Крушение "Боинга" в Индонезии: самолет не должен был подниматься в воздух. «У всех лопнуло терпение Причины крушения боинга

Очень типично для российских самолётов - падать от украинских ракет? Много уже насчитали?

Кощунством звучит упоминание про украинскую ракету после таких событий:

1 Малайзийского боинга, сбитого буком (отчёт прокуратуры Нидерландов доказывает это неопровержимо)

2 В ночь на 14 июня 2014 года, выстрелом из зенитного ракетного комплекса и длинной очередью из крупнокалиберного пулемёта был сбит военно-транспортный самолет Воздушных Сил ВС Украины Ил-76 при заходе на посадку на аэродром в Луганске. На борту Ил-76 находились 40 украинских военнослужащих и 9 членов экипажа. Все они погибли. Этим подвигом отметились вагнеровцы , в то время находившиеся в Украине. У украинской спецслужбы есть документальная информация, что часть "вагнеровцев" почти ежедневно летом 2014 года обстреливали Луганский аэропорт.

А если вспомнить историю?

1 сентября 1983 года, в небе над Тихим океаном произошла трагедия, которую некоторые российские источники по сей день стыдливо именуют "инцидентом": истребитель советской ПВО сбил нарушивший воздушную границу СССР южнокорейский гражданский авиалайнер. Все 269 человек, находившиеся на борту, в том числе 23 ребенка, погибли.

Катастрофа Boeing 707 в Карел ии

У всех сейчас на слуху катастрофа малазийского боинга над Донбассом. Менее известна, но тем не менее о ней знают, историю о том как сбили южнокорейский боинг над советским дальним Востоком 1 сентября 1983 года. Оказывается это не первый именно южнокорейский боинг сбитый над Советским Союзом. Был и еще один.

20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова над территорией СССР был сбит другой южнокорейский боинг 707, летевший по маршруту Париж - Анкоридж - Сеул
20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова границу СССР пересек отклонившийся от маршрута пассажирский Boeing-707-321B (HL7429) авиакомпании Korean Air Lines (KAL), выполнявший рейс 902 - Париж-Анкоридж-Сеул.
Корейский Боинг продолжал лететь курсом на Североморск. Дмитрий Царьков, занимавший в 1978 году должность командующего 21-м корпусом ПВО СССР, докладывает Владимиру Дмитриеву, занимавшему в то время должность командующего 10-й армией ПВО СССР, что ПВО готовы сбить нарушителя. Дмитриев разрешение не дал, сказав при этом, что можем сбить свой самолёт, точная принадлежность самолета была еще не ясна. Нарушитель шёл со скоростью 15 километров в минуту (900 км/ч). В это время нарушитель пересёк границу СССР. В небо было поднято звено истребителей.
Самолет был обнаружен радарами советской системы ПВО и первоначально опознан как Boeing-747. Был приведен в боевую готовность зенитно-ракетный комплекс. На перехват был направлен истребитель Су-15ТМ ("Flegon-F") под управлением капитана А.Босова.

Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолету с правой стороны (а не с левой, как того требуют правила международной организации гражданской авиации - ICAO). Капитан утверждает, что уменьшил скорость и зажег навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми, Финляндия. Согласно официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку. Когда пилот перехватчика доложил о том, что нарушитель - на самом деле не 747-ый, а 707-й Boeing, командование решило, что это - самолет электронной разведки RC-135 (выпускавшийся на базе лайнера Boeing-707) и отдало приказ об уничтожении цели.

Согласно данным американского радиоперехвата, пилот перехватчика в течение нескольких минут пытался убедить командование отменить приказ, так как разглядел на лайнере эмблему авиакомпании KAL и надписи иероглифами , однако после подтверждения приказа выпустил по лайнеру две ракеты P-60. Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась,оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров.

Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Пилот перехватчика также потерял в облаках поврежденный лайнер.

На протяжении последующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в сгущавшихся сумерках на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии. На протяжении всего этого времени ПВО не имела никакой информации о судьбе и местоположении самолета.

СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные с изъятых с самолета черных ящиков. Сам самолет был разобран и вывезен по частям. Корейская авиакомпания отказалась от него, чтобы не платить за эвакуацию самолета. 95 пассажиров были доставлены в Кемь, и затем в Мурманский аэропорт. 23 апреля 1978 года переданы представителям генконсульства США в Ленинграде и авиакомпании «Пан-Америкэн» и отправлены в Хельсинки. Летчик Су-15 капитан А. Босов за выполнение боевого задания награжден орденом Красной Звезды.

Командир Боинга пилот высочайшего класса Ли Чанг Хью, бывший военный лётчик сумел посадить мало управляемую 200 тонную машину на замёрзшее озеро. Это спасло жизни остальных пассажиров. Позже командир Боинга был допрошен. Он сообщил, что он воевал лётчиком истребителем ещё во Вьетнаме. Закончил воевать в звании полковника. Потом работал 10 лет в гражданской авиакомпании, причём опыт полётов по маршруту рейса 902 тоже 10 лет. С данным экипажем летает 7 лет. Крайний полёт перед этим полётом по этому маршруту был неделю назад. Погода во время полёта была хорошая. На вопрос, как Вы могли так сбиться с курса, командир ответил, что якобы отказала навигационная аппаратура.

Много лет спустя на основании рассекреченных данных черных ящиков была опубликована карта полета рейса 902, которая показывает, что самолет, проходя участок Амстердам-Анкоридж, вскоре после достижения Исландии начал плавный широкий поворот направо. Этот поворот был слишком плавным для того, чтобы его можно было произвести вручную, и объяснением может служить только неисправность навигационного оборудования.

Россиян. Разбираемся, что могло привести к крушению самолета.

Трагедия 35 стран

Утром 10 марта самолет Boeing 737 MAX8 авиакомпании Ethiopian Airlines, летевший из Аддис-Абебы в Найроби (Кения), потерпел крушение спустя шесть минут после взлета. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Катастрофа унесла жизни 157 человек (149 пассажиров и восьми членов экипажа), граждан из 35 стран. Среди них было 18 граждан Канады, девять – Эфиопии, восемь – Италии, восемь – Китая, восемь – США и семь – Великобритании. Тем же рейсом летели семь граждан Франции, шесть египтян, пять жителей Германии, четверо индийцев и четверо словаков.

В самолете находились в том числе три человека из Австрии, Швеции, а также двое граждан Марокко, двое – Испании, двое израильтян, двое поляков. Помимо них, в салоне было по одному пассажиру из Бельгии, Джибути, Индонезии, Ирландии, Мозамбика, Норвегии, Руанды, Саудовской Аравии, Судана, Сомали, Сербии, Того, Уганды, Йемена, Непала, Нигерии и один пассажир с паспортом ООН.

К сожалению, среди пассажиров оказались и трое россиян. Жертвами авиакатастрофы в Эфиопии стала в том числе – Екатерина и Александр Поляковы, которые работали в Сбербанке.

Молодые люди очень любили путешествовать, вели активный образ жизни, а о своих поездках рассказывали в социальных сетях, давали советы, как удачно спланировать отдых. Они хотели посмотреть Кению, однако планы разрушила трагедия. Мать погибшей девушки долго отговаривала дочь и зятя от путешествия, однако привыкшие к авантюрным приключениям молодые люди все же решились на поездку. Накануне крушения женщина рассказала, что ощущала тревогу.

Третьим погибшим стал Сергей Вялико из Твери – профессиональный парашютист и инструктор по прыжкам в тандеме. Знакомые Сергея отмечают, что он никогда не курил и не позволял себе употреблять даже легкие алкогольные напитки.

Посольство РФ в Кении заявило, что готово помочь родным жертв из России. В частности, дипмиссия окажет содействие родственникам и близким для возвращения останков погибших россиян на родину.

Возможные причины крушения

Самолеты авиакомпании Ethiopian Airlines. Фото: ТАСС/AP/Ben Curtis

По предварительным данным, вскоре после взлета командир лайнера сообщил о проблемах. Он запросил разрешение вернуться и получил его, но это не смогло предотвратить крушение. Известно, что за штурвалом самолета был опытный пилот, который налетал более восьми тысяч часов и работал на данной модели самолета с 2017 года. Сам самолет совсем новый, авиакомпания приобрела его в конце 2018 года, с ним не было никаких технических проблем.

Авиакомпания Ethiopian Airlines и Boeing сейчас проводят совместное расследование, чтобы выяснить причины трагедии. Поисковая группа уже обнаружила разбившегося самолета.

ЧП с Boeing 737

По состоянию на 26 февраля текущего года в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 210 самолетов Boeing 737. Несколько инцидентов, связанных с Boieng 737, произошло еще в прошлом году. В апреле у Boeing 737-3H4 американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов, в который затянуло пассажирку. Другие пассажиры смогли удержать ее и вернуть в кресло. Женщина скончалась от ранений.

В мае Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air, арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана – Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. Погибли 112 человек. В сентябре Boeing 737-800 авиакомпании Air Niugini выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа – Новая Гвинея). Авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан, один человек погиб.

А крупнейшей по количеству погибших стала катастрофа Boeing 737, произошедшая 29 октября 2018 года у Джакарты. Самолет авиакомпании Lion Air после взлета упал в море. Никто из находившихся на борту 189-ти человек не выжил. Самолет был той же модели, что и в трагедии в Эфиопии.

Причиной катастрофы в Индонезии, по словам следователей, стала воздушной скорости лайнера, который подавал ложный сигнал о падении воздушной скорости, после чего автоматика начинала маневр, предназначенный для повышения потока, чтобы избежать "сваливания" воздушного судна в штопор.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора и заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал порталу Москва 24,
что возможной причиной катастрофы могла стать в том числе неполадка в электронной системе самолета.

"Недавно очень похожий случай произошел в Индонезии: и этот же тип самолета, и такие же мрачные последствия – после взлета самолет сразу же упал. Это наталкивает на мысль о том, что это из оперы передоверия пилотов электронике. Электроника на этом самолете показала свое бунтарство. Она именно на "МАКСах" так сделана, и "Боинг" это подтвердил, что часто выходит из под контроля пилота", – пояснил он.

"Восстание роботов", что называется. И пилот уже ничего не может поделать, потому что это все происходит мгновенно.

Олег Смирнов

залуженный пилот СССР

При этом Смирнов подчеркнул, что истинные причины происшествия смогут назвать эксперты комиссии только после расшифровки черных ящиков, так как могут быть "тысячи причин" трагедии.

"Проблемы могли быть как по работе техники и электронного оборудования самолета, так и по уровню подготовки экипажа, погодные условия также могли стать причиной... После того как расшифруют черные ящики, перед нами предстанет полная объективная картина происшедшего", – пояснил он.

В свою очередь, заслуженный пилот России Юрий Сытник также допускает, что виной мог стать сбой в технике, однако сопоставлять катастрофы в Индонезии и нынешнюю пока еще рано, по его мнению.

"Если есть ошибка в датчике набора скоростей, который выдает команду на рулевой агрегата и дальше на рулевые приводы, тогда пилот не в состоянии что-то изменить", – пояснил он каналу Москва 24.

Система реагирует так, что, если летчик по какой-то причине задрал штурвал на себя, и самолет теряет скорость, она самостоятельно вмешивается, несмотря на то, что пилот сопротивляется этому вмешательству.

Юрий Сытник

заслуженный пилот России

При этом исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев в беседе с порталом Москва 24 подчеркнул, что пока нет официальных причин катастрофы, поэтому нельзя называть данную модель самолета опасной.

"Сейчас никто не может однозначно сказать, что самолеты данной модели представляют опасность и существуют производственно-конструктивные дефекты. Есть действующий сертификат типа, выданный американскими властями и валидированный властями ряда других государств. Наличие сертификата является подтверждением выполнения всех требований в области безопасности полета, заложенных в типовую конструкцию самолета", – пояснил эксперт.

По его словам, любые решения о приостановке эксплуатации самолетов "являются мерами предосторожности, пока недостаточно информации об истинных причинах катастроф".

Что будет с "Боингом"?

Модель Boeing 737 MAX 8 является самым продаваемым самолетом в истории компании. Число заказов таких самолетов уже превысило 4,5 тысячи единиц по всему миру. После авиакатастрофы эфиопская авиакомпания Boeing 737 MAX8, эксплуатацию этой модели самолетов и в Китае. А компания Boeing отказалась проводить презентацию своего новейшего летательного аппарата Boeing 777X.

Корпорация Boeing также родственникам и близким пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту потерпевшего крушение Boeing-737-800 MAX.

По словам ведущего эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, приостановка использования данного типа самолетов серьезно не отразится на положении самой компании.

"Причины пока неизвестны. И если даже вопрос в некотором техническом несовершенстве, то у "Боинга" есть все ресурсы для того, чтобы в сжатые сроки решить проблему. У нее будут определенные потери, которые, скорее всего, будут связаны с тем, что придется выплачивать некоторые компенсации компаниям за задержку будущих поставок, потому что, если вопрос в техническом плане, потребуется время на устранение. Но для масштабов "Боинга" – это не проблема", – пояснил эксперт.

Даже если все авиакомпании в мире закупили по контракту Boeing 737 MAX8, то, чтобы перейти на другую модель, им придется ждать 2029 года.

Андрей Крамаренко

ведущий эксперт НИУ ВШЭ

10 марта в Эфиопии потерпел крушение самолет компании Boeing 737 MAX 8 - это вторая за полгода авиакатастрофа с участием одной и той же модели американской корпорации. В обоих случаях погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Причиной крушения в Индонезии стали проблемы в новой системе управления судном, что случилось в Эфиопии - неизвестно, расследование продолжается. Эксперты и работники авиационной отрасли усматривают связь между двумя событиями. Именно поэтому до конца расследования и выяснения причин крушения страны ЕС, Азии и Африки закрыли свое воздушное пространство или приостановили полеты этой модели. «Новая газета» рассказывает, что произошло с момента трагедии.

Что произошло?

10 марта около 8:44 по мск в Эфиопии самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби. Проблемы с управлением лайнер начал испытывать уже через две минуты после начала полета. На борту лайнера находились восемь членов экипажа и 149 пассажиров, все они погибли.

Среди жертв крушения — граждане 33 государств, в том числе Кении, Эфиопии, Канады, Италии, Китая, США, Великобритании, Франции и других. В числе погибших жена, сын и дочь депутата парламента Словакии Антона Грнка.

Этим же рейсом летели трое туристов из России. Супружеская пара Александр и Екатерина Поляковы в Сбербанке. «Они были совсем молоды, вместе учились, а последние годы работали в компании “Сбербанк Лизинг”. В Африку Екатерина и Александр поехали на отдых, который столь трагично оборвался», — сообщили в компании. Третий россиянин, Сергей Вяликов, работал инструктором по прыжкам с парашютом в Твери.


Фото: AP/TASS

Есть ли связь этой катастрофы с крушением в Индонезии?

Предварительные причины крушения в данный момент неизвестны, идет расследование. Однако эксперты отмечают схожесть катастрофы с Boeing 737 MАХ 8 в Индонезии. 29 октября у побережья острова Ява упал лайнер индонезийской компании Lion Air через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты. Все 189 пассажиров и членов экипажа погибли.

Причиной катастрофы назвали новую компьютеризированную систему управления, в частности проблемы с отсчетом высоты и скорости. После взлета приборы командира и второго пилота стали показывать разную скорость.

Кроме того, стабилизатор самолета начал автоматически менять положение. Нос борта уводило вниз не менее 20 раз, его положение приходилось вручную каждый раз вытягивать обратно. Пилоты не смогли отключить автоматическое управление, борт перешел в пике и на большой скорости врезался в море.

Как The Wall Street Journal со ссылкой на источники, Boeing могла скрыть от авиакомпаний информацию о потенциальных рисках, связанных с новой системой контроля полетов. Собеседник газеты утверждал, что новые функции не были описаны в учебных материалах для пилотов, которые летали на последних моделях американской корпорации.

Как на падение самолета отреагировала мировая индустрия?

«Безопасность является приоритетом номер один для Boeing. Мы полностью уверены в безопасности 737 MAX. Мы понимаем, что регулирующие органы и клиенты приняли решения, которые они считают наиболее подходящими для своих внутренних рынков», — заявили в Boeing 12 марта. Накануне корпорация пообещала представить новое программное обеспечения для самолетов, чтобы сделать полет «еще более безопасным».

Власти стран, эксплуатирующие самолеты модели 737 MАХ 8, к заявлениям корпорации отнеслись скептически. Об этом свидетельствует то, что

к среде практически все государства, в авиапарках которых есть лайнеры этого типа, временно закрыли для них свое воздушное пространство.

Первым временный запрет для самолетов Boeing 737 MАХ 8 ввел Китай, который усмотрел «определенную схожесть двух катастроф», произошедших на стадии взлета лайнеров. Следом «в качестве дополнительной меры предосторожности» полеты этой модели приостановила авиакомпания Ethiopian Airlines. Позднее к «бойкоту» присоединились Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Малайзия и Оман.

11 марта временный запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX 8 ввели власти Германии, Франции, Австрии и Великобритании. К вечеру о закрытии воздушного пространства в интересах безопасности пассажиров Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) на всей территории Европы. После этого временные ограничения ввели Новая Зеландия, Фиджи, Казахстан, Индия, Турция, Ливан и Египет.


Фото: AP/TASS

Сейчас в международном воздушном пространстве находятся 38 лайнеров типа Boeing-737 Max 8. Единственными странами, которые продолжают эксплуатировать самолеты остались Канада (Air Canada, WestJet) и США (American Airlines, Southwest Airlines). Свое решение американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) объяснило тем, что до сих пор его оценка «не выявила системных проблем в функционировании» самолетов.

Несмотря на это, американские сенаторы и авиационные работники призвали власти США временно остановить полеты лайнеров по примеру других стран. Глава Boeing Деннис Мюленбург, как передавала The New York Times, лично позвонил президенту США Дональду Трампу и заверил его в безопасности самолетов.

Краткий разговор, утверждало издание, состоялся после того, как американский лидер написал в своем официальном твиттере: «Самолеты становятся слишком сложными для полета. Скорее нужны не пилоты, а компьютерные специалисты из Массачусетского технологического института».

Эксплуатирует ли Россия модель 737 MAX 8?

Boeing 737 MAX 8 используется на коммерческих рейсах с мая 2017 года и является одной из самых свежих, рассказывает независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич: «Она имеет специфические особенности в системе управления. В частности, у самолета возникали проблемы с механизмом перестановки “угла атаки” хвостового стабилизатора (это стало причиной крушения самолета в Индонезии . — «Новая». ). Если говорить в общем, то проблемы с управлением возникают тогда, когда случаются внештатные ситуации, например, из-за плохой видимости и метеоусловий».

В России самолеты этой модели эксплуатирует авиакомпания S7 Airlines, в ее парке находились два лайнера этой модели. Оба воздушных судна приостановили полеты до получения более подробной информации о причинах крушения в Эфиопии. Перевозчик сообщал, что это решение не повлияет на регулярность рейсов.


Фото: AP/TASS

При этом источник Интерфакса в органах управления воздушным движением утверждал , что Россия не будет ограничивать пролет самолетов Boeing 737 MAX 8 над своей территорией: «Таких распоряжений не поступало. Закрывать воздушное пространство для самолетов такого типа не планируется».

Как сообщало РИА Новости, ранее ряд российских авиакомпаний планировали приобрести самолеты 737 MAX 8 и после катастрофы не пересмотрели свое решение. 28 лайнеров заказала «Ютэйр», 20 — «Победа» и 14 — «Уральские авиалинии». Последняя компания заявила, что «не планирует отказываться от заказов», стоимость которых составила больше 1,5 млрд долларов.

Как крушение повлияло на репутацию Boeing?

«Это была последняя капля, у всех лопнуло терпение. Индонезия прекратила полеты, потому что полгода назад у нее произошел похожий случай. Китай прекратил полеты, можно сказать, отчасти из-за конкурентной борьбы: там на массовый рынок выходит Comac C919, который работает в той же нише, что и 737 MAX 8», — рассказывает Лукашевич.

По его словам, мировой рынок гражданской авиации поделен между «двумя гигантами» Boeing и Airbus, и когда самолеты одной из компаний терпят крушение, это всегда хорошо для конкурента.

Сейчас можно ожидать увеличения заказов моделей Airbus, предполагает эксперт.

Катастрофа может повлиять на перераспределение доли Boeing и Airbus на рынке гражданской авиации, но незначительно, считает эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В этом он усматривает две причины: во-первых, рынок достаточно консервативен, во-вторых, замена типа базовых самолетов требует серьезных издержек. По мнению Борисова, для корпорации будет некритично восстановить 350 машин (столько Boeing поставила авиакомпаниям по состоянию на январь 2019 года «Новая». ) в случае, если расследование покажет неполадки в самолетах и если доработки не окажутся фундаментальными.


Фото: AP/TASS

«До тех пор пока не будет произведено расследование, крушение, вероятно, никак не отразится на репутации Boeing. Если выяснится, что сработал человеческий фактор, то последствий не будет, на продажах катастрофа вряд ли скажется, — рассказывает Борисов. — Люди, которые закупают лайнеры, неэмоциональные. Они смотрят на экономику и базовые показатели. Кроме того, есть публичная репутация, она существенна и долгосрочна. Сейчас все взбудоражены, но важно понять, действительно ли в том, что случилось, есть вина Boeing».

Тем не менее, по данным Американской фондовой биржи, корпорация уже понесла материальный ущерб. На следующий день после крушения акции Boeing на открытии торгов подешевели более чем на 11% — до 371,27 долларов за бумагу. По информации Bloomberg, это стало самым большим падением акций в течение дня с момента теракта в США 11 сентября 2001 года — тогда цены на бумаги рухнули на 13%. 12 марта акции поднялись на 3,6% до 384,7 долларов за бумагу.

Предсмертное селфи. На нём перепуганные пассажиры Boeing 737 в кислородных масках. Позже станет известно, что на борту находилось, по разным данным, от 185 до 189 человек. Лайнер пропал с радаров через 10 минут после взлета. Выживших нет, все пассажиры Boeing 737 погибли‍. Сухой официальный отчёт - всё, что известно об индонезийской трагедии.

Вопросов пока больше, чем ответов. И главный из них: что произошло с лайнером, полёт которого из Джакарты на Суматру прервался в Яванском море?

Читайте также:

Спасая жизни 189 человек, экипаж индонезийского Боинга пытался вернуться в аэропорт. Фото и видео с места крушения Экипаж Боинга, рухнувшего в море спустя 13 минут после взлета, запрашивал у диспетчеров экстренную посадку.

Эксклюзивный комментарий телеканалу «Царьград» дал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов :

«Катастрофа в Индонезии произошла в простых метеоусловиях - природа не угрожала лайнеру. Однако самолет оказался не там, где ему положено, а на дне океана. Самолет взлетел, и практически сразу после взлёта командир корабля сообщил на землю о принятом решении возвратиться назад в Джакарту, в аэропорт вылета. Подобные решения командир корабля принимает тогда, когда нет никакой возможности продолжать полёт. Очевидно, произошло всё настолько скоротечно и катастрофично, что у командира корабля не нашлось даже доли секунды, чтобы нажать на кнопку радиопередатчика, чтобы сообщить о внештатной ситуации».

Что случилось с самолётом вблизи острова Ява, остаётся трагической загадкой. Boeing 737 MAX 8 - абсолютно новый лайнер, авиакатастрофа в Индонезии стала для него первой. Эксплуатация крылатой машины началась всего год назад. С тех пор в очередь на его приобретение выстроились многие страны мира, в том числе и Россия.

Господин Смирнов считает, что неисправность лётного судна - наименее вероятная версия трагедии. «Самолет - это сложнейший механизм. У него, конечно, могут быть какие-то недостатки. Но этот самолет новый, с августа он эксплуатируется - совсем юное воздушное судно, - указал пилот. - Лайнер учёл недостатки всех предшествующих моделей: стал более экономичным и, что важно, более безопасным. Многие авиакомпании мира хотят его приобрести. Индонезийцы оказались одними из первых».

Бой с тенью: у кого отберут заработанное?

Позже появилась информация, что на месте трагедии найдены топливные баки со следами взрыва. Однако официальных подтверждений этому пока нет. Более того, поведение индонезийцев Олег Смирнов назвал загадочным. От широкой общественности скрывается причина, по которой командир корабля принял решение вернуться в аэропорт вылета.

«Очень интересно ведет себя Индонезия, - отметил эксперт. - Она рассказала о том, что командир корабля связывался с ними по принятию решения о возвращении в Джакарту после взлёта, но никто не объясняет, чем мотивировал командир корабля этот возврат. Командир обязан сообщать на землю мотивы принятия решения относительно возвращения в аэропорт вылета. Почему молчат, непонятно. Можно только строить предположения. Это может быть взрыв, теракт. Индонезия - не очень спокойное место».

Фото: Olena Yakobchuk/shutterstock.com

Пролить свет на трагедию должны бортовые самописцы. Известно, что глубина, на которой находится лайнер, небольшая - 30-40 метров, а значит, обнаружить «чёрные ящики» не составит труда водолазам, работающим на месте происшествия.

Трагедия в Яванском море вновь заставляет задуматься, насколько сегодня безопасна авиация. Нашу страну едва ли можно отнести к самым безаварийным государствам. Крайняя и, как хочется верить, последняя российская авиатрагедия произошла 11 февраля. Пассажирский самолет Ан-148-100В российской авиакомпании «Саратовские авиалинии», который выполнял рейс Домодедово — Орск, потерпел крушение через четыре минуты после взлёта в Раменском районе Московской области. Погибли все, кто находился на борту — 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Читайте также:

Вероятно, теракт: Топливный бак разбившегося в Индонезии самолета найден со следами взрыва Никто из пассажиров и членов экипажа Boeing 737 авиакомпании Lion Air, упавшего в Яванское море, не выжил.

Позже специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что к крушению привели неверные данные о скорости полета, которые получал экипаж. Были и другие авиапроисшествия, чудом не закончившиеся гибелью людей. О них напомнил заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Этот год у нас неудачный. И катастрофа у нас есть, и очень серьезные инциденты в Сочи и Якутии. Это события, которые только случайно не закончились трагедией. Повезло нам и в Сочи, и в Якутии - самолеты разрушились, а все пассажиры оказались, к счастью, живы. Я надеюсь, что эти события заставят наши государственные органы внимательно отнестись к вопросам авиабезопасности».

Государственным органам есть, на что обратить самое пристальное внимание. Практически все лайнеры отечественных авиакомпаний зарегистрированы не в России, а на Бермудах. Более того, именно Бермуды утверждают на работу российских пилотов.

Об этом рассказал лётный директор авиакомпании Utair Андрей Ситнянский : «Если летите на самолете, обратите внимание на бортовой номер. На нём обычно написано VP-B, VQ-B - это значит, Бермудская регистрация. За подготовку пилотов отвечает Россия, но после того, как мы проверили пилота и приняли его на работу, мы должны запросить обязательно бермудскую валидацию, и Бермуды одобряют приём на работу в российскую компанию российского пилота».

Главная причина, по которой авиакомпании регистрируют лайнеры на Бермудах, - экономия на налогах, причём существенная. Но завязана она на безопасности пассажиров, напоминают эксперты отрасли. Первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что ответственность за лётную годность лайнеров несёт не правительство России, а правительство Бермуд.

Но перевозчиков, как и отечественный кабмин, это беспокоит едва ли. Налоги никто снижать не собирается. По крайней мере, родные производители на это могут не рассчитывать. «Когда мы говорим, вот наш авиапром, мы его поддерживаем, так давайте хотя бы сделаем равные условия, - возмущается господин Гутенёв. - Наш производитель, выпуская самолет в небо, платит НДС, а компания, которая регистрирует лайнер на Бермудах и берёт его в операционный или финансовый лизинг, НДС не платит».

Росстат вновь поймали на махинациях с доходами граждан

И это не все реверансы в адрес зарубежных авиапроизводителей. Правительство России из года в год обнуляет ввозные пошлины для иностранных самолётов. Оттого отечественные перевозчики старательно укомплектовываются американскими и французскими крылатыми машинами. Как издёвка на этом фоне выглядят бесконечные заявления о поддержке российского авиапрома.

Каким бы качественным не получился МС-21, если авиакомпании не станут его покупать, дело прогорит. А словесные интервенции чиновников, которые, к слову, сами предпочитают летать на сверхнадёжных ИЛах, останутся очередной фикцией, положенной на текст публичных заявлений. Трагедия, произошедшая вблизи острова Ява, которая унесла жизни почти 200 человек, - очередной повод задуматься о безопасности авиаперелётов, в первую очередь в России. Ведь по количеству авиакатастроф наша страна занимает тревожное второе место в мире.

Boeing 737 MAX 8 национального перевозчика Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек, из них трое россиян.

Эта катастрофа поставила под угрозу уже заключенные Boeing контракты на поставку самолетов этой серии, ставшей самой продаваемой в истории авиаконцерна.

Boeing 737 MAX летает меньше двух лет

Boeing 737 MAX 8 принадлежит к последнему поколению Boeing 737 MAX (есть еще также MAX 7, 9 и 10). Это среднемагистральный лайнер , рассчитанный на 162-210 пассажиров и способный преодолевать расстояние до 6570 км.

Мнение экспертов

Пока одни иностранные специалисты призывают отказаться от полетов на Boeing 737 MAX 8 до выяснения обстоятельств падения в Эфиопии, другие считают , что не стоит спешить с решениями и нужно дождаться официальных результатов расследования.

Опрошенные ТАСС российские эксперты также уверены, что прежде всего нужно дождаться официальных выводов.

По мнению авиационного эксперта Владимира Карнозова, шумиха успокоится в течение одного-двух месяцев и вряд ли будет иметь долгосрочные последствия. Но не из-за каких-то положительных результатов расследования, а из-за уникальной дуополии Airbus и Boeing, которая сложилась на рынке. "Если у Boeing возникнут сложности, то вперед вырвется Airbus, у которого из-за этого возрастет загрузка (а значит, увеличится очередь на новые самолеты — прим. ТАСС). И когда "пыль" после катастрофы в Эфиопии уляжется, авиакомпании снова пойдут покупать Boeing, просто потому что у нее время ожидания поставки самолетов будет меньше", — подчеркнул аналитик. Действительно, производство Airbus A320neo, который остается главным конкурентом для Boeing 737 MAX, расписано на ближайшее десятилетие.

И хотя сложившаяся ситуация ставит под угрозу заказы моделей Boeing 737 MAX на общую сумму более $600 млрд, рисков долгосрочного кризиса не видят и эксперты агентства Bloomberg . Выстоять по их мнению Boeing поможет готовящееся обновление программного обеспечения, которое призвано решить проблему.

Участники рынка также объяснили острую реакцию мировой общественности фотографическим сходством двух катастроф — в Индонезии и в Эфиопии. Но подтвердить или опровергнуть ее сможет только официальная комиссия, подчеркнули эксперты.

Сейчас вопрос состоит в том, сможет ли Boeing оперативно отреагировать на случившееся, отметил генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. Особенно с учетом того, что по расследованию трагедии в Индонезии официальных результатов пока нет. Для Boeing крушения ее лайнеров означают колоссальные затраты еще на этапе расследования, не говоря уже о варианте, если именно компанию в итоге признают виновной в трагедиях.

Например, авиакомпания Norwegian, вынужденная остановить эксплуатацию 18 своих "восьмерок", выставить Boeing счет за это.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины