие три столетия Каталония постепенно теряла свои привилегии и все больше становилась испанской провинцией. Гордые каталонцы не могли с этим смириться. Они решительно воспротивились испанской культурной экспансии. Взрыв национального самосознания коснулся всех сфер общественной жизни: музыки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, языка. В конце концов каталонцы вернули свой язык - каталанский и добились автономного управления. Барселона стала самым красивым городом страны.

Барселона - город музеев. Надписи в большинстве музеев сделаны на двух языках: испанском и каталанском. Это усложняет осмотр. Странное отношение к туристам в стране, десятилетиями пребывавшей в полной изоляции. Впрочем, отношение к английскому языку наших отечественных ничуть не лучше. Скорее коренные янки выучат китайский, чем они - английский. Приятная новость: некоторые путеводители и альбомы изданы на русском языке. Автор Жорди Бонет и Арменголь снабдили текст буклета о Храме Св. Семейства терминами, в которых без специалиста не разобраться. Что означает, например "геометрическая модуляция?" Или выражение "распределить инертную нагрузку и умножить число активных элементов?" Но сам факт издания справочной литературы на русском языке говорит о том, что русские туристы - не такая уж редкость в этих краях. Мне лично за все время тура они не попадались, но их присутствие ощущалось постоянно. Вернемся к Гауди.

Первые двадцать пять лет работу над Храмом Святого Семейства Гауди сочетал с другими, в основном частными, заказами. Первый жилой дом ему заказал Мануэль Висенс, кирпичный и керамический фабрикант. Буйная фантазия Гауди только и ждала этого заказа. Он соорудил кирпичный особняк в мавританском стиле, инкрустированный многоцветными керамическими плитками, с круглыми башнями по углам. - настоящий маленький дворец из "Тысячи одной ночи", декорированный с восточной роскошью.

Среди жилых домов Гауди особенно знаменит многоквартирный дом, вошедший в историю под названием. Этот дом в народе прозвали (), или, еще того хуже, "Мясным пирогом". Но если бы из всех модерновых зданий в мире в мире осталось бы только это одно, оно олицетворяло бы модерн в его совершенном виде. Это шестиэтажное волнистое здание обтекает пересечение бульвара Грациа и улицы Провенца. Туда пускают посетителей, как в музей.>Вам в секцию А или Б?> - спрашивает кассир. На всякий случай отвечаю: И из роскошной квартиры на шестом этаже попадаю в аттик с параболическими арками, затем и на крышу со знаменитыми дымоходами и вентиляционными трубами, которые стали символом Барселоны в неменьшей степени, чем Саграда Фамилия. Предвидя поток посетителей, Гауди превратил крышу в террасу и одновременно смотровую площадку. В подвале он разместил конюшни - это был прообраз гаража. Он впервые применил рампу для лошадей и экипажей - этот принцип стал использоваться впоследствии в многоярусных паркингах.

В Гауди добился игры света и теней на фасаде, создающей иллюзию движения. При этом он использовал минимум декора. Окна и балконы оформлены железными решетками сложного рисунка. Внутренние дворы - их два - овальные колодцы с колоннами. Квартиры, выходящие на фасадную часть, залиты светом. К сожалению, впоследствии их конфигурация была значительно выпрямлена. Мебель Гауди конструировал сам, придерживаясь той же тории текучести. А на крыше выстроились странные фигуры, напоминающие то ли воинов в шлемах с лицами, закрытыми забралами ("тридцать витязей прекрасных"), то ли гигантские колокола. Это и есть знаменитые дымоходы и вентиляционные трубы.

В 1900 году богатый промышленник и меценат Эусебио Гюель поручил Гауди грандиозный проект элитного загородного поселка для состоятельных барселонцев. Склон безлесной горы за городом был выровнен и разбит на 60 домовых участков, которые предполагалось разместить в парке. Вершину горы должна была украшать церковь. Гауди работал над этим парком Гюэль с 1900 по 1914 год. В финансовом отношении проект потерпел фиаско - только два участка были куплены и два дома построены. Один дом принадлежал адвокату Марти Триасу, другой, по проекту архитектора Беренгуэра, Гауди приобрел для себя. Он жил там с 1906 по 1925 год. Сейчас там находится его музей-квартира.

Барселонцев можно понять: слишком далеко находился парк Гюэль от города. Слишко далеко и слишком высоко. Только неутомимый ходок Гауди мог ежедневно преодолевать это расстояние от дома до Храма пешком. Сейчас к подножию парка ведут два эскалатора. И все равно приходится взбираться по крутой улице под углом в 45 градусов. А там начинается бесконечный серпантин к вершине. На том месте, где должна была быть церковь, установлена каменная смотровая площадка с тремя крестами. Взбираться по скользким, мокрым крутым ступеням было чистым безумием. Это была высшая точка Барселоны. Перила кончались где-то на середине. Какой-то молодой человек подал руку. Панорама Барселоны внизу была мне наградой. Я зашла в парк с тыла и обнаружила комплекс Гауди, уже спускаясь вниз. И была поражена, как все без исключения посетители этого места. Центральный вход: стоколонный крытый рынок, большая центральная площадь, окаймленная 200-метровой скамейкой, центральная лестница с фонтанами, два маленьких домика у входной арки, окружающая поселок стена, и целый лес колонн, поверх которых вились пешеходные тропинки. Если бы Гауди больше ничего не создал, этого ансамбля ему было бы вполне достаточно, чтоб обессмертить свое имя. Парк Гюэль замечателен не столько как памятник архитектуры, но и скульптуры. Это - ожившая сказка о Гензель и Гретель - западным авторам ближе ассоциации с братьями Гримм. По бокам парадных ворот расположились два сказочных терема. Тот, который слева, украшенный высокой башенкой с характерным пятипалым крестом, предназначался для администрации (сейчас там сувенирный киоск, гардероб, буфет, туалеты). Башня сделана из бетона. Это первый случай применения бетонной конструкции в Испании. Домик справа был служебным. Парадная лестница с керамической балюстрадой, с драконами и змеями, изрыгающими каскады воды, ведет к базарной площади, украшенной 86-ью шестиметровыми дорическими колоннами, полыми изнутри: по ним, как по трубам, сходит в дренажную систему дождевая вода. Волнистый потолок рынка выложен мозаикой и украшен медальонами. Колонны служат основанием для большой террасы. По замыслу, эта терраса должна была служить зоной отдыха для обитателей будущей колонии. Гауди называл эту площадь. Единственным украшением террасы является знаменитая извивающаяся 200-метровая скамейка с изумительной красоты мозаичной балюстрадой. Любимый ученик Гауди Джуйоль создал для нее дизайн. Парк окружен стеной, облицованной круглыми керамическими плитками, с семью воротами. Нижняя часть стены сделана из бута, верхняя- из рустицированного камня, покрытого керамикой. Кромка каждые 8 метров прерывается большими керамическими дисками, на которых мозаикой выложены слова и. О парке можно рассказывать бесконечно: он полон сюрпризов и неожиданностей. Несмотря на незавершенность всего проекта, Парк Гюэль - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Парк Гюэль купило правительство Барселоны, объявив его памятником Искусства. В 1969 году правительство Испании присвоило ему звание Национального памятника. А в 1984 году ЮНЕСКО объявило его Наследием Гуманизма. Таким образом, Парк Гюэль находится под тройным протекторатом.

Несколько месяцев спустя после смерти Гауди Барселону посетил молодой японский скульптор Кендзи Имаи. Он был настолько потрясен Храмом, что решил создать в Нагасаки собор на основании изучения работ Гауди. С тех пор началось паломничество японцев в Барселону. Немецкий архитектор Гропиус в пятидесятые годы посетил часовню Колонии Гюэль. Более часа он не мог вымолвить ни слова, созерцая это чудо. Впервые посетив Барселону в 1927 году, Ле Корбюзье сказал: " Это - великий строитель нашего века". На выставке в Париже в 1961 году был признан вклад Гауди в мировую архитектуру. Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов. В будущем году, в 150-ю годовщину Мастера, не только вся Испания, но весь цивилизованный мир воздаст ему почести, которых он не удостоился при жизни.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины