Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.

Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.

Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.

В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:

  • 2002 г. – принята федеральная целевая программа «Электронная Россия» (http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm);
  • 2008 г. – утверждена Стратегия развития информационного общества (http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html);
  • 2010 г. – принята Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) (http://government.consultant.ru/images/1/526/1526423.zip).

Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:

  • удобство получения информации о деятельности государственных органов;
  • удобство получения государственных услуг;
  • оперативность получения информации и услуг.

Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.

В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.

Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России - проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов - планируется на декабрь 2015 г.

Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг

Сведения о государственных услугах могут быть получены через:

  • официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • информационные киоски;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
  • центры телефонного обслуживания.

В 2011 году были приняты значимые нормативные правовые акты, развивающие область правомочности внедрения электронного правительства и электронных услуг, среди которых важнейшим является Федеральный закон № 210-ФЗ (http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html). В частности, он регламентирует:

  • перечень так называемых «лично предоставляемых документов» - п.4. ст.7;
  • перечень документов - результатов оказания государственных (муниципальных) услуг п.2 ч.1 ст.9 и п.3 ч.1 ст.9.

Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:

  • предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов;
  • осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы.

Значимым аспектом деятельности электронного правительства является вовлечение граждан в процессы управления муниципалитетом, регионом, страной. Задача публичного обсуждения вопросов, формирования и отправки в публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов требует серьезной подготовки.

Для этих целей Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало систему «Электронной демократии» и соответствующий портал (http://e-democratia.ru/).

Любой зарегистрированный пользователь на этом портале может участвовать в обсуждении документов и сообщать об имеющихся проблемах. Отметим, что регистрация на портале не представляет никакой сложности и требует указания фамилии, имени и отчества пользователя, номера мобильного телефона и адреса электронной почты, на который поступает подтверждение регистрации.

Новой и интересной формой обращений граждан является сервис «Проблемы на карте» (рис. 2.2). В доступной и образной форме можно увидеть имеющиеся в конкретном районе нарушения, например, общественного порядка или правил дорожного движения. Благодаря элементам управления можно отследить новые нарушения или исправленные проблемы и сделать выводы о деятельности или бездеятельности органов власти. И при необходимости подать жалобу в вышестоящие инстанции.


Рис. 2.2. Единый портал электронной демократии – сервис «Проблемы на карте»

На упомянутом выше портале широко представлены обучающие материалы для населения (http://social.e-democratia.ru/) как по системе «Электронная демократия», так и по использованию информационных технологий (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы

Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.

Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:

Ролик «Электронное правительство»

Ролик «Обслуживание в ЦОНе Шымкента…» (Казахстан)

Ролик «Кратко об "Электронном правительстве" Свердловской области»

* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов - электронная демократия.

Практика

Упражнение 2.1

С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:

  • Правительство Российской Федерации
  • Администрация субъекта федерации
  • Районная администрация
  • Муниципальное образование по месту вашего проживания

Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?

  • Rambler http://www.rambler.ru/
  • Яндекс http://www.yandex.ru/
  • Google Россия http://www.google.ru/
  • Нигма http://nigma.ru/

Упражнение 2.2

Просмотрите видеоролик «О портале e-democratia.ru» (http://social.e-democratia.ru/).
Что вы думаете о возможностях дистанционного публичного диалога с органами власти?
О каких нарушениях вы хотели бы сообщить властям с помощью Единого портала электронной демократии?


Как работает электронное правительство и почему оно эффективнее чиновников. Электронное правительство Электронное правительство e government

В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать. Благодаря этому различные компании получили возможность контактов с новыми потребителями и поставщиками. Поскольку государство обеспечило законодательную поддержку и стабильность новой инфраструктуры, перевозка грузов по железной дороге и по воздуху повысила эффективность экономики, содействовала развитию государств и, тем самым, оказалась полезной для всех.

Точно так же, как железные дороги явились новым средством коммуникации в индустриальную эпоху, в нарождающуюся информационную эру роль базовой инфраструктуры играет сеть Интернет . Сегодня она оказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры, помогая предприятиям промышленности и сферы услуг снижать затраты на материалы, по-новому строить взаимоотношения с партнерами, выходить на новые рынки сбыта и создавать дополнительные источники дохода. Государственные службы также должны идти в ногу с процессом перехода от индустриального века к информационному. Граждане и частные фирмы сегодня уже не полагаются на централизованные методы массового предоставления государственными учреждениями услуг населению (такие методы, характерные для индустриальной эпохи, предполагают оказание услуг по вертикальным каналам). Люди ожидают от своих правительств улучшения качества государственных услуг, повышения эффективности и снижения затрат, роста конкурентоспособности и обеспечения благосостояния в новой информационной экономике.

Как и в индустриальную эпоху, во многих случаях именно государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями, служащими и другими государственными учреждениями. Государственные службы имеют поистине уникальную возможность стать катализатором перемен. Поэтому развитие информационного общества подталкивает многие организации к принятию концепции "электронного правительства" с целью:

Предоставлять услуги для населения в интегрированном виде по сети Интернет. Помимо того, чтобы просто оказывать услуги по Интернету, не заставляя граждан тратить время на стояние в очередях, организации могут предоставлять интегрированные услуги и дополнительные возможности. Вместо того чтобы посещать несколько различных контор или несколько разных веб-сайтов для получения какого-либо официального разрешения, граждане и частные компании могут совершить все операции в одном месте, доступ к которому открыт 24 часа в сутки и 7 дней в неделю

Преодолеть информационное неравенство. Государство может сделать новые технологии более доступными для менее обеспеченных слоев общества, а также организовать преподавание навыков использования компьютеров, особенно для молодежи и пожилых людей. Этого можно добиться, и это следует сделать, используя различные способы и разнообразные программы.

Дать людям возможность обучаться на протяжении всей жизни. Идея о том, что обучение не прекращается в тот момент, когда человек оканчивает школу, сегодня может быть воплощена в жизнь путем широкого распространения электронного обучения. Будущее общество, состоящее из "работников со знаниями" (knowledge workers), продолжит пользоваться современными, персонализированными средствами получения образования по Интернету .

Перестроить взаимоотношения с населением. Вместо того чтобы предоставлять одинаковые услуги всем гражданам, государственные учреждения могут использовать новые информационные технологии, чтобы учитывать индивидуальность людей и предоставлять персонализированные услуги. Граждане становятся более ответственными за свои взаимоотношения с государственными службами и вновь обретают доверие к государственному сектору.

Способствовать развитию экономики. Государственные учреждения могут помочь частным компаниям выйти в Интернет, а также оказать им содействие в использовании электронных средств. Иногда для этого могут потребоваться консультации или материальные стимулы. Частные компании, занимаясь электронной коммерцией, могут не только пользоваться преимуществами своей близости, например, к местным потребителям, но и расширяться и выходить на новые мировые рынки. Это также способствует повышению уровня профессиональной подготовки и занятости на местах.

Выработать разумные законы и разумную политику. Информационное общество ставит перед законодателями множество новых проблем, среди них - идентификация граждан и удостоверение их личности, конфиденциальность, защита данных, вопросы юрисдикции в киберпространстве, налогообложение электронной коммерции, а также так называемые кибер-преступность и кибер-терроризм. Государство должно гибко создавать новое законодательство, порождая доверие ко всем видам электронных операций и сохраняя равновесие между необходимостью экономического развития и обеспечения конфиденциальности информации.

Создать формы правления с бульшим участием граждан. Автоматизация государственных служб, в конечном счете, может привести к возникновению "прямой демократии" (без промежуточных звеньев). На местном уровне муниципальные органы уже сейчас поддерживают дебаты, дискуссионные форумы и голосование в Интернете, и это помогает местным органам в принятии решений.

Перспективы для граждан

Граждане все в большей степени ожидают от государственных служб, что те будут действовать подобно коммерческим организациям . Раз в США и многих других странах люди могут купить билет на самолет или в театр по Интернету, то они хотят таким же образом продлить регистрацию автомобиля или заплатить налоги. Им нужен удобный, мгновенный доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Они желают получать доступ к услугам из дома, с работы или из любого другого места. И они не хотят никаких ограничений на то, какие средства будут использованы для получения этого доступа - персональный компьютер, WebTV1, мобильный телефон или какое-либо портативное устройство.

Граждан также не интересует, какая группа чиновников или какое официальное лицо отвечают за ту или иную государственную программу или вид услуг для населения. Чтобы предоставлять населению персонализированное обслуживание, государственные службы должны обеспечить возможность доступа ко всей информации и всем услугам через один интегрированный источник. С помощью веб-порталов и электронных магазинов, через которые люди получают доступ к Интернету, можно создать единый интерфейс для всех государственных организаций, скрыв их сложную внутреннюю структуру.

Кроме того, единая точка доступа позволяет гражданам лучше выразить свое отношение к тому, что они ожидают от государственных служб и в чем нуждаются. Благодаря этому люди могут более активно участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах, поскольку они могут взаимодействовать с государственными службами и получать доступ к публичной информации, официальным документам, а также к протоколам административных органов. Если человеку некогда сходить в муниципалитет или на заседание какого-либо комитета, чтобы принять участие в публичных слушаниях, то вместо этого он может отправить электронное письмо или поместить сообщение в дискуссионном форуме в Интернете .

Электронное правительство - такой способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Цель создания электронного правительства состоит в том, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг .

В будущем электронное правительство "одного окна" станет менее актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

Существует несколько различных видов взаимодействия, в совокупности формирующих электронное правительство. Так, выделяются:

G2С - между государством и гражданами (Government-to-Citizen),

G2B - между государством и бизнесом (Government-to-Business),

G2G - между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government),

G2E - между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)

Определение электронного правительства - Всемирный банк (англ.): "Под электронным правительством понимают использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним".

Создание электронного правительства предусматривает разработку государственно-административными ведомствами своих сайтов, обеспечение их технологического обслуживания, бесперебойного функционирования и эффективного взаимодействия. Интернет-ресурс государственного учреждения должен давать необходимое представление об устройстве и деятельности соответствующего ведомства, обеспечивать хотя бы минимальный комплект общественных веб-сервисов и быть снабжен средствами оперативного взаимодействия с другими правительственными учреждениями. В перспективе система таких онлайновых образований должна не только охватить центральные органы власти, но и распространиться на регионы, включая администрации городов и крупных экономических центров.

По мнению американских и европейских специалистов, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг, что непосредственно обеспечивается сферой G2C и косвенно - G2E, поскольку качество и скорость исполнения услуг зависят и от эффективности внутриведомственной работы госучреждений .

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.

"Электронное правительство" подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для того чтобы доводить правительственную информацию и доносить государструктур и государственных органов.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • * оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • * повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • * поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • * рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • * снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Основополагающие принципы организации ЭП

Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. "Электронное правительство" должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.

Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением "информационного голода", вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема - оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке.

Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.

Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.

В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.

Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.

Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.

Появление ЭП - это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.

"Электронное правительство" должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге - с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает "электронное правительство" не только доступным, но и интерактивным .

По сути, создание ЭП - это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, - вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, - это снижение коррупции и взяточничества.

Технологии ЭП

Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации "электронного правительства", проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.

Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную интегрированную информационную систему (ИС) - на каких программных технологиях она должна базироваться.

Документоориентированные технологии

Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM - Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами - с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

  • * автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;
  • * обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;
  • * ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

Но одной САДД при организации развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).


Посвященный роли технологий в современном обществе. «Бумага» узнала у лектора «ОУ», заместителя директора Центра технологий электронного правительства Дмитрия Трутнева, существует ли в России электронное правительство, почему электронные очереди превращаются в массовое столпотворение и могут ли чиновники лишиться работы из-за цифровых технологий.

    Что такое электронное правительство?

    У власти всё еще остаются люди, но многие механизмы управления автоматизируются и цифровые алгоритмы заменяют людей. Например, отпадает необходимость стоять в очереди для оплаты квитанций ЖКХ и общаться с сотрудниками коммунальных служб. Вместо этого можно зайти на сайт и заплатить в несколько кликов. То же самое касается и хранения документов: информация о гражданах переносится из бумажных архивов в электронные базы, где нужную информацию о конкретном человеке можно отыскать за короткое время. В целом электронное правительство - система управления, при которой государство предоставляет населению услуги и информацию с помощью цифровых технологий.

    Существует ли электронное правительство в России?

    Да. В России акцент сделан на электронное взаимодействие с гражданами. Одна из самых распространенных услуг - это подача заявлений через интернет. При этом завершить процедуру можно только офлайн: выдача документов чаще происходит именно в личном присутствии. Для сравнения, в у каждого гражданина есть ID-удостоверение, с помощью которого можно воспользоваться 4 тысячами электронных сервисов, в том числе автоматически авторизоваться на сайтах госучреждений и больниц.

    Дмитрий Трутнев

    Сейчас акцент в России сделан на электронное взаимодействие с гражданами, но на деле это не улучшает качество жизни. Потому что получается перекос: появляются цифровые услуги, но нет модернизаций внутренних функций органов власти.

    Что уже можно оформить с помощью электронных систем в России?

    Подать заявление на оформление паспорта, загранпаспорта и пособий, оплатить штрафы и услуги ЖКХ.

    Дмитрий Трутнев , заместитель директора Центра технологий электронного правительства:

    Чтобы получить электронную услугу, надо себя идентифицировать, то есть быть зарегистрированным в Единой системе идентификации и аутентификации. По статистике, в ней сейчас зарегистрировано не больше 12 % россиян. То есть физически не больше 12 % россиян могут воспользоваться этими услугами.

    Почему в России электронные очереди всё равно превращаются в живые?

    Электронная очередь не сокращает количество обратившихся за услугой граждан, а просто пытается распределить поток людей, что не всегда заканчивается удачно. Так, например, действует система записи в первые классы школ Петербурга, спровоцировавшая недовольства горожан в 2015 году. В тот раз можно было подать заявление в школы в течение нескольких часов одного дня и за очень ограниченное время. Из-за большого наплыва посетителей сайт госуслуг перестал работать, а некоторые из уже поданных заявлений исчезли из базы данных. В итоге желающие записать ребенка в школу вынуждены были выстраиваться в живую очередь. Дмитрий Трутнев приводит положительный пример Псковской области: там записаться в школу можно в течение всего года, но очередность определяется по дате рождения. Кто раньше родился - тот «первее» в очереди.

    Еще одна проблема в том, что для большинства населения интернет всё еще не очень доступен как физически, так и из-за технической неподготовленности. И многие всё равно вынуждены стоять в живой очереди. Для таких людей появление электронных услуг ухудшает ситуацию, потому что тот, у кого интернет есть, оказывается впереди них.

    Какие запросы обрабатываются в электронном виде быстрее, чем офлайн?

    Из самого очевидного - сократился срок выдачи паспорта. Меняющие паспорт не по месту жительства теперь могут получить документ в течение 30 дней, а не двух месяцев, как раньше. Если же вы обращаетесь в ФМС, где оформляли документ, то его восстановят за десять дней. Но, по словам Трутнева, этот пример - исключение, а успех связан с популярностью услуги. Несмотря на то, что цифровые алгоритмы значительно упрощают бюрократические процедуры, они не могут сильно влиять на сроки их выполнения без изменения законодательства.

    Угрожает ли переход на цифровые методы управления безопасности личных данных граждан?

    Хранение данных в бумажном виде, так же как и в электронном, не гарантирует полную безопасность личных данных. Но Дмитрий Трутнев утверждает, что, согласно общемировой практике, при использовании современных средств защиты цифровой информации электронные системы надежнее бумажных.

    Дмитрий Трутнев , заместитель директора Центра технологий электронного правительства:

    Утечки личных данных происходят регулярно, но при этом нет подтвержденного вреда из-за присвоения, например, данных паспортов граждан. В случае с бумажными документами риски те же самые, но объемы меньше.

    Оставит ли электронное правительство чиновников без работы?

    Технически это возможно, но только частично. Цифровые технологии способны заменить только тех чиновников, которые занимаются сбором данных, анализом и составлением отчетов. Но важно учитывать законодательные формулировки. Допустим, водителю, нарушившему правила дорожного движения, нужно выписать штраф. Если камера зафиксировала нарушителя, а в законе точно прописано, что за превышение скорости в 20 км/ч - штраф в 500 рублей, то алгоритм может найти водителя и отправить ему штраф самостоятельно, без участия человека. Но если в законе сказано, что размер штрафа от 200 до 500 рублей, то автоматика уже ничего сделать не сможет. Принятие решений, модернизация и работа над законодательством всегда остается за людьми. В случае хорошего развития электронного правительства, по словам Трутнева, сокращение госслужащих достигало 50 %.

    Какой зарубежный опыт электронного правительства не применим к россиянам?

    Центры госуслуг, появившиеся в России, - это заимствование опыта Германии и Бразилии. Однако если в этих странах с помощью центров резко выросла скорость оказания услуг и сократились затраты на госорганы, то в России, резюмирует Трутнев, это привело прямо к противоположному эффекту: создало дополнительную нагрузку на государство и увеличило расходы бюджета. Самые негативные примеры - корейский и китайский. Там закрыт интернет, а цифровые технологии влияют не на прозрачность коммуникации правительства и граждан, а действуют исключительно в пользу государственных интересов. При этом ни один из опытов использования электронного управления нельзя назвать целиком положительным или отрицательным.

    Как сами граждане могут улучшить эффективность электронного правительства?

    Самостоятельно граждане никак не могут повлиять на развитие цифровых механизмов управления. Однако известны случаи удачной совместной работы граждан и правительства. Когда в Финляндии решили создать систему электронного обучения в Лапландии и других северных районах страны, жители населенных пунктов покупали компьютеры и проводили интернет за свой счет. Тогда для них стояла альтернатива: финансово вложиться в электронную систему образования или ежедневно возить своих детей в школы за несколько десятков километров.

Электронное правительство - Система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами

и процессами их обработки.

Задачи электронного правительства

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает эффективное и менее затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т.д.

"Проектное управление" - это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Основные задачи менеджера проектов:

· реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы "электронное правительство";

· координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти;

· оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;

· отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;

· аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;

· подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

электронное правительство карта государственный

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт экономики и управления

Рецензент:

Методические рекомендации по практическим занятиям и самостоятельной работе студентов вне учебной аудитории по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» / Сост.: , НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016 г. – 15 с.

@ Новгородский государственный

университет, 2016.

@ - составление 2016.

Пояснительная записка

Тезисы лекций разработаны в соответствии с рабочей программой учебного модуля «Электронное правительство» (МУ ЭП), Федеральным государственным образовательным стандартом и предназначены для обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление.


Тезисы лекций предназначены для обретения студентами навыков самостоятельной подготовки теоретического материала учебного модуля ЭП, социальной адаптации обучающихся, получения опыта работы с литературными источниками.

Результатом освоения учебного модуля ЭП является подготовка бакалавров умеющих использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности, решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности , определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в соответствии с принятой методологией, а так же оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.

Цель предлагаемых лекционных тезисов - оказать помощь обучающимся как в процессе подготовки лекционных, так и практических занятий и в наиболее полной мере освоить основные понятия информатики, экономики, госуправления, сформировать понимание и умение решать и анализировать различные задачи, а так же формирование рационального государственного образа мышления, необходимого для понимания сути явлений и процессов в развитии страны и отдельных регионов..

Тезисы лекций к УМ «Электронное правительство»

Тема 1. Концепция “электронное правительство”

Предпосылки возникновения концепции «электронное правительство ». Цели и задачи концепции. «Электронное правительство» в системе реформ государственного управления . «Электронное правительство»: понятие, суть, основополагающие принципы, структура, этапы построения. Последовательность развития в РФ электронной демократии до 2020 года. Основные приоритеты концепции. Содержание и определение э-правительства. Функционирование «электронного правительства», основные векторы взаимодействия G2G, G2B, G2C. Модели электронного правительства, их специфика и связь с политической системой. Развитие «электронного правительства». Правительство 2.0: применение веб-технологий и социальных сетей в государственном управлении. Основные идеи «правительства 2.0», их потенциал и недостатки. Концепция Правительства 2.0 как «открытого правительства». Принципы «открытого правительства».

Факторы развития в РФ механизмов электронной демократии (ЭД): - широкое распространение информационных технологий; - благоприятная среда для активного развития механизмов ЭД; - современные информационные технологии; - программы информатизации общественных отношений. Препятствия на пути ЭД. Основные этапы развития механизмов ЭД. Социально-экономическая эффективность механизмов ЭД.

Преимущества внедрения и использования проекта «электронное правительство». Особенности реализации подхода в развитых странах мира. Защита информации «электронного правительства». Подотчетность, открытость и эффективность «электронного правительства». «Цифровое неравенство» как главный барьер на пути внедрения.


Wiki-правительство как новая культура управления государством. Новый формат привлечения к сетевой работе профессионалов, владеющих уникальными компетенциями и готовых предложить государству свои опыт и знание.

Тема 2. Электронная демократия: возникновение и развитие

Интернет и демократия. Понятия «кибердемократия», «теледемократия». Концепция «электронная демократия»: сущность, принципы, формы. Специфика политического Интернет-диалога. Феномен «флэшмоба». Технологии и средства «электронной демократии». «Электронное голосование» и «электронные выборы»: условия реализации и перспективы

Основания административных реформ 80 – 90-х гг. 20 века. Возникновение электронного правительства (ЭП). Определение термина ЭП. ЭП в докладах ООН. Совет Европы – что означает переход к ЭП. Что приносит ЭП в Россию. Концепция «электронного государства». Структура ЭП, этапы формирования (ЭП 1.0). Неудачи ЭП 1.0. ЭП 2.0 – правительство без границ. Технологическая платформа ЭП.

Применение мобильных технологий в электронном правительстве. Мобильные технологии как разновидность ИКТ и их влияние на общество. Мировой опыт использования мобильных технологий в электронном правительстве Российский опыт использования мобильных технологий в электронном правительстве. ФЦП «Электронная Россия» (2002 – 2010гг.), цели, результаты и вклад в социально-экономическое развитие РФ.

ГП РФ «Информационное общество 2011 – 2020гг.», целевые индикаторы и показатели. Безопасность в информационном обществе. Электронное удостоверение личности гражданина РФ. Информационная система ЖКХ России.

Тема 3. Электронное правительство стран Европы, Америки, Азии и России: сравнительный анализ концептуальных основ и практики реализации

Модель «электронного правительства», реализуемая государством. Концепция и структура государственного портала, стадия построения «электронного правительства». Функционирование государственного портала, принцип «одного окна». Характертистика и виды государственных услуг, предоставляемых порталом. Виды интерактивных сервисов. Электронные формы. Информация на иностранных языках . Навигация на сайте, его наглядность, технологичность, обратная связь. Политические приоритеты создания электронного правительства. Характер электронного взаимодействия власти с гражданами. Виды и количество электронных государственных услуг, оказываемых населению. Степень открытости, прозрачности, подотчетности, отзывчивости «электронного правительства». Реализация обратной связи и действующие интерактивные сервисы.

Ведомственная ориентация услуг государственных органов на всех уровнях и отсутствие взаимообмена информацией между различными ведомствами и службами. Есть ведомственные базы данных , но нет ни стандартизации форматов, ни обмена информацией между ведомствами. Типичным является высокий уровень регламентации процессов внутри ведомств при одновременном низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия. Как правило, отсутствуют или слабо определены ответственность и контроль сроков исполнения при межведомственных взаимодействиях.

Публичное распространение информации представляет собой создание приложений, которые обеспечивают доступ к правительственной информации по Интернету. Данная категория предполагает отношения, в которых и государство, и пользователь играют пассивную роль.

Электронные формы или интерактивное взаимодействие дают, например, возможность доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам или предприятиям для взаимодействия с государством. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже не выступает в прежней пассивной роли, т. к. имеет возможность обращаться по Интернету в государственные учреждения с конкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.

Тема 4. Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия

Межведомственный электронный документооборот как основной структурный элемент «электронного правительства». Цели и задачи создания системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Проблемы релизации МЭДО в России. Удостоверяющие центры и их основное назначение. Национальный удостоверяющий центр. Роль межведомственного электронного взаимодействия в организации оказания электронных государственных услуг. «Готовность к электронному правительству» как мера оценки готовности к электронному документообороту.

Универсальные электронные карты, как новое средство идентификации личности: основные цели и задачи, пути внедрения и использование на современном этапе. Электронная коммерция. Информационная безопасность государства. Влияние электронного правительства на различные сферы жизнедеятельности человека: государственное управление, здравоохранение, образование и т. д. Правительственные интернет-порталы как инструмент государственного управления. Основные принципы функционирования правительственного интернет-ресурса.

Система межведомственного электронного взаимодействия требует создания аналогичных программных модулей в ведомственных СЭД, только теперь уже для обработки запросов граждан и юридических лиц, поступающих через единый портал государственных и муниципальных услуг. Поэтому в рамках Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 г. , была поставлена задача определения требований к системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.

Тема 5. Электронная государственная услуга и технологии ее оказания

Понятия «государственная услуга», «электронная государственная услуга». Административный регламент оказания государственных услуг. Электронный административный регламент . Взаимосвязь государственных услуг, регламентов и «жизненных ситуаций». Электронные административные регламенты в архитектуре «электронного правительства». Нормативное регулирование процесса оказания электронных государственных услуг гражданам. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этапы и сроки перехода к оказанию электронных государственных услуг в России. Вид и характер электронных государственных услуг, оказываемых населению и бизнесу. Российский портал электронных государственных и муниципальных услуг: структура, организация информации, режим доступа к персональным данным. Условия получения электронных государственных услуг на портале. Многофункциональные центры: назначение, функционирование, развитие. Принцип «одного окна». Примеры работы многофункциональных центров. Электронные карты: виды и сферы применения.

оздание электронных государственных услуг - это не просто ИТ-проект. Технологическая составляющая здесь, безусловно, присутствует, но не является определяющей для успеха. Проекты по созданию электронных государственных услуг (реализуются ли они в отдельно взятом регионе или в масштабах всей страны) подразумевают значительные организационные и административные изменения. Сложны они и с точки зрения поддержки, поскольку необходимо обеспечить непрерывность и неизменность услуги в ситуации, когда в процессе ее оказания задействованы системы различных госорганов и всегда существует риск внесения неожиданных изменений в их работу.

Тем не менее, реализовать такой проект вполне реально. Подтверждением тому является серия проектов по разработке электронных государственных услуг, реализованных компанией ЕРАМ Systems в рамках проекта по созданию системы электронного правительства Казахстана.

Весь процесс создания электронных государственных услуг можно разделить на три основных этапа: административные реформы, методологическая часть, связанная с выделением и формализацией электронных услуг, и технологическое воплощение.

Электронная государственная услуга (ЭГУ) - обычная государственная услуга, предоставляемая гражданам с помощью современных ИКТ. С одной стороны, это может быть получение от государства некой подтверждающей информации (например, справок, разрешений) или консультационных услуг, с другой стороны - подача сведений государству (например, подача налоговой декларации) или оплата налогов и сборов. В свою очередь, когда поток информации направлен от государства гражданину, важно, чтобы документы, полученные электронным способом, признавались легитимными. Другими словами, остальные учреждения должны принимать их наравне с выданными при личном обращении в госорган.

Сложность заключается в том, что электронный документ - это всего лишь или электронный файл, защищенный электронно-цифровой подписью (ЭЦП), или бумага, распечатанная из интернета, на которой нет оригинальных подписей и государственных печатей. Конечно, на ней должны быть определенные защитные знаки. Этот вопрос вполне решаем (например, система баркодов и водяных знаков сегодня достаточно широко распространена), но этот факт должен быть закреплен законодательно. Поэтому в процессе реализации проекта по созданию государственных электронных услуг приходится решать множество вопросов, связанных с их правомочностью.

Тема 6. Регистрация и способы получения электронной государственной услуги на российском портале государственных и муниципальных услуг

Процедура регистрации на портале государственных и муниципальных услуг. Алгоритм создания «Личного кабинета». Виды услуг, предоставляемые граждам в режиме «Личный кабинет». Перечень федеральных услуг, предоставляемых органами государственной власти на портале в настоящее время. Муниципальные услуги портала. Выбор услуги и этапы получения.

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал) - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая:

Доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;

Предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

Учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Правительством Российской Федерации в качестве оператора Единого портала определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Информация на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещается в течение одного рабочего дня из Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) формируемого федеральными и региональными органами власти Российской Федерации, органами местного самоуправления которые несут ответственность за полноту и достоверность сведений об услугах (функциях).

Единый портал доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам.

Все услуги, размещенные на Едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.

Первым шагом для получения доступа к возможностям Единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта.

Государственные и муниципальные услуги классифицированы по ряду признаков (по ведомствам, по жизненным ситуациям, по категориям пользователей, по популярности - частоте заказа услуги) и представлены в виде каталога.

Тема 7. Электронное правительство в регионах. Электронный муниципалитет

Основные положения Концепция региональной информатизации. Современное состояние информатизации регионов и муниципалитетов в Российской Федерации. Стратегия формирования электронного правительства субъекта Федерации (муниципального образования). Архитектура электронного правительства региона и электронного муниципалитета. Взаимодействие с населением на сайтах регионального электронного правительства и электронного муниципалитета. Оказание региональных государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Создание условий для реализации открытости, подотчетности и прозрачности власти для граждан. Технологии и средства «электронного правительства» в в осуществлении результативного взаимодействия властных структур с населением. Инструменты обратной связи и средства диалога на официальных сайтах. Интернет-приемная: задачи, нормативная база, работа с обращениями граждан. Статус Интернет-приемной, юридическая сила электронного обращения через Интернет-приемную, ответственность заявителя.

Электронный муниципалитет как новая форма взаимоотношений
Особую актуальность данная деятельность приобретает в связи с появлением в мировой практике электронных муниципалитетов.
Термин "электронный муниципалитет" подразумевает создание социально ориентированных проектов на базе инфокоммуникационных технологий на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг. Период становления и развития субъектов муниципального управления сопровождается значительным ростом информационных потоков, связанных с необходимостью получения и обмена достоверной информацией в реальном масштабе времени. По существу, задача повышения эффективности определяется в первую очередь возможностями качественного анализа полученной информации, последующей подготовки и принятия решения, а также контроля над его исполнением. Применение современных информационных и Интернет-технологий позволяет резко повысить качество, достоверность, конфиденциальность и скорость обработки информации, обеспечить доступ в режиме "on-line" к различным базам данных, делает возможным преобразование информации в любую документальную форму для последующего использования или хранения.
В некоторых исследованиях роль местного органа власти связывают лишь с переработкой информации (информационный подход) для снижения ошибок от агрегирования информации на следующих уровнях власти.
Однако информация и технология ее обработки являются важным ресурсом местной администрации. Более того, в период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информатизации на региональном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться "подстройкой" новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно-прогнозным; организовывать интегрированные региональные системы и новые формы взаимоотношений с региональными и находящимися вне региона владельцами информации. Полноценно использовать резервы повышения эффективности системы территориального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.

Тема 8 . Сетевые технологии электронной демократии

Специфика интернет-аудитории. Характеристики целевых аудиторий в сети. Техники коммуникативной работы с целевыми аудиториями в сети. Интернет-проект как средство групповой коммуникации. Средства построения эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями в сети. Российские сетевые проекты электронной демократии. Портал Российская общественная инициатива. Сетевой проект г. Москвы "Активный гражданин". Социальные сети в формировании и деятельности оппозиционных и протестных движений. Демократический потенциал социальных сетей. Роль и место сетевых технологий в "цветных революциях". Условия результативности сетевых движений. Сетевые технологии в формировании протестных движений в России. Прежде чем пытаться ответить на эти вопросы, надо договориться, что мы понимаем под электронной демократией. Многообразные расплывчатые «зонтичные» формулировки, предлагаемые и у нас, и в особенности на Западе, дают возможность посадить под этот зонтик всякой твари по паре, как в Ноев ковчег при потопе. Попытки классификации всей этой живности, то есть видов электронной демократии, тоже многообразны и противоречивы. Ниже я попытаюсь, насколько это возможно в рамках газетной статьи, изложить несколько концептуальных аспектов и современное положение дел в этой области и показать, что по-настоящему значимые проекты преобразования сегодняшней несовершенной демократии не могут родиться из одних только благих пожеланий плюс доступ к Интернету; нужны серьезные разработки, в том числе программистские, алгоритмические и даже математические.

В скобках следует заметить, что «электронная демократия» и «электронное правительство» – это два совершенно разных понятия. Рассматривать ли «правительство» как орган принуждения своих граждан к выполнению законов (государство-регулятор) или как агентство по предоставлению им услуг (государство-провайдер) – в обоих случаях мы имеем иерархическую структуру государственных учреждений («правительство»), каким-то образом взаимодействующую с объектами регулирования или субъектами предоставления услуг. Каждое такое элементарное взаимодействие (например, заполнение налоговой декларации или получение копии свидетельства о рождении), разумеется, может быть значительно упрощено применением ИСТ; то же относится к взаимодействиям государственных учреждений между собой.

Тема 9. Электронное правительство в ракурсе реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

Государственная программа (ГП) "Информационное общество (2011-2020 гг.)". Условия принятия и связь с Федеральной целевой программой "Электронная Россия 2002-2010". Основные цели ГП, задачи, направления реализации. Финансирование и планируемые итоги программы, оценка эффективности. Электронное правительство и электронная демократия в контексте ГП "Информационное общество". Новая редакция ГП "Информационное общество" и ход ее выполнения.

Госзакупки и возможность проведения тендеров для закупки товаров для государственных нужд посредство Интернет. Особенности государства, как хозяйствующего субъекта, определяют осторожность, с которой чиновники относятся к применению электронных технологий в торгово-закупочной деятельности государства. Если Интернет, как информационный ресурс уже давно принят в официальных органах, то использование его средств для получения коммерческой выгоды для государства только развивается. Электронная торговля помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Государству уже не требуется поддерживать излишний ᴨерсонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие сᴨециалистов.

Прозрачность расходования бюджетных средств. Безусловно, этот аргумент "за" является одновременно и аргументом "против" использования электронных технологий неблагонадежными сᴨȇциалистами (чиновниками). Но государству такой асᴨект, как прозрачность расходования бюджетных средств, приносит колоссальные прибыли. Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Можно упомянуть о том, что электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат.

Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательными к такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зрения правительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается, не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые адмиʜᴎϲтративными органами сегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чётко просматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживают из-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорий высок уровень ожиданий. Для всех стран - членов ОЭСР ᴨȇреход к электронному правительству дает возможность правительствам продемонстрировать свои способности в адаптации к новым условиям. Отставание в проведении реформ, сопутствующих внедрению электронного правительства, в нашем конкурентном, быстро меняющемся мире станет платой в экономическом продвижении.

Вместе с тем традиционное государственное управление медленно адаптируется к информационной революции, рассматривая её как один из множественных вызовов, с которыми приходится сталкиваться.

…и должны действовать, но - разумно и используя надлежащие инструменты

Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительных последствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы ᴨереходного ᴨериода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор, направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное. Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управления происходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государств енными органами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценка результатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежать ошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг - предмет пристального внимания - лишь часть функций потенциального электронного правительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТ с целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственных решений.

До тех пор пока ᴨеречисленные меры не будут усᴨешно применены на практике, электронное правительство будет оставаться обманчивым, "косметическим" образованием.

Примерные вопросы к экзамену

1. Цель электронного правительства России. Направления электронного правительства.

2. Виды взаимодействия в структуре электронного правительства РФ: G2C (Government-to-Citizen); G2B (Government-to-Business); G2G (Government-to-Government); G2E (Government - to - Employees).

3. Законодательные и нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность системы электронного правительства.

4. Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)»: цели и основные положения.

5. Локальные нормативно-правовые акты касающиеся функционирования системы электронного правительства в государственных учреждениях.

6. Этапы создания «электронного правительства».

7. Электронное правительство как часть электронной экономики.

8. Нормативная, правовая и методологическая основа функционирования системы электронного правительства в субъекте РФ.

9. Создание системы электронного правительства в регионах: проблемы и перспективы.

10. Электронное правительство в Новгородской области .

11. Управление формированием и развитием электронного правительства.

12. Правовая база электронного документооборота и документирования деятельности.

13. Электронный документооборот как важная задача электронного правительства. Юридическая сила электронного документа. Реквизиты электронных документов.

14. Электронные документные системы. Доступ к электронным документам.

15. Хранение электронных документов.

16. Федеральный закон -ФЗ «Об электронной подписи»: цели, основные понятия и его значение в сфере функционирования системы электронного правительства.

17. Понятие и структурные элементы электронной демократии.

18. Сущность «информационно-коммуникативного метода».

19. Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования управленческих решений в органах власти и управления.

20. Электронные государственные услуги как основная задача электронного

правительства.

21. Система электронных государственных услуг в различных сферах деятельности.

22. Универсальная электронная карты гражданина.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «woodmaster-shop.ru» — Водонагреватели. Отопление. Счетчики воды. Бойлеры. Ванны. Унитаз. Раковины